Николай Фёдоров

Газета «Дмитровский вестник», 8 мая 2004 г. №55

Иллюстрации и дополнительные материалы – Музей Центральной студии документальных фильмов и Москва-Волга.Ру.

– Снимать станем с четырех точек, – приступил к делу начальник киногруппы строительства канала Москва – Волга Рафаил Гиков. – Две камеры – на кораблях, две – на аэропланах.

Главный эпизод – вход праздничной флотилии в канал.

Работаем до Дмитрова, затем отснятый материал – в студию. Проявка, монтаж, звук – это задание на ночь. А утром готовая картина в Икше передается на флагман.

– Рафаил Борисович, это что же, как на фронте?

– Считайте, что так!..

А, действительно, сама стройка все это время походила на фронт. Ежедневные сводки с итогами дня. Призывы: “Ударным трудом:”. Рабочий день по двенадцать часов и рабочая неделя без выходных. На тридцатиградусном морозе, в талой воде и в торфяном болоте. И братские могилы вдоль всей трассы канала. Так же, как на фронте.

Кадры кинохроники 1934-1935 годов строительства канала Москва-Волга
Кадры кинохроники 1934-1935 годов строительства канала Москва-Волга

Оператор, бросивший реплику, на фронте не был, а Гиков в бою был.

Из справки политуправления Особой Дальневосточной армии: “Кинооператоры 3-й фабрики Совкино т. т. Гусев и Гиков находились во время операции 17 ноября с передовыми частями и, несмотря на личную опасность, производили заснятие эпизодов боя в непосредственной близости от вражеских войск”.

“Хотите поехать?” – спросили Гикова. После армейских маневров в Белоруссии – конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. Кто же откажется?!

Р. Гиков. “Из записок кинооператора хроники”: “Мы знали, что наша работа явится проверкой готовности операторов хроники к грядущим боям”:

– Ну, как добрались? – спросил командарм Василий Блюхер. – Давайте не станем терять время, а сразу – на передовую!

И Василий Константинович взялся за телефон.

Ночь. Мороз. Темень, слегка размытая сугробами. А впереди, где-то вдалеке – сверкающие огоньки. Беспорядочные выстрелы винтовок и редкая дробь пулеметов.

Это передовая. И хотя ночью снимать нельзя, важно другое: операторы у цели и с рассветом начнут работу.

На фото (слева направо): С. Гусев, Р. Гиков. КВЖД, 1929 год. Фото из частного архива.
На фото (слева направо): С. Гусев, Р. Гиков. КВЖД, 1929 год. Фото из частного архива.

Рассвет подарил солнце. Рассвет принес ожидание. А крепкий мороз усиливал его и призывал к действию.

Наконец загрохотало вдали. Словно гроза пришла зимой. Это началась артиллерийская канонада. А затем зашевелилась и устремилась вперед пехота.

– Возьмешь киношников! – остановил машину командир.

Однако автомобиль, рванув за уходящим боем, вскоре остановился, пришлось срочно искать замену.

Город Хайлар стал последней точкой в этой короткометражной войне. Операторы снимали все. Редкие вспышки сопротивления, пустынные улицы, “подвиги” мародеров.

Ветер нес какие-то бумаги, хлопал дверями, раскачивал деревья. Только он командовал на улицах, только он командовал звуком. В остальном – тишина. Далеко отсюда, в Хабаровске воевавшие стороны подписывали документ о мире.

Через несколько дней – Новый 1930 год.

Из анкеты. Рафаил Борисович Гиков родился в Харькове в 1901 году. Ушел из 4 класса школы и стал бродячим фотографом. Случайно попав на кинофабрику, снялся в фильме режиссера Гая “За стеной”.

В 1924 году направлен на учебу в Московский кинотехникум, операторское отделение которого завершил в 1929 году. Спустя год закончил факультет литературы и искусства 1 МГУ.

Удостоверение об окончании операторского техникума
Удостоверение об окончании операторского техникума

Режиссер-оператор фильмов “Особая Дальневосточная” (за мужество при съемках награжден серебряными часами) и “Мы видели мир Европы”.

