Бродячий сюжет-2

0

В журнале «Колхозные ребята» №5 за 1937 год на странице 17 обнаружился рисунок, сюжет которого мне уже неоднократно встречался. В «Колхозных ребятах» им была иллюстрирована статья Павла Ивановича Лопатина «Волга идёт в Москву» о строительстве канала Москва-Волга. Кстати говоря, в 1938 году П. Лопатин выпустил одноимённую книгу, а в 1938 году она была переработана и вышла под названием «Москва-Волга».

Авторами иллюстраций к статье были указаны Б. Суханов и Ю. Григорьев.

С большой вероятностью «Б. Суханов» — Борис Фёдорович Суханов (1900-1987).

Как раз в 1930-е годы Б.Ф. Суханов занимался иллюстрированием детской литературы, а для любителей истории канала Москва-Волга более известен как автор серии акварелей и литографий 1939 года с видами сооружений только что построенного канала.

 

Установить личность Ю. (видимо Юрия) Григорьева не удалось. Да это и не играет особой роли.

Вернёмся к иллюстрации к статье «Волга идёт в Москву»:

Мне это очень напомнило рисунок художника Дмитлага Константина Соболевского :

Давайте разбираться, кто же был первым? Кто у кого позаимствовал? Чей плагиат?

Задачка решается крайне просто. Журнал «Колхозные ребята» №5 за 1937 год был сдан в набор 10 апреля 1937 и подписан к печати 9 мая 1937. А журнал «Техника — молодёжи», в котором был опубликован рисунок Соболевского имеет №11-12 за 1936 год, сдан в набор 17 ноября 1936 и подписан к печати 22 ноября 1936. Приоритет однозначно за Константином Соболевским. Увы, плагиатом занимался или Б. Суханов, или Ю. Григорьев, или оба сразу…

Но история с этим рисунком не заканчивается. Дело в том, что ещё в июне 1936 года, на обложке дмитлаговского журнала «На штурм трассы» №6 появился рисунок другого художника Дмитлага — Глеба Куна:

Удивительно перекликаются рисунки Соболевского и Куна, не правда ли? На самом деле ничего удивительного нет. Соболевский и Кун были очень дружны и постоянно работали вместе, благо Кун был начальником Центральных художественных мастерских Дмитлага, а Соболевский — его подчинённым. Соболевский, вдохновившись работой Куна, не прямолинейно её перерисовал, а в значительной мере переработал, тем самым обогатив сюжет. Потому и плагиатором считать Соболевского не приходится.

Но и на этом история не заканчивается. Приглядитесь к хорошо известному плакату «Канал Москва-Волга открыт!»:

Вполне очевидно, вариант Соболевского был использован и на этом плакате. Однако авторами были указаны сразу три художника — Глеб Кун, Василий Ёлкин (ещё один дмитлаговец-художник) и Константин Соболевский.

Если роли Куна и Соболевского вполне понятны, то вклад Ёлкина не очевиден. Предположу, что Ёлкин помог с компоновкой основных частей плаката — рисунка Соболевского-Куна, надписей, флага и профиля Сталина — перед арестом и заключением в Дмитлаг Ёлкин уже был известным плакатистом и имел немалый опыт по их созданию.

Плакат был сдан в производство 1 апреля 1937 года и подписан к печати уже на следующий день:

Может плакат и стал источником плагиата?

Мариинская Cистема 1810-1910

 

Инженер И. Петрашень. Мариинская Система. 1810-1910.

С.-Петербург, Книгопечатня Шмидтъ, 1910 г., 216 стр.

Читать / скачать

Предисловие автора

Содержание

Журнал «Колхозные ребята» №5 (май) 1937

Фрагмент журнала «Колхозные ребята» №5 (май) 1937, посвящённый каналу Москва-Волга.

Ответственный редактор Е. Опендак. Ответственный секретарь Б. Азарнова. Оформление В. Веретенникова.

Сдано в набор 10/IV 1937 г. Подписано к печати 9/V 1937г.

Формат 27 см Х 19,4 см, 32 страницы

Тираж 75 000.

Судоходные гидротехнические сооружения СССР (1970)

Г.Л. Садовский. Судоходные гидротехнические сооружения СССР.

Москва, Издательство Транспорт, 1970, тир. 4500, 264 стр.

СОДЕРЖАНИЕ

Искусственные водные пути и единая глубоководная сеть водных путей европейской части СССР
Искусственные водные пути дореволюционной России 5
Северо-Двинская шлюзованная система 8
Москворецко-Окская шлюзованная система 11
Днепро-Бугский канал 15
Северо-Донецкая шлюзованная система 19
Единая глубоководная сеть водных путей 22
Флот и порты глубоководной сети 31

Современные судоходные каналы СССР
Беломорско-Балтийский канал 43
Канал имени Москвы 49
Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина 71
Волго-Балтийский водный путь имени В.И. Ленина 91

Волжско-Камский каскад гидротехнических сооружений
Угличский гидроузел 125
Рыбинский гидроузел 131
Горьковский гидроузел 137
Куйбышевский гидроузел 142
Саратовский гидроузел 149
Волгоградский гидроузел 155
Чебоксарский гидроузел 161
Пермский гидроузел 165
Воткинский гидроузел 173
Нижне-Камский гидроузел 177
Павловский гидроузел на р. Уфе 182

Днепровский каскад гидротехнических сооружений
Каховский гидроузел 185
Запорожский гидроузел 191
Днепродзержинский гидроузел 195
Кременчугский гидроузел 201
Каневский гидроузел 206
Киевский гидроузел 211

Комплексные гидротехнические сооружения на Востоке страны
Бухтарминский гидроузел на р. Иртыше 217
Усть-Каменогорский гидроузел на р. Иртыше 221
Новосибирский гидроузел на р. Оби 225
Красноярский гидроузел на р. Енисее 229
Иркутский и Братский гидроузлы на р. Ангаре 234
Зейский гидроузел на р. Зее 236
Каракумский ирригационно-судоходный канал 240

Перспективы гидротехнического строительства
Судоходные сооружения ближайшего будущего 245
Совершенствование конструкций гидросооружений 257

 

Читать / скачать

Агитпоездка фотохудожников 4-9 августа 1937 года

Закончилась великая и ужасная сталинская стройка канала Москва-Волга. Для пропаганды подвига советского народа и великого Сталина по каналу был организован рейс парохода «Алексей Стаханов» с 4 по 9 апреля 1937 года. На борту парохода разместились около тридцати фотографов, некоторые из которых на сегодняшний день стали классиками фотографии. Среди участников поездки были Юрий Ерёмин, Николай Андреев, Аркадий Шайхет, Михаил Прехнер, Наум Грановский, Н.Бирюков, Александр Хлебников, Андрей Телешев, Николай Кубеев, А. (или М.) Радин, А.Пархоменко, Роберт Диамент (Киев), В.Лебедь (Киев), Леонид Великжанин, Беляев, Наталья Бодэ, Козловский, Борис Козюк, Либерман, Солодовников, Стронько, Шалашов.

