Николай Фёдоров
Газета «Дмитровский вестник», 8 мая 2004 г. №55
Иллюстрации и дополнительные материалы – Музей Центральной студии документальных фильмов и Москва-Волга.Ру.
– Снимать станем с четырех точек, – приступил к делу начальник киногруппы строительства канала Москва – Волга Рафаил Гиков. – Две камеры – на кораблях, две – на аэропланах.
Главный эпизод – вход праздничной флотилии в канал.
Работаем до Дмитрова, затем отснятый материал – в студию. Проявка, монтаж, звук – это задание на ночь. А утром готовая картина в Икше передается на флагман.
– Рафаил Борисович, это что же, как на фронте?
– Считайте, что так!..
А, действительно, сама стройка все это время походила на фронт. Ежедневные сводки с итогами дня. Призывы: “Ударным трудом:”. Рабочий день по двенадцать часов и рабочая неделя без выходных. На тридцатиградусном морозе, в талой воде и в торфяном болоте. И братские могилы вдоль всей трассы канала. Так же, как на фронте.
Оператор, бросивший реплику, на фронте не был, а Гиков в бою был.
Из справки политуправления Особой Дальневосточной армии: “Кинооператоры 3-й фабрики Совкино т. т. Гусев и Гиков находились во время операции 17 ноября с передовыми частями и, несмотря на личную опасность, производили заснятие эпизодов боя в непосредственной близости от вражеских войск”.
“Хотите поехать?” – спросили Гикова. После армейских маневров в Белоруссии – конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. Кто же откажется?!
Р. Гиков. “Из записок кинооператора хроники”: “Мы знали, что наша работа явится проверкой готовности операторов хроники к грядущим боям”:
– Ну, как добрались? – спросил командарм Василий Блюхер. – Давайте не станем терять время, а сразу – на передовую!
И Василий Константинович взялся за телефон.
Ночь. Мороз. Темень, слегка размытая сугробами. А впереди, где-то вдалеке – сверкающие огоньки. Беспорядочные выстрелы винтовок и редкая дробь пулеметов.
Это передовая. И хотя ночью снимать нельзя, важно другое: операторы у цели и с рассветом начнут работу.
Рассвет подарил солнце. Рассвет принес ожидание. А крепкий мороз усиливал его и призывал к действию.
Наконец загрохотало вдали. Словно гроза пришла зимой. Это началась артиллерийская канонада. А затем зашевелилась и устремилась вперед пехота.
– Возьмешь киношников! – остановил машину командир.
Однако автомобиль, рванув за уходящим боем, вскоре остановился, пришлось срочно искать замену.
Город Хайлар стал последней точкой в этой короткометражной войне. Операторы снимали все. Редкие вспышки сопротивления, пустынные улицы, “подвиги” мародеров.
Ветер нес какие-то бумаги, хлопал дверями, раскачивал деревья. Только он командовал на улицах, только он командовал звуком. В остальном – тишина. Далеко отсюда, в Хабаровске воевавшие стороны подписывали документ о мире.
Через несколько дней – Новый 1930 год.
Из анкеты. Рафаил Борисович Гиков родился в Харькове в 1901 году. Ушел из 4 класса школы и стал бродячим фотографом. Случайно попав на кинофабрику, снялся в фильме режиссера Гая “За стеной”.
В 1924 году направлен на учебу в Московский кинотехникум, операторское отделение которого завершил в 1929 году. Спустя год закончил факультет литературы и искусства 1 МГУ.
Режиссер-оператор фильмов “Особая Дальневосточная” (за мужество при съемках награжден серебряными часами) и “Мы видели мир Европы”.
Из воспоминаний Р. Гикова. “Ярким и интересным эпизодом в своей работе я считаю поездку с ударниками вокруг Европы, когда нам (мне и оператору Гусеву), пришлось тайком, прячась и маскируясь от преследования полиции, снимать подлинные кадры рабочего быта и разгром рабочей демонстрации в Гамбурге (за что мы в результате сидели в полиции)”.
В 1934 году аспирант НИИ кинофотоинститута Рафаил Гиков назначен начальником киногруппы Москваволгострой.
Предстояла сдача первого объекта – Истринской плотины, и туда бросались все силы. Приказом по МВС № 149 от 21 июня направлялись сотрудники Центральной художественной мастерской заслуженного деятеля искусств Михаила Черемныха и Центральная агитбригада режиссера Игоря Терентьева, а главное – 500 каналоармейцев-нацменов из лучших бригад “Красный Восток” и “Закавказье”.
Плотину сдали-приняли к семнадцатой годовщине пролетарской революции. Итогом работы группы Рафаила Гикова стал фильм “Первая победа”, показанный на экранах всего Советского Союза. Следом вышел другой – “На стройке гиганта”.
– Нам предстоит большая работа, – говорил Рафаил Борисович коллегам. – Мы должны показывать все изменения, происходящие на стройке. Для этого требуется вести съемки возводимых объектов – с одних и тех же точек, изо дня в день.