Из воспоминаний Р. Гикова. “Ярким и интересным эпизодом в своей работе я считаю поездку с ударниками вокруг Европы, когда нам (мне и оператору Гусеву), пришлось тайком, прячась и маскируясь от преследования полиции, снимать подлинные кадры рабочего быта и разгром рабочей демонстрации в Гамбурге (за что мы в результате сидели в полиции)”.

В 1934 году аспирант НИИ кинофотоинститута Рафаил Гиков назначен начальником киногруппы Москваволгострой.

Пропуск в Дмитлаге. 1935 год.
Пропуск в Дмитлаге. 1935 год.

Предстояла сдача первого объекта – Истринской плотины, и туда бросались все силы. Приказом по МВС № 149 от 21 июня направлялись сотрудники Центральной художественной мастерской заслуженного деятеля искусств Михаила Черемныха и Центральная агитбригада режиссера Игоря Терентьева, а главное – 500 каналоармейцев-нацменов из лучших бригад “Красный Восток” и “Закавказье”.

Плотину сдали-приняли к семнадцатой годовщине пролетарской революции. Итогом работы группы Рафаила Гикова стал фильм “Первая победа”, показанный на экранах всего Советского Союза. Следом вышел другой – “На стройке гиганта”.

– Нам предстоит большая работа, – говорил Рафаил Борисович коллегам. – Мы должны показывать все изменения, происходящие на стройке. Для этого требуется вести съемки возводимых объектов – с одних и тех же точек, изо дня в день.

Нам надо подмечать психологические изменения человека, особенно заключенных. Здесь также нужно выбрать два-три десятка людей и снимать их постоянно. Схватывать все детали перековки бросового гражданина. В одном показать тысячи и одного – в тысячах.

А фактуры для нового фильма – предостаточно! Вчерашние ударники Беломорканала и здесь бьют рекорды. Художники-зеки готовят работы для московской выставки. Группа каналоармейцев вернулась из Коврова с курсов трактористов. Трудовой слёт лагерниц.

Фильм надо делать непременно звуковым. Это важно и ответственно. Здесь потребуется и речь “от автора”, и диалоги, и обязательно производственные шумы. Киноряд – это жизнь стройки, а звук – ее дыхание.

– Товарищ Сталин – на Перерве!

14 июня 1936 года. Сталин и Каганович на Перерве.
14 июня 1936 года. Сталин и Каганович на Перерве.

Собирались быстро, а автомобиль, казалось, мчался стремительно, но все равно не успели. Вождь осмотрел, расспросил, помахал рукой и уехал.

Из воспоминаний Р. Гикова: На Перерву Сталин прибыл неожиданно, и нам не удалось его заснять. После этого мы на всякий случай стали оставлять в Дмитрове дежурных операторов.

22 апреля 1937 года. На “вахте” – старший оператор Тросман. В управлении строительства канала – звонок: в Центральном районе – правительственная делегация.

22 апреля 1937 года. Кадр из фильма "Москва-Волга".
22 апреля 1937 года. Кадр из фильма “Москва-Волга”.

В Яхрому – не в Перерву. Да и собирать “хозяйство” не требуется.

Сначала Тросман замер от неожиданности, потом стал двигаться к беседующей группе. Пояснения ей давал начальник работ Александр Комаровский (с этим киношники общались часто), а вот внимательно слушал его – вождь, товарищ Сталин.

22 апреля 1937 года. Комаровский и Сталин. Кадр из фильма "Москва-Волга".
22 апреля 1937 года. Комаровский и Сталин. Кадр из фильма “Москва-Волга”.

Много сделать, разумеется, не удалось, но 40 метров отснятого материала стали важным эпизодом будущего фильма.

Флагман дает гудок, который, сливаясь вместе с маршем духового оркестра и шумом толпы, создает неповторимый и мощный звуковой эффект. Флотилия кораблей медленно втягивается в русло искусственной реки. “Фарватер готов, полный вперед!” – приветствует их транспарант на берегу.

Праздник продолжается, только меняются эпизоды.