По результатам поездки в московском Доме печати была проведена выставка лучших работ в количестве около 120 фотоснимков. Есть сведения, что был выпущен каталог этой выставки, но, увы, пока разыскать его не удалось.


Журнал «Советское фото» № 9 Сентябрь 1937 г., С.1-2.
Автор: С. А.

Коллектив фотографов на канале Москва–Волга

Одного художника попросили как-то высказаться об искусстве фотографии. Он привел такой пример.

– Представим себе — сказал он, – что несколько художников, зрелых и опытных, решили написать один и тот же пейзаж, с одной и той же рабочей площадки. Результаты получатся неожиданные. Картины не будут повторять одна другую. Такова сущность искусства: каждый художник говорит своим языком. Пусть попробуют снять тот же пейзаж с одной точки в один момент несколько фотографов – получится ряд более или менее схожих снимков. В этом – разница искусства живописи от фотографии.

Наш художник вынужден был бы существенно изменить свое мнение, если бы просмотрел работы коллектива фотографов, совершивших 4–9 августа с. г. творческую поездку по каналу Москва–Волга. Около тридцати фоторепортеров, фотохудожников, работников прикладной фотографии и фотолюбителей участвовали в этой поучительной поездке, организованной оргбюро фото-секции ЦК союза кинофотоработников и Союзфото. Почти пять дней пробыли участники этой экскурсии на канале. Пароход «Алексей Стаханов» останавливался на всех участках трассы, заходил в водохранилища, причаливал к плотинам, водосбросам и – просто – к живописным берегам канала.

Казалось, что одновременная работа большого коллектива фотоработников, действительно, приведет к повторению одних и тех же кадров. Но даже первый беглый просмотр заснятого материала рассеял сомнения. Ни один из мастеров, обладающих своей творческой манерой, и в малой степени не почувствовал какого бы то ни было стеснения в необычных условиях работы и дал серию снимков, сохранив свой стиль, по-своему отразив замечательные сооружения. Буквально с одной точки снятые виды канала смотрятся, как оригинальные, не повторяющие один другого снимки. Многообразие художественных возможностей, заложенных в фотографии, раскрывается с большой убедительностью в сериях снимков участников поездки.

Перед нами работы Ю. Еремина. Это имя много лет на страницах наших журналов служило синонимом понятия о фотохудожнике, отображающем уходящее, далеком от советской тематики.

И вот Ю. Еремин – на трассе замечательного канала, воплощающего в себе мощь и славу молодой советской индустрии. В результате – блестящая серия снимков.

Можно было бы сделать упрек Ю. Еремину. Увлеченный богатством световых возможностей, он в ряде снимков канала свел свою работу к разрешению чисто формальных, этюдных задач. По серии Ю. Еремина трудно судить и о масштабах сооружения. Этот упрек был бы справедлив. Подобные недостатки не умаляют, однако, достоинств работ Еремина, сумевшего в своем творческом плане многообразно показать замечательнейший канал.

Другой автор – Н. Андреев. Пейзажист. Мастер мягкорисующей оптики, многие годы увлекавшийся «чистыми» пейзажами среднерусской полосы. Н. Андреев впервые на канале сталкивается с непривычными объектами – сооружениями строгих форм. Вместо стогов сена, березовых рощ, извилистых речек – на матовом стекле его испытанной «зеркалки» железобетонные конструкции, массивные ворота шлюзов башни и водосбросы.

Пожалуй, можно было бы ожидать от фотографа растерянности, неудачи? Нет. И у Н. Андреева оказалась отличная серия любовно обработанных, весьма интересных и цельных по своему замыслу снимков.

Можно, пожалуй, упрекнуть его в излишней склонности к темной тональной гамме и в попытке как бы растворить строгие и мощные формы сооружений в мягких тонах окружающего пейзажа. Старые художественные традиции Н. Андреева иногда, чувствуется, довлеют над автором. Они упрямы, эти традиции, и сопротивляются вторжению в пейзажи новых мотивов. В целом все же серия работ, сделанных Н. Андреевым на канале,– значительный творческий успех автора.

Совершенно в другом роде серия снимков А. Шайхета. С неутомимостью и упорством опытного фоторепортера он безошибочно выбирал верхние точки, позволившие наилучшим образом оттенить мощь, монументальность, простор канала – эти черты, характеризующие величайшее гидротехническое сооружение эпохи.

Сохранил своеобразие в подходе к съемке М. Прехнер. Стремление к лаконизму и экономии изобразительных средств, – ценное качество, свойственное методу работы этого фотографа, – сказалось и в его снимках канала.

Несколько сильных работ, отражающих архитектуру сооружений канала, хорошую технику обработки снимков показали Н. Грановский и Н. Бирюков, А. Хлебников и А. Телешев.

Трудным испытанием оказалось подобное творческое соревнование для группы участников поездки – фоторепортеров московских и киевских газет и Союзфото. Бесспорно, у многих из них, как, например, у Н. Кубеева, А. Радина, А. Пархоменко, киевских фоторепортеров тт. Диамента, Лебедя и др. – наметанный глаз, есть умение быстро построить кадр, правильно схватить главные черты, характерные для объекта.

Но достаточно ли этих качеств?

Работа фотографа-художника тем и отличается от работы ремесленника, что индивидуальность автора сказывается на всех стадиях его труда,– от продумывания замысла до окончательной отделки произведения. Подлинный художник еще при разработке замысла как бы видит уже перед собой будущее произведение. Фотохудожники – не исключение в этом смысле. Когда фотограф-художник еще намечает точку, с которой он снимет тот или иной объект, он сразу оценивает и световые, и тональные, и линейные особенности будущего кадра, оценивает задуманный кадр и в плане соответствия его общему замыслу, идее снимка или фотокартины. Он как бы мысленно доводит свою работу до конца, ясно представляя себе и особенности негативного и позитивного процессов. Весь комплекс труда, таким образом, учитывается художником еще в начальной стадии работы.

С большим или меньшим отклонением от этого творческого закона работают художники-живописцы. Целеустремленность, упорство, в одинаковой мере внимательное отношение к любому процессу создания снимка,– от выбора точки съемки до заделки пятен на позитиве,– этими чертами характеризуется и степень мастерства фотохудожника. Вот этих-то качеств и нет у многих фоторепортеров. Стоит ли удивляться поэтому, что в общем остроумные и свежие замыслы многих молодых участников творческой поездки на канал Москва–Волга оказывались иногда бесплодными, потому что результат труда – позитив – выходит из рук авторов слабым, дурно отделанным. Подобные изъяны проходят незамеченными, когда фотограф работает над вещью в одиночку. Эти же самые недочеты крепко бьют автора, когда ему приходится соревноваться с более сильными мастерами.