Нам надо подмечать психологические изменения человека, особенно заключенных. Здесь также нужно выбрать два-три десятка людей и снимать их постоянно. Схватывать все детали перековки бросового гражданина. В одном показать тысячи и одного – в тысячах.
А фактуры для нового фильма – предостаточно! Вчерашние ударники Беломорканала и здесь бьют рекорды. Художники-зеки готовят работы для московской выставки. Группа каналоармейцев вернулась из Коврова с курсов трактористов. Трудовой слёт лагерниц.
Фильм надо делать непременно звуковым. Это важно и ответственно. Здесь потребуется и речь “от автора”, и диалоги, и обязательно производственные шумы. Киноряд – это жизнь стройки, а звук – ее дыхание.
– Товарищ Сталин – на Перерве!
Собирались быстро, а автомобиль, казалось, мчался стремительно, но все равно не успели. Вождь осмотрел, расспросил, помахал рукой и уехал.
Из воспоминаний Р. Гикова: На Перерву Сталин прибыл неожиданно, и нам не удалось его заснять. После этого мы на всякий случай стали оставлять в Дмитрове дежурных операторов.
22 апреля 1937 года. На “вахте” – старший оператор Тросман. В управлении строительства канала – звонок: в Центральном районе – правительственная делегация.
В Яхрому – не в Перерву. Да и собирать “хозяйство” не требуется.
Сначала Тросман замер от неожиданности, потом стал двигаться к беседующей группе. Пояснения ей давал начальник работ Александр Комаровский (с этим киношники общались часто), а вот внимательно слушал его – вождь, товарищ Сталин.
Много сделать, разумеется, не удалось, но 40 метров отснятого материала стали важным эпизодом будущего фильма.
Флагман дает гудок, который, сливаясь вместе с маршем духового оркестра и шумом толпы, создает неповторимый и мощный звуковой эффект. Флотилия кораблей медленно втягивается в русло искусственной реки. “Фарватер готов, полный вперед!” – приветствует их транспарант на берегу.
Праздник продолжается, только меняются эпизоды.
В Ореве навстречу судам несется легкая моторка. В ней – начальник строительства Матвей Берман, главный инженер Сергей Жук и секретарь Дмитровского ГК ВКП(б) и парткома МВС Михаил Марчук.
30 апреля в 18.26 под звуки Интернационала корабли подходят к дмитровской пристани.
Первый и последний раз эпицентр городских первомайских мероприятий из центра Дмитрова перенесся на пристань и сквер рядом с ней.
Речи и здравицы с трибуны. В словах – гордость за сделанное, а за ними – тревога. Аресты начали косить канальское руководство. Начальник Дмитлага Семен Фирин, начальник III отдела. Сергей Пузицкий, начальник Волжского района Сергей Быховский. Кто за ними?
Вскоре орденами наградят: бывшего начальника строительства Лазаря Когана и нынешнего – Матвея Бермана, нынешнего партийного вождя дмитровских и канальских коммунистов, а в будущем – первого секретаря Краснодарского крайкома партии Михаила Марчука. Наградят, а затем расстреляют.
Завершены митинг и демонстрация, флагман дает гудок, и корабли начинают движение к излучине.
В Икше на них поднимутся стахановцы Центрального района. И мало кто обратит внимание на группу с металлическими коробками. А кто взглянет – отметит: киношники.
Они, отработавшие вечер и ночь в монтажной, после Икши начинают демонстрацию своей работы – экстренного выпуска Союзкинохроники.
Из воспоминаний Р. Гикова: “Утром следующего дня мы выехали навстречу флотилии, находящейся между Дмитровом и Москвой.
В кинозалах пароходов мы показывали строителям канала их самих при отплытии с Большой Волги. В фильм мы вмонтировали сюжеты из прежних съемок строительства, и они вновь пережили и вспомнили этапы своей борьбы, воочию увидели результаты своего труда”.
И Рафаил Борисович вспоминал. Как ежемесячно выпускали киножурналы “На стройке канала”. Как снимали фантастический сюжет – остановку Волги.
В каких условиях приходилось работать! Сейчас поездка из Дмитрова на Волгу – несколько часов, а в 34-м добирались двое суток.
Тогда была осень. Прошел дождь. Дороги – сплошное месиво.
Машина ползла долго, пока не уперлась в огромную лужу.
“Отец! – окликнули крестьянина, трусившего на лошадке. – Прорвемся?” – “Грузовики здесь ходют. Аккурат до лежневки”, – философски ответил мужичонка и хлестнул лошаденку.
Дали газ – и провалились. Вылезали через окна на крышу кузова, следом вытаскивали аппаратуру. Долго ждали трактор, а затем еще раз провалились: теперь в торф”.
Вот так было на КВЖД, во время боев с японцами. Когда после поисков увидели своих, водитель от радости рванул с места и угробил машину в воронке.
Тогда была война. И была радость встреч и победы. А сейчас – мир и снова победа.