В Ореве навстречу судам несется легкая моторка. В ней – начальник строительства Матвей Берман, главный инженер Сергей Жук и секретарь Дмитровского ГК ВКП(б) и парткома МВС Михаил Марчук.

30 апреля в 18.26 под звуки Интернационала корабли подходят к дмитровской пристани.

Первый и последний раз эпицентр городских первомайских мероприятий из центра Дмитрова перенесся на пристань и сквер рядом с ней.

Речи и здравицы с трибуны. В словах – гордость за сделанное, а за ними – тревога. Аресты начали косить канальское руководство. Начальник Дмитлага Семен Фирин, начальник III отдела. Сергей Пузицкий, начальник Волжского района Сергей Быховский. Кто за ними?

Вскоре орденами наградят: бывшего начальника строительства Лазаря Когана и нынешнего – Матвея Бермана, нынешнего партийного вождя дмитровских и канальских коммунистов, а в будущем – первого секретаря Краснодарского крайкома партии Михаила Марчука. Наградят, а затем расстреляют.

Завершены митинг и демонстрация, флагман дает гудок, и корабли начинают движение к излучине.

В Икше на них поднимутся стахановцы Центрального района. И мало кто обратит внимание на группу с металлическими коробками. А кто взглянет – отметит: киношники.

Они, отработавшие вечер и ночь в монтажной, после Икши начинают демонстрацию своей работы – экстренного выпуска Союзкинохроники.

Из воспоминаний Р. Гикова: “Утром следующего дня мы выехали навстречу флотилии, находящейся между Дмитровом и Москвой.

В кинозалах пароходов мы показывали строителям канала их самих при отплытии с Большой Волги. В фильм мы вмонтировали сюжеты из прежних съемок строительства, и они вновь пережили и вспомнили этапы своей борьбы, воочию увидели результаты своего труда”.

22 апреля 1937 года. Кадр из фильма "Москва-Волга".
22 апреля 1937 года. Кадр из фильма “Москва-Волга”.

И Рафаил Борисович вспоминал. Как ежемесячно выпускали киножурналы “На стройке канала”. Как снимали фантастический сюжет – остановку Волги.

В каких условиях приходилось работать! Сейчас поездка из Дмитрова на Волгу – несколько часов, а в 34-м добирались двое суток.

Тогда была осень. Прошел дождь. Дороги – сплошное месиво.

Машина ползла долго, пока не уперлась в огромную лужу.

“Отец! – окликнули крестьянина, трусившего на лошадке. – Прорвемся?” – “Грузовики здесь ходют. Аккурат до лежневки”, – философски ответил мужичонка и хлестнул лошаденку.

Дали газ – и провалились. Вылезали через окна на крышу кузова, следом вытаскивали аппаратуру. Долго ждали трактор, а затем еще раз провалились: теперь в торф”.

Вот так было на КВЖД, во время боев с японцами. Когда после поисков увидели своих, водитель от радости рванул с места и угробил машину в воронке.

Тогда была война. И была радость встреч и победы. А сейчас – мир и снова победа.

Рафаил Гиков, конечно, не мог и представить, что пройдет всего четыре года и канал станет линией фронта, а вдоль его трассы полетят фашистские асы. И он, военный корреспондент, станет снимать тяжелые бои под Москвой, ужасы немецкой оккупации и радость первой победы над несокрушимым до этого врагом.

Это был не локальный конфликт с японцами, а настоящая война с захватчиками.

Из анкеты Рафаила Борисовича Гикова: Заведующий кафедрой документального кино Государственного института кинематографии, доцент. Автор фильмов “Воздушный парад”, “Поколение победителей”, “А. В. Луначарский”, “Одиннадцать столиц”.

В 1941 году – режиссер-оператор Центральной студии кинохроники на Западном фронте.

Из воспоминаний Р. Гикова: “Все сожжено. Но кончится война, снова зацветут сады, снова нарядные домишки встанут по краям шоссе: Но эту дорогу запомнит каждый, кто прошел по ней суровую зиму 1941-1942 годов”.

И снова дороги. И снова кадры кинохроники. На этот раз на Брянском направлении:

“Сорок часов сквозь вьюгу. Только бы не сбиться. Останавливаться нельзя – заметет. Надежда только на чутье шофера. И желание скорейшего тепла”.