Неумение обработать негатив, пренебрежение к печати снимка, подмена сложного искусства фотографии «хваткой» практика, набившего руку, рано или поздно сказываются в работе фотографа, недостаточно строго относящегося к «себе.

Способный Н. Кубеев ее знает в достаточной мере позитивного процесса. Торопливость не дает возможности сосредоточиться А. Радину, Л. Великжанину, А. Пархоменко. Отсутствие замысла, руководящей идеи, погоня за внешним эффектом, за оригинальными «точками съемки» и привели менее опытных работников к повторению одних и тех же кадров.

Предположим, что пейзаж с одного места пишут не опытные живописцы, а ученики, еще не овладевшие мастерством. Нет сомнения, что их работы окажутся схожими. Каждый из них лишь более или менее удачно скопирует уголок природы. То же и с фотографами. Фотоаппарат в руках целеустремленного мастера-фотографа, как и кисть в руках зрелого живописца,– средство художественной, неповторимой передачи изображения; фотоаппарат в руках неискусного человека – механическое средство копировки.

Соревнование коллектива фотографов, участников поездки на канал Москва–Волга, блестяще подтверждает этот неопровержимый закон искусства.


ФОТОВЫСТАВКА «КАНАЛ МОСКВА-ВОЛГА»

В московском Доме печати 4 октября с. г. открылась выставка лучших работ из числа сделанных московскими и киевскими фотографами во время творческой экскурсии по каналу Москва–Волга. Экскурсия была организована Оргбюро фотосекции ЦК союза кинофотоработников и Союзфото 4–9 августа с. г.

На выставке представлено около 120 работ. В ней приняли участие тт. Андреев, Беляев, Бирюков, Бодэ, Великжанин, Диамент, Еремин, Грановский, Козловский, Козюк, Либерман, Лебедь, Прехнер, Солодовников, Стронько, Радин, Телешев, Хлебников, Шайхет и Шалашов.


 

По результатам этой поездки было выпущено несколько наборов открыток, в том числе и в 1937 году:

 

Кувырков И.В. Инженер Будасси (2018)

Александр Владимирович Будасси, дворянин, инженер-путеец, участник множества знаменитых дореволюционных и советских строек, по современным меркам прожил не очень длинную жизнь, всего 63 года. Алгемба, Волховстрой, Днепрострой, Беломорстрой, Москваволгострой – лишь часть списка советских строек, в которых он участвовал. Он не оставил после себя воспоминаний, его жизнь пришлось восстанавливать собирая мозаику из различных источников – от рассказов потомков до архивных документов и даже и упоминаний о нем В.И. Ленина.

Александр Владимирович не часто был руководителем строек, обычно он трудился во втором эшелоне. Таких часто называют «тягловыми лошадками», которые выполняют гигантские объёмы работ, а награды и поощрения чаще достаются другим. И страна отметила его заслуги репрессиями, орденом и названием железнодорожного полустанка на карте Карелии.

Оглавление

Благодарности 3
Детство и юность 5
Московская окружная железная дорога 9
Шоссейная дорога через перевал Пятру 10
Аварийный док в Севастополе 12
Орошение Голодной степи 14
Семиреченская железная дорога 20
Кессонный мост через реку Оку на Курской железной дороге 22
Железная дорога Овинище – Весьегонск – Суда 23
Железная дорога Красный Кут – Александров Гай – Эмба (Алгемба) 33
Волховская ГЭС 44
«Красная столица» Кзыл-Орда 49
ДнепроГЭС 54
Суд над строителями «красной столицы» 58
Средазводхоз 64
Беломоро-Балтийский канал 72
Канал Москва-Волга 78
Военно-морская база «Ручьи» 89
Железнодорожная линия Ручьи Карельские – Алакуртти – Куолоярви 91
Эпилог 94
Дополнительные фотографии 96
Именной указатель 102
Список сокращений 107
Оглавление 109
Уточнения к текущему изданию

Читать / скачать

Кувырков, Игорь Владимирович. Инженер Будасси [Текст] : [12+] / Игорь Кувырков. — Москва : Эдитус, 2018. — 109 с. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 978-5-00058-952-6 : 100 экз. Имен. указ.: с. 102-106

Володин Р.А. Скульптор Ищенко Василий Григорьевич. Биография (2019)

Книга «Ищенко Василий Григорьевич. Биография» представляет собой документальное повествование об известном человеке, художнике, скульпторе, судьба которого была круто изменена в ходе исторических событий 20-30-х г. прошлого века. Несмотря на высокий уровень художественного образования (обучение в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, Академии Каларосси, в мастерской Родена в Париже) как и многие представители интеллигенции того времени В.Г. Ищенко был заключенным в СЛОНе – Соловецком лагере Особого назначения, работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, затем — в Дмитлаге на строительстве канала Москва-Волга.

Издание основано на многочисленных документах, письмах и фотографиях из домашнего архива, публикациях в прессе, устных свидетельствах и рассказах его дочери, воспоминаниях современников.

Книга представляет большой интерес для всех, кому небезразлична история нашего края, поскольку отражает судьбу не только одного человека, а всего исторического периода, полного одновременно и героизма, и трагизма, содержит много краеведческого материала, касающегося истории Дмитрова периода 30-х годов.

Книга написана и предоставлена для размещения на портале «Дмитровский край» внуком В.Г. Ищенко Ростиславом Александровичем Володиным.

Володин Р.А. Скульптор Ищенко Василий Григорьевич : биография / сост. Р.А. Володин. – Дмитров : [б.и.], 2019. – 77 с: ил.

 

Читать / скачать

Первый профессор (Вихляев И.И.)

От сайта Москва-Волга.Ру.
В слабо изученном «деле мелиораторов» во главе с профессором  Георгием Константиновичем Ризенкампфом, сфабрикованном в 1928-1930 годах, понемногу раскрываются биографии репрессированных учёных, работавших на строительстве канала Москва-Волга. Нам уже известно об Александре Андреевиче Стратоницком и о жертве среднеазиатского дела мелиораторов Александре Владимировиче Будасси. В этой статье рассказывается об Иване Ивановиче Вихляеве, арестованном по этому делу 18 ноября 1930 года и получившего 5 лет концлагерей. В приговоре по делу Ризенкамфа есть и другие знакомые канальские фамилии — например Брангулеев, Чернилов… Доберёмся и до них.


Федоров, Н. Первый профессор / Николай Федоров // Дмитровский вестник. – 2005. – 13 октября. – С. 2.
Печатается по тексту сайта «Дмитровский край» (http://dmkray.ru/vikhlyaev-ivan-ivanovich.html)

Канал Москва-Волга на своем пути пересекает 22 больших и малых болота, проходя ⅓ своего протяжения то частично, то полностью в торфяном грунте.

Если в малых строительствах возможно обойти отдельно встречающиеся единичные болота, то при постройке канала Москва-Волга обойти болота было невозможно и нецелесообразно как по техническим, так и экономическим соображениям. Поэтому руководством Строительства и были приняты меры к изучению торфа как строительного материала и как несущего основания, а также к изучению методики производства работ по отсыпке торфяных сооружений и сооружений на торфяном основании и широкому применению его в производственных условиях.

Дмитровский район богат торфяными болотами, для изучения которых была создана Центральная торфяная станция, а для переработки торфа — несколько торфопредприятий, в том числе Орудьевская торфобрикетная фабрика.

О специалисте высочайшего уровня, обладающем широким научным и практическим опытом работы в этом направлении, повествует статья Николая Федорова «Первый профессор». Она посвящена Ивану Ивановичу Вихляеву.

Краткая справка:

Вихляев Иван Иванович (1896-1965). Профессор. Почвовед. Основатель Центральной торфяной станции (ЦТБОС) в Дмитрове. Преподаватель ТСХА. Арестован в 1930 г. Специалист по торфу на строительстве канала Москва-Волга. Реабилитирован.

Великая Отечественная война

Разгорающаяся заря привела в движение округу. Парни, девушки, старики и женщины продолжили то, что не успели вчера — возводить оборонительные сооружения. Противотанковые рвы, ходы сообщения, окопы и запруды — все, что готовилось к встрече фашистов.

Глядя на происходящее, чувствовалось: развернувшееся действие имеет четкую «режиссуру». Словно умелый мастер задумал и осуществлял эту гигантскую работу.

Неподалеку по дороге сплошным потоком текла река человеческого горя. Беженцы, едва успевшие взять что-то с собой, колхозные стада коров, которых некогда было кормить и доить, редкие автомашины, увозящие раненых в тыл.

Из-за облаков выныривали немецкие самолеты и начинали расстрел двигающегося шоссе. И когда улетали, все возобновлялось снова.

А у фортификационных «бастионов» появлялся седой интеллигент, которого сопровождал тоже немолодой офицер со шпалой в петлицах.

— Товарищ Вихляев… — обращался капитан.

— Коллега… — слышалось в ответ.

Военспец знал, что гражданскому — за шестьдесят, что он ученый с мировым именем. И хотя профессор — специалист по торфу — дело знает, недаром добровольно пошел навстречу врагу.

Стоял октябрь, и гитлеровцы рвались к столице.

— Товарищ Вихляев, — сказал утром капитан, — вас отзывает Москва.

Иван Иванович мог удивиться, но в жизни его случалось столько неожиданностей, что вряд ли это требовалось.

В столице он не жил давно. Арест, заключение и пресловутые минус шестнадцать, в том числе Москва и Ленинград, давно это исключили.

Но в Наркомземе, куда его вызвали, все выглядело знакомо, словно бывший зав. кафедрой Тимирязевской сельхозакадемии никуда и не исчезал.

— Со вчерашнего дня столица на осадном положении, — сказал ему замнаркома, — не хватает топлива. В первую очередь необходим торф. Государственный комитет обороны потребовал от нас оперативно наладить его добычу в больших объемах. Вам в числе других поручается это дело, тем более опыт подобной работы у вас есть.

— Не подведи, Иван Иванович, а то сам знаешь, — потеплев в голосе, закончил зам. наркома.

— И еще, — словно спохватившись, добавил хозяин, — в секретариате возьмите продуктовые карточки и документы на проживание.

Вихляев хотел напомнить про «минус шестнадцать», но не стал, т.к. хорошо знал, что государственная машина в своих решениях сбоев не дает. Просто в это трудное время срочно потребовался первый в СССР профессор-торфяник. Да и опыт подобной работы у него действительно имелся.

Первая мировая война

… Первая мировая круто изменила жизнь, выдвинула другие приоритеты, призвала солдат и офицеров на фронт, а науку — трудиться на нужды армии, возвращая в тыл с передовой тех, в ком была особенная необходимость.

— Господин Вихляев, железным дорогам требуется торф. Необходимо обеспечить не только их, но и все пристанционные зоны и, наконец, создать требуемый запас. Для этой цели возвращены с фронта около четырехсот человек вплоть до чина полковника. Вас мобилизуем как специалиста, знающего места залегания этого топлива и способного оперативно организовать дело.

Из автобиографии:

Родился в 1879 г. «Мной одним из первых начато систематическое изучение торфяного фонда России. Эта работа издана книгой, с картой расположения торфяных болот. Она послужила для составления плана ГОЭЛРО, а также в виде особого труда представлена Наркомземом на Лондонскую энергетическую конференцию в 1924 году и напечатана в ее трудах».

До открытия конференции еще десять лет. Мир содрогается от бомбежек и других ужасов войны. И для нужд мобилизованной промышленности, движения поездов требуются знания и организаторские способности Ивана Ивановича Вихляева.

Только один факт.

За годы войны на 16 железных дорогах создано 81 торфяное хозяйство, где работало 289 торфоформовочных машин.

— Вот что, голубчик, — сказали ученому в Военно-полевом управлении железными дорогами, — есть приказ о выделении четырех с половиной миллионов рублей для закупки формовочных машин. Это задание поручается вам. Действуйте!

Пройдет короткое время, и уже новая власть выделит только что созданному Главторфокомитету сорок тысяч рублей золотом на строительство профильных заводов.

Новая власть знала, какие богатства хранят несметные болота России, и приступила к их освоению.

К 1940 году, запишет профессор И. Вихляев, добыча торфа в СССР — 64,6% от мировых показателей.

Гражданская война

Гражданская война отрезала от центра главные запасы угля, поэтому торф как топливо стал крайне необходим. Но помимо его добычи, нужд железных дорог, требовалось строительство электростанций, работающих на этом топливе.

И Совнарком принял постановление о создании Госкомиссии по электрификации России — ГОЭЛРО, которую возглавил будущий вице-президент Академии наук Глеб Кржижановский. В числе членов комиссии — ведущие специалисты разных отраслей и среди них — будущий главный инженер Москваволгострой Сергей Жук и Иван Вихляев.

Учёба и наука

Вихляев поздно и непросто пришел в науку. «В Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию поступил в 28 лет. Учился сначала на свои, а со второго года — на казенную стипендию. Есть и другая запись: «…в Богородскую сельхозшколу я поступил случайно». Да и средств для учебы у крестьянского сына не было. Ивану повезло: эту школу только что открыли, и его приняли без особых проблем.

1905 год принес не только новые знания, но и революцию.

Учащихся предупредили: носить красные рубашки возбраняется, а они не подчинились. В училище полиция учинила обыск, но и это не произвело впечатление.

Хлопнула дверь. Это хозяин дома, где квартировал Вихляев, помощник начальника железнодорожной станции Фома Кашковский отправился на службу.

— Давай.

И Вихляев с другим учащимся Сергованцевым извлекали резиновый шрифт и начинали печатать листовки, а затем распространяли на станциях и в окрестностях имений графа Бобринского.

Из воспоминаний И. Вихляева: «Во время обыска в училище присутствовал Тульский губернатор А. Шлипе. Меня уволили из училища. На сахарном заводе давал уроки мальчикам. Потом меня снова приняли… К экзаменам в сельскохозяйственную академию из училища допускали только тех, кому выдали особое свидетельство. Среди счастливчиков оказался и я».

Через месяц пребывания в Москве Вихляева вызвали в полицию: выяснилось, что он под надзором этого ведомства и каждую субботу должен отмечаться в участке и о выезде сообщать.

Из воспоминаний И. Вихляева: «В Смоленске без согласования с полицией читал лекции, летом в Москве получил выговор. Когда ездил в Новгородскую губернию, становой пристав писал донесение».

…Кремль. 27 октября 1920 года.

— Ну, все собрались? — говорит председательствующий.

В зале около двухсот крупнейших специалистов, делегированных наркоматами — земледелия, путей сообщения, Высшего совета народного хозяйства весь цвет российской науки и техники. Вместе с ними — знакомые лица: председатель Совнаркома Владимир Ленин, председатель ВСНХ Феликс Дзержинский, Леонид Красин, Роберт Классон.

— Начинаем…

Гаснет свет, и на экране — первый документальный фильм о добыче торфа гидравлическим способом.

Собравшиеся с интересом наблюдают за происходящим, а Ивану Вихляеву все это до детали знакомо. Сколько прошел и проехал он по стране, когда задумал составить карту залежей топлива!

Из воспоминаний И. Вихляева: «В первое время Владимир Ильич еженедельно по вторникам принимал нашего председателя Г. М. Кржижановского, который потом передавал его указания ответственным сотрудникам ГОЭЛРО, просматривал программу электрификации отдельных районов, делал замечания, читал статьи из выпускаемых ГОЭЛРО бюллетеней».

В числе первостепенных объектов — Шатурская и Ленинградская «Красный Октябрь» электростанции. Уже к 1922 году их расчетная мощность оказалась превышенной в три раза.

Год спустя профессор И. Вихляев организует и открывает торфяную опытную станцию. В двадцатые годы, кроме научной работы, он преподает в Ленинградском лесном институте и возглавляет кафедру торфа Тимирязевской сельхозакадемии. За передовым опытом Ивана Ивановича направляют в Германию, Голландию, Швецию.

Из воспоминаний И. Вихляева: «Изучая дело за границей, я пришел к выводу, что такое же значительное и целесообразное использование торфа в качестве подстилки должно быть и у нас. Множество лежащих втуне болот могут рассматриваться как удобрение почв для получения высоких урожаев».

…Отпуск 1930-го казался несбыточным, а наступившая реальность обрадовала.

В природе царствовала осень, а в Крыму завершался бархатный сезон. Отдыхающих уже не так много, поэтому Ялта оживленной не выглядела.

Можно наслаждаться солнцем и морем и отодвинуть все заботы в будущее.

Но болезнь свела отдых к нулю. Директор торфяного института слег и ходить без посторонней помощи не мог.

И было непонятно: почему вместо врачей у кровати вдруг оказались неизвестные люди с военной выправкой, но в штатском.

Профессора И. Вихляева вытащили из кровати, сунули в машину и доставили к московскому поезду.

В столице ему предъявили обвинение во вредительстве в области гидротехники.

Из воспоминаний И. Вихляева: «Я объяснил следователю, что этого не могло быть, т.к. я не являюсь специалистом в этой сфере и написал протест прокурору по надзору, но меня с эшелоном отправили на Ладейное поле. Там готовил программу технических курсов, но их не открыли. Потом создавал музей по лесному фонду…

Просил направить на торфоразработки, т.к. денег не получал. А у меня в Москве — жена и двое малолетних детей без средств существования. Именно это было самым тяжелым для меня наказанием».

Об этом периоде Иван Вихляев напишет в автобиографии: «…с 1930 года работаю в системе НКВД».

А система, захватив однажды профессора-торфяника, выпускать не собиралась. Система выжидала. Скоро, очень скоро этот крупный специалист, сейчас в Свирьлаге создающий учебный комбинат, станет востребован.

Система дала команду весной 34-го. Заключенного Вихляева направить на строительство канала Москва-Волга.

Канал Москва-Волга

Из Балахнинского лагеря, где профессор И. Вихляев трудился на торфоразработках, а вечерами читал курс «Торф как топливо», его доставили в Дмитров.

Задачу поставили четко: создается комплекс научных лабораторий, производственно-исследовательскую должен организовать он…

Пока на улице Инженерной стучали топоры, новый начальник отделения торфа МВС профессор И. Вихляев отправился изучать возможности трассы.

В полевом блокноте Ивана Вихляева появляются записи: Кухолковское болото (поперек трассы 1,3 км. Бугай-Зерцаловское. Учинские болота (1-3) в пойме р. Учи в районе Акуловской плотины. Мельдино… Яхромское (по восточному краю. Татищевское (4,6 км).

В ходе работы ученый делает важное заявление: торф — не только топливо, но и строительный материал.

И развивает мысль: необходимо использовать его при возведении дамб и плотин. Это даст несомненную экономию.

Из записей И. Вихляева: Татищевские опытные дамбы заложены летом 1934 года в южной части болота. Торф — древесного происхождения. Для сооружений он брался и из канальской выемки.

Первоначально участок состоял из шести дамб.

При этом использовались различные варианты: с торфяным зубом, с массивной песчаной пригрузкой и без нее, с торфяным основанием и частично с торфяным экраном. Работы велись с 21 июля по 30 ноября и завершились успешно.

Отдельные аварии (трещины, оползень) не изменили ситуацию. Окончательное оформление дамб произведено в ноябре 1936 года…

Работы велись не только в одной точке трассы, экономия в итоге составила почти двенадцать миллионов рублей.

Тема «Торф в гидротехническом строительстве» станет потом докторской диссертацией.

А пока…

Заместителю председателя Моссовета т. Хвесину. «Очень прошу защитить семью заключенного профессора Вихляева И. И. — не дать ее выселить из квартиры. Вихляев И.И. хорошо работает и скоро освобождается. Очень полезный работник на строительстве канала Москва — Волга. Помощник главного инженера Б. Шлегель. Заверяю. Начальник строительства Л. Коган».

«Результаты произведенных профессором И. И. Вихляевым… работ по изучению торфяных грунтов дали возможность впервые применить их в гидротехнических сооружениях канала Москва — Волга в размерах, не имеющих прецедента ни в практике СССР, ни за границей…

Бывший главный инженер строительства канала имени Москвы, доктор технических наук А. Фидман».

После таких достижений должны следовать строки: Родина высоко оценила… Но Родина никак не оценила заслуги профессора И. Вихляева. Медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «В память 800-летия Москвы» — вот и все. Но при этом не разрешила вернуться к преподавательской деятельности (все-таки «бывший «вредитель». А когда с «вредителей», «контрреволюционеров», «антисоветчиков» сняли наветы, наступила старость. И должность члена техсовета управления Главтехфонда при Совете Министров СССР явилась слабым утешением.

Профессор И. Вихляев написал и опубликовал свыше ста научных работ. Но, наверное, их могло оказаться значительно больше.

И только в одном месте высоко ценили профессора И. Вихляева. Своего Ваню. Выпускника Богородского сельхозучилища.

«В училище я поступил случайно», — написал когда-то Иван Иванович.

Случайность оказалась постоянством и дала блестящие результаты.

Переписка продолжалась десятилетия и закончилась со смертью профессора в 1964 году.

Николай Федоров

Редакция благодарит отдел личных фондов Государственного архива экономики за помощь в подготовке материала.

Семья Белдовских: по страницам дневника

От сайта Москва-Волга.Ру:
По тексту дневника получается, что Ивана Корнелиевича Белдовского дважды арестовывали ещё до строительства канала. Один раз отпустили без суда, второй раз он оказался в заключении, но недолго, досрочно освободившись. А в МВС приехал с семьёй уже вольнонаёмным. Можно себе представить, какие сложные чувства он испытывал после ареста Иосифа Фридлянда, главного архитектора канала. Ведь Белдовский был старшим архитектором мастерской, фактически его заместителем. Дворянин, сын гражданского генерала по табели о рангах и уже судимый. Идеальная кандидатура для широкого спектра обвинений по 58-й статье. С учётом ещё и ареста и расстрела брата Ивана Корнелиевича можно понять, что не смотря на награждение по окончании строительства Канала, он предпочёл уехать в Сталинград и держаться подальше от столичных городов.

Подмосковное наследие №29 (84) 2020, стр. 1 и 4

Весной 2020 года в дискуссии на дубненском краеведческом форуме вспомнили имя Ивана Корнелиевича Белдовского (1894-1976). Человека, о котором крайне мало знают не только жители Дубны, но даже краеведы. Архитектора, работавшего в наших местах во времена строительства канала Москва-Волга, до появления самого города, но удивительным образом оставившего глубокий след в его современном облике.

Подготовили Ирина Алексеева, Владимир Родионов

Белдовский Иван Корнелиевич
Белдовский Иван Корнелиевич

На форум – forum.dubna-inform.ru – написала внучатая племянница Ивана Корнелиевича и поделилась важными подробностями семейной хроники Белдовских, которые дополнили известные данные. Теперь очевидно, что вся семья Белдовских прожила довольно сложную жизнь на переломе эпох.

Иван Корнелиевич – первый архитектор самого старого района современного города, Большой Волги. Именно по его проектам создан архитектурный облик основных объектов Волжского района сооружений Канала имени Москвы: Иваньковской ГЭС и бетонной плотины, шлюза №1, Большого и Малого Волжских маяков и, конечно же, архитектурной жемчужины Дубны – зданий Аварийных ворот. Есть основания предполагать, что он является и автором первоначальной планировки поселка Большая Волга.

Находясь у воды на Большой Волге, куда бы мы ни пошли, везде глаз наблюдателя подсознательно ловит основной архитектурный лейтмотив, задуманный Белдовским для сооружений начального участка канала: характерный абрис арок акведуков – мостов-водоводов времен римской империи. Он буквально во всем: в рисунке причальных пал шлюза, в полукруглых окнах ГЭС и башен шлюза, в литых ограждениях моста плотины, в опорах пандусов Аварийных ворот №104 и акведука водосброса из канала в реку Сестру.

 

1937. Аварийные заградворота №104. Архитектор И.К. Белдовский.
1937. Аварийные заградворота №104. Архитектор И.К. Белдовский.

 

Да, многое из этого создано для восприятия с воды, с борта проплывающих мимо судов, но и жителям города эти формы постоянно напоминают: наукоград Дубна, кроме всех прочих регалий, еще и город у Московского моря. Своеобразный страж у горла главного водяного бака крупнейшего города Европы. И мы надеемся, что архитектурные идеи, использованные более 80 лет назад Иваном Белдовским для украшения Большой Волги, найдут свое продолжение в строительстве современного города Дубна.

В интернете можно найти достаточно подробные списки по репрессированным. Дубненский краевед Леонид Четвериков обратил внимание на Белдовского Антона Корнеевича из Ленинграда. С учетом возможной путаницы и ошибок при написании отчества он предположил, что это брат архитектора Белдовского, который, как известно, тоже ленинградец.

Белдовский Антон Корнелиевич
Белдовский Антон Корнелиевич

Белдовский Антон Корнеевич, 1891 г.р., уроженец м. Мохнач Харьковской обл., поляк, беспартийный, технорук (главный инженер) ниточной фабрики им. Кирова, проживал в Ленинграде. Арестован 23 августа 1937 г. По информации от родственников, в материалах дела в качестве предъявленного обвинения значилось: связь с белополяками и вредительство – заключающееся в том, что он «чаще, чем в том была необходимость, ставил оборудование на профилактический ремонт, тем самым злостно снижая производительность труда». Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 21 октября 1937 года приговорен по ст. 58-7-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 30 октября 1937 года.

Как рассказала на форуме «Дубна в истории» и в личной переписке Ольга Кравец из Санкт-Петербурга, Антон Корнелиевич – ее дедушка по отцу. Иван Белдовский – брат дедушки. Антон окончил Технологический институт в Ленинграде в 1917 году, Иван – Институт гражданских инженеров в 1924 году (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)).

Их родители: Корнелий Антонович – коллежский советник, старший инспектор лесничества в уезде Харьковской губернии; его супруга Мария из рода Грудзинских приходилась родственницей Жанетте Грудзинской – второй (морганатической) жены наследника российского престола Константина Павловича. Всего у них было шестеро детей.

 

Ирена, дочь архитектора Белдовского
Ирена, дочь архитектора Белдовского

Ольга Кравец предоставила для публикации страницы дневника своего деда Антона Белдовского, отражающие не только моменты семейной жизни, но и атмосферу того времени – с середины 1920-х годов до середины 1937 года.

 

В тексте упоминаются: Аня (Анна Александровна), жена Антона Корнелиевича, Ясь (так в семье звали Ивана Корнелиевича), его жена Маруся (Мария) и их дочь Ирена (Ирина). Более полно фрагменты этого семейного документа представлены на портале nasledie.dubna.ru.

ДНЕВНИК (Петербург)

1924, январь

19-го начинается моя служба на Первой нитяной фабрике на Болотной улице, замещаю арестованного по подозрению в злоупотреблениях пана Ведржиха.

Июнь

Папа стал старшим инспектором в уезде. Янек окончил 18-го числа институт Гражданских инженеров.

Июль

У нас живут Маруся с Иринкой.

Я пишу статью о нитках для учебника, предназначенного для красных директоров.

Сентябрь

23-го НАВОДНЕНИЕ. Я был на фабрике, Аня по телефону мне сказала, что вода заливает двор. Огромных размеров катастрофа. На пересечении Невского и Садовой улицы глубокая вода. Только на 1 фут вода была ниже, чем в 1824 году. Сразу выключили электричество, потом телефон, воду. Деревянное покрытие улиц унесло водой.

1925, апрель

16-го переехали на новую квартиру. Старорусская ул., 5/20, 173. Квартира состоит из четырех комнат, окна выходят на улицу и на солнечную сторону. Фабрика дала нам грузовик. Много было хлопот с перевозкой пианино. Несколько дней мы были полностью заняты устройством на новой квартире.

Сентябрь

Мы получили телеграмму, что Ясь 22-го (сентября) арестован и вместе с Ясем арестовано много других инженеров. Когда же теперь кончится это дело!?

 

1965. Маяк и малая пристань в Дубне. Архитектор И.К. Белдовский.1965г.
1965. Маяк и малая пристань в Дубне. Архитектор И.К. Белдовский.

Октябрь

 

Янек на Шпалерной переведен в общую камеру.

Ноябрь

Ясь в тюрьме. 24-го скончалась мама, похоронили ее 25-го.

Я телеграмму получил 25-го, когда уже было поздно ехать.

27-го я был у следователя. Он не нашел возможности освободить Яся сейчас – обещает выяснить этот вопрос через неделю.

1926, январь

10-го освободили Яся из тюрьмы. Старается быть веселым.

Май

21-го Амундсен на дирижабле вылетел со Шпицбергена и удачно пролетел над Северным полюсом. Приземлился на Аляске.

20-го я поехал в Москву на съезд рационализаторов текстильной промышленности.

Июнь

Получил премию за улучшение производства – 225 рублей.

Фашизм утверждается по всей Европе.

В СССР жизнь становится дороже, особенно заграничные товары. Например, лезвие «Жилет» одна штука стоит 1 рубль, в прошлом году стоила 45-50 коп. Ожидается переоценка квартплаты.

Август

Смерть Дзержинского.

Ясь получает премию за проект пекарни.

Октябрь

Ясь получил работу.

Общий вид плотины на Волге. Архитектор И.К. Белдовский.
Общий вид плотины на Волге. Архитектор И.К. Белдовский.

Ноябрь

Я начал регулярно играть в шахматы. Получил 100 рублей за статью о нитках. У нас нет долгов, но мы ничего не можем себе купить. Жизнь дорожает. На рынке нет масла, круп.

Смерть Красина. Конец забастовке шахтеров в Англии (тянулась 7 месяцев).

Декабрь

Янек не получил премии на конкурсе мебелирования жилища для рабочих и не может дальше делать свои модели, он очень нервничает. 

27-го у нас уже совсем нет денег и продаем два обручальных кольца.

1927, февраль

15-го во вторник начался суд над Ясем. 18-го я был в суде, когда Ясику задавали вопросы. Он отвечал очень содержательно и четко.

Март

3-го приговор суда: Ясь получил 2 года тюрьмы со строгой изоляцией.

Ноябрь

10 лет Октябрьской революции.

Яся амнистировали, но он остается в тюрьме и только через 2 недели получит свободу и вернется к семье. Яся лишили льгот, которыми он пользовался.

1928, январь

Ликвидация так называемой оппозиции: Каменев, Зиновьев порвали с Троцким и вернулись в партию. Троцкисты и сам Троцкий сосланы.

Февраль

Ясь, видимо, будет отбывать наказание полностью.

В 23-24 номерах за 1927 год в «Известиях текстильной промышленности» помещена моя статья «К стандартизации крутильного производства».

Май

7-го Ясь выпущен на свободу!

Июнь

Ясь до сих пор без места.

Итальянец Нобиле, который вылетел на Северный полюс, потерпел аварию 25 мая. Поиски до сих пор не дали результатов.

Июль

Нобиле еще в июне был спасен. Русский летчик Чухновский спас группу Мальмгрена. Живыми остались только два итальянца. Мальмгрен был брошен своими товарищами, потому что у него не было сил идти дальше. По этой причине возмущение в адрес итальянцев и разные версии.

Ясь до сих пор без места.

Август 1937. Тоннель под шлюзом № 1. Архив М.И.Буланова. Архитектор И.К. Белдовский.
Август 1937. Тоннель под шлюзом № 1. Архив М.И.Буланова. Архитектор И.К. Белдовский.

Август

Получил авансом еще 500 рублей, что очень улучшило наши дела. Мы отдали все свои долги.

Ясь получил постоянную работу.

Октябрь

Нехватка продуктов: масла, яиц, круп. Очереди такие, какие были в 1917-22 годах.

Экспедиция Амундсена, по-видимому, пропала – в море найден «поплавок» и бочка из-под бензина.

Состояние экономики хуже, чем было. Несмотря на это, строятся фабрики, прокладываются железные дороги. Но массы не видят улучшения своей жизни и поэтому недовольны.

Яся утвердили в должности.

1929, апрель

Получил премию по рацпредложению кручения пряжи – 5250 рублей. С них было ранее взято авансом 800 руб., на руки получено 4425 рублей. Мы купили кровати, постели, отдали долги и т.д.

Июль

Экономическое положение решительно плохое. Недостаток продовольственных товаров все увеличивается. Кормимся главным образом яйцами, которых в последние дни тоже не хватает. Масло у нас большая редкость. Как питается беднейшее население – не знаю.

Октябрь

Настоящий голод: 1 кг масла стоит 9 рублей. Настроение рабочих самое плохое. Жизнь в какой-то бессмысленной толчее, призывы снижать себестоимость, переход на непрерывную неделю. Всеобщее недовольство. Страх сдерживает взрыв, который может скоро произойти.

Декабрь

Направление – «вырвать с корнем капитализм». Отсюда вытекает развал единоличного хозяйства и организация государственных хозяйств. В этом ключ политики. Удастся ли? Но пока нехватка, ужасная нехватка, потрясающая – продовольственных товаров. Руководителем политики является Сталин. Фактически он – диктатор. Противостоявшие ему личности убраны, их влияние уменьшилось. Троцкий за границей. Бухарин, Рыков признались в своих ошибочных заблуждениях. Курс на индустриализацию экономики. Стройка действительно ведется значительная. Хотят не только догнать Америку, но и обогнать! Не смело ли это? Фабрики перестраиваются на беспрерывную работу, каждый пятый день отдых.

1930, февраль

Политические дела: энергично и насильно строятся колхозы. Несогласных крестьян выселяют «за пределы области». Развал личного хозяйства происходит быстро, так же быстро ухудшается продовольственный рынок. Голод наступает и на город, и на деревню. Крестьяне ликвидируют свои хозяйства, режут скот. В кооперативах уже ничего не купишь, осталась одна «чайная колбаса», некоторые консервы, последние дни мало уже и яблок. За границей, видимо, готовятся к войне с Советской Россией, объединяются в стремлении ликвидировать Советы. Живем накануне событий – событий решительных. Что нас ждет?

Март

Аресты инженеров и работников текстильной промышленности.

Апрель

Статья Сталина «Головокружение от успехов». Основная линия ЦК – борьба с «левыми загибщиками и правыми оппортунистами» (Рыков, Угланов, Бухарин).

Проект Волжской плотины. Архитектор И.К. Белдовский.

Июнь

26-го открытие общего съезда в Москве. Судя по протоколам, съезд коммунистов носит характер «триумфальный». Из речи Сталина можно судить, что экономика необычайно быстро и успешно развивается, что «кулак» ликвидирован, что проблема социалистического сельского хозяйства вскоре будет решена, что быт рабочих улучшается, а в капиталистических странах одновременно вызревает кризис.

Покровский приветствовал делегатов съезда как строителей социализма. Впечатление такое, что самое трудное уже преодолено, общие формы освоены, осталось их только развить и увеличить количество продукции. Построен Волховстрой, строится Днепрогэс, построен Сталинградский тракторный завод, проложена дорога Турксиб, соединяющая Туркестан с Сибирью, встал в строй Ивановознесенский меланжевый комбинат, построены десятки электрических станций.

Осуществляются необычайно интересные и трудные проекты. Это делается и руками интеллигенции, и одновременно помимо нее! Интеллигенция (оставшаяся) колеблется – а, может быть, на самом деле коммунисты выведут человечество на путь прогресса и общего благополучия?! Может быть, немедля надо помочь, оказать большую помощь, чем мы помогаем?! Может быть, через трудности и лишения сегодня, завтра мы получим лучшее существование?! Может быть, только диктатура и неуступчивое руководство Сталина, немилосердная борьба с индивидуальным сельским хозяйством смогут в конце концов вывести на новые, еще неизведанные в мире пути?! Но действительность: общее порабощение, изоляция от остального мира, всеобщее хамство, унижение личности, подчиненность общечеловеческих ценностей «классовым» понятиям с позиций «класса рабочих», грубость и мещанство…

Дальнейшее ухудшение снабжения продовольствием: магазины почти пусты, в последние дни совсем исчезла обувь, нет папирос, мыла. Несколько дней назад пропала мелкая монета. Кто ее спрятал? Зачем?

Последний симптом грозы доказывает, что утеряна вера, наступила усталость от существования. Сразу упала ценность бумажных денег. Какой же выход? Может быть, для нас, кто это переносит, уже ничего не страшно! Цены: десяток яиц – 2 руб. 30 коп., 1 кг масла – 12 руб., 400 грамм мяса – 4 руб. Мне кажется, что если бы до строительства так называемого социализма была допущена интеллигенция и она получила бы голос наравне с пролетариатом (пролетариат доверял бы ей), то жизнь была бы лучше, культурнее и СССР быстрее приобрел бы небывалую силу.

Волжский узел сооружений. Архитектор И.К. Белдовский.
Волжский узел сооружений. Архитектор И.К. Белдовский.

Октябрь

Я назначен первым помощником директора, ответственность огромная, удастся ли наладить работу?

13-го был суд над группой инженеров-«вредителей», которые образовали Промышленную партию и, имея своих людей в правящем государственном аппарате, поставили себе целью развалить Советы и довести своей деятельностью экономику Советов до катастрофы и при помощи интервенции (Франция, Польша) установить в России не то демократическую республику, не то монархию?

Хорошо, что дома тепло, мы не голодны, однако наша жизнь исключительно скромная. На рынке продукты стоят дорого (десяток яиц стоит около 5 рублей). Частных магазинов совсем нет. Необходимых вещей не достать. Нет носовых платков, нельзя купить рубашки, нет мебели. Это всё – по «ордерам». А где их взять? Не хватает топлива. Улица выглядит так, как было в 19-м году.

Приговор над членами Промпартии – четверо приговорены к смертной казни, четверым дали тюремные сроки. Однако «Ц.И.К.» всем даровал жизнь.

Ездил в Ригу. Получил паспорт от секретаря отдела Руткиса и деньги: 130 лат и чек на 120 долларов в месяц. И 21-го в 8 вечера поехал. Я оказался в вагоне 2-го класса, не-отапливаемом, в компании рабочих-немцев.

В Бигосове проверка паспортов – поверхностная. В Ригу приехал 22-го вечером. В Торгпредстве мне определили комнатку. Обедал в ресторане, в небольшом Вольдемарском парке. Новый год встретил в клубе Торгпредства. Общество – служащие.

У меня было задание – подсчитать, насколько будет рационально открыть в Риге филиал фабрики нитей. На продажу советских нитей здесь имеют монополию Лубоцкий и Меерович, местные купцы-евреи. Это именно их идея с филиалом. Я должен был ознакомиться с местными условиями, узнать цены на материалы и т.п. Но настроение у меня было паршивое, потому что мне всё надо было делать самому, и поэтому работа продвигалась медленно. Мне немного помогал пан Иольсон – довольно симпатичная личность, владелец небольшой мастерской.

По воскресеньям я обычно болтался по городу, ходил по музеям, знакомился с городом. Однажды я был в польском театре, а в кармане у меня была расшифрованная телеграмма из Москвы, в которой спрашивали, почему я так долго сижу в Риге…

Жизнь в Риге дешевая. Самый дорогой обед стоил мне полтора лата, масло 1 кг стоит 3,2 лата, сыр – 2 лата, сахар – 0,72 лата. Город очень красивый, особенно вечером. Киоски на углах улиц в оригинальном стиле городского ампира. Освещение вечером выглядит сказочно. Здания в стиле ренессанс, парки чрезвычайно украшают город.

Наконец, 23-го я поехал. В Бигосове осмотрели мой багаж, а потом, не найдя ничего