Рафаил Гиков, конечно, не мог и представить, что пройдет всего четыре года и канал станет линией фронта, а вдоль его трассы полетят фашистские асы. И он, военный корреспондент, станет снимать тяжелые бои под Москвой, ужасы немецкой оккупации и радость первой победы над несокрушимым до этого врагом.
Это был не локальный конфликт с японцами, а настоящая война с захватчиками.
Из анкеты Рафаила Борисовича Гикова: Заведующий кафедрой документального кино Государственного института кинематографии, доцент. Автор фильмов “Воздушный парад”, “Поколение победителей”, “А. В. Луначарский”, “Одиннадцать столиц”.
В 1941 году – режиссер-оператор Центральной студии кинохроники на Западном фронте.
Из воспоминаний Р. Гикова: “Все сожжено. Но кончится война, снова зацветут сады, снова нарядные домишки встанут по краям шоссе: Но эту дорогу запомнит каждый, кто прошел по ней суровую зиму 1941-1942 годов”.
И снова дороги. И снова кадры кинохроники. На этот раз на Брянском направлении:
“Сорок часов сквозь вьюгу. Только бы не сбиться. Останавливаться нельзя – заметет. Надежда только на чутье шофера. И желание скорейшего тепла”.
Высоко в небе – “юнкерсы”. Бьют зенитки. Наши истребители атакуют врага. Операторы снимают сражение.
Мост через реку разбит. Начинается переправа по воде:
Сзади – “мессер”. Уворачиваясь, съехали с каменистого брода, двигатель заглох.
Поле цветов. Встает солнце. Батальон танкистов дает клятву уничтожить врага.
У деревушки – стена огня. Немецкие автоматчики при поддержке танков идут в атаку. Сообщение: в мотосрелковом батальоне взято в плен около тридцати фашистов. Операторы мчатся туда.
Темнеет. Зарево пожаров. Некошенная трава.
“Вот поеду в Москву, – мечтает Герой Советского Союза лейтенант Любушкин. – Может, Сталина увижу”:
Взлетают разноцветные ракеты. Герой спит, свернувшись калачиком.
Утро. Авианалет. Бомба попадает в танк. Экипаж лейтенанта Любушкина сгорает заживо. Трагедию снимает оператор Гутман.”
Из протокола заключительного пленарного заседания Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства 29 марта 1944 года. МХАТ имени Горького:
“Заслушав отчет счетной комиссии о результатах голосования, пленум Комитета утверждает его и выдвигает на присуждение Сталинской премии за выдающиеся работы 1943 года следующие кандидатуры в области хроникально-документальной кинематографии.
Премия первой степени. Гиков Рафаил Борисович, режиссер. Лозовский Ефим Давыдович, оператор. Малов Иван Федорович, оператор. Марченко Яков Григорьевич, оператор. За кинокартину “Орловская битва”.
В 1945 году майор Гиков командируется в Берлин. Снимать победителей в последней войне.
“Но кончится война, снова зацветут сады:”
И война кончилась! И сады цветут! И это следует торопиться заснять!..
Торопитесь, Рафаил Борисович, потому что жить вам осталось…
Из воспоминаний Р. Гикова: “Я горжусь своей работой на хронике, потому что моя работа, как работа каждого советского кинохроникера была не только фиксированием виденных фактов, но и создавала политически действенные и острые документы”.
В Харькове, как и везде, множество мастеров-частников. Стекла вставлять, посуду лудить-паять, колодца копать, дома поднимать, сапоги тачать. Был бы спец, а дело найдется любому. К ним-то и ушел бросивший школу Рафаил. Бродячим фотографом. Однажды путь привел его к кинофабрике. Из любопытства открыл дверь и попал в прекрасный мир искусства. Навсегда.
При подготовке очерка использованы материалы РГАЛИ и Красногорского архива кинофотодокументов.
Редакция благодарит Музей кино и лично М. Ю. Гришину за оказанную помощь в подготовке этой работы.
Избранная фильмография
- 1934 — Первая победа (Москва-Волгострой); (фильм рассказывает о строительстве канала Волга-Москва); режиссер: Р. Гиков; операторы: В. Будилович, Н. Самгин, Э. Тросман, К. Широнин, П. Русанов; звукооператор: С. Ренский
- 1934, осень — На стройке гиганта
- 1936 — На стройке канала Москва – Волга; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман
- 1937 — Москва – Волга; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман, К. Соломаха; звукооператор: И. Ренков; музоформитель Г. Гамбург
- 1937 — Москва – Волга; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман, К. Соломаха; композитор Г. Гамбург; звукооператор И. Ренков; ассистент Г. Кумяльский
- 1937 — Искусство канала (выпуск № 1); производство: Киногруппа строительства канала Москва-Волга; режиссер
Награды
- 1943 — Орден Красной Звезды
- 1944 — Орден Отечественной войны II степени
- 1945 — Медаль «За победу над Японией»
- 1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- 1945 — Орден Отечественной войны II степени