Под Курском:

Высоко в небе – “юнкерсы”. Бьют зенитки. Наши истребители атакуют врага. Операторы снимают сражение.

Мост через реку разбит. Начинается переправа по воде:

Сзади – “мессер”. Уворачиваясь, съехали с каменистого брода, двигатель заглох.

Поле цветов. Встает солнце. Батальон танкистов дает клятву уничтожить врага.

У деревушки – стена огня. Немецкие автоматчики при поддержке танков идут в атаку. Сообщение: в мотосрелковом батальоне взято в плен около тридцати фашистов. Операторы мчатся туда.

Темнеет. Зарево пожаров. Некошенная трава.

“Вот поеду в Москву, – мечтает Герой Советского Союза лейтенант Любушкин. – Может, Сталина увижу”:

Взлетают разноцветные ракеты. Герой спит, свернувшись калачиком.

Утро. Авианалет. Бомба попадает в танк. Экипаж лейтенанта Любушкина сгорает заживо. Трагедию снимает оператор Гутман.”

Из протокола заключительного пленарного заседания Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства 29 марта 1944 года. МХАТ имени Горького:

“Заслушав отчет счетной комиссии о результатах голосования, пленум Комитета утверждает его и выдвигает на присуждение Сталинской премии за выдающиеся работы 1943 года следующие кандидатуры в области хроникально-документальной кинематографии.

Премия первой степени. Гиков Рафаил Борисович, режиссер. Лозовский Ефим Давыдович, оператор. Малов Иван Федорович, оператор. Марченко Яков Григорьевич, оператор. За кинокартину “Орловская битва”.

В 1945 году майор Гиков командируется в Берлин. Снимать победителей в последней войне.

“Но кончится война, снова зацветут сады:”

И война кончилась! И сады цветут! И это следует торопиться заснять!..

Рафаил Гиков (третий слева) на съемках полнометражного фильма РАЗГРОМ ЯПОНИИ (1946). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.
Рафаил Гиков (третий слева) на съемках полнометражного фильма РАЗГРОМ ЯПОНИИ (1946). Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

Торопитесь, Рафаил Борисович, потому что жить вам осталось…

Из воспоминаний Р. Гикова: “Я горжусь своей работой на хронике,  потому что моя работа, как работа каждого советского кинохроникера была не только фиксированием виденных фактов, но и создавала политически действенные и острые документы”.

В Харькове, как и везде, множество мастеров-частников. Стекла вставлять, посуду лудить-паять, колодца копать, дома поднимать, сапоги тачать. Был бы спец, а дело найдется любому. К ним-то и ушел бросивший школу Рафаил. Бродячим фотографом. Однажды путь привел его к кинофабрике. Из любопытства открыл дверь и попал в прекрасный мир искусства. Навсегда.

При подготовке очерка использованы материалы РГАЛИ и Красногорского архива кинофотодокументов.

Редакция благодарит Музей кино и лично М. Ю. Гришину за оказанную помощь в подготовке этой работы.


Избранная фильмография

  • 1934 — Первая победа (Москва-Волгострой); (фильм рассказывает о строительстве канала Волга-Москва); режиссер: Р. Гиков; операторы: В. Будилович, Н. Самгин, Э. Тросман, К. Широнин, П. Русанов; звукооператор: С. Ренский
  • 1934, осень — На стройке гиганта
  • 1936 — На стройке канала Москва – Волга; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман
  • 1937 — Москва – Волга; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман, К. Соломаха; звукооператор: И. Ренков; музоформитель Г. Гамбург
  • 1937 — Москва – Волга; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман, К. Соломаха; композитор Г. Гамбург; звукооператор И. Ренков; ассистент Г. Кумяльский
  • 1937 — Искусство канала (выпуск № 1); производство: Киногруппа строительства канала Москва-Волга; режиссер

Награды

  • 1943 — Орден Красной Звезды
  • 1944 — Орден Отечественной войны II степени
  • 1945 — Медаль «За победу над Японией»
  • 1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1945 — Орден Отечественной войны II степени

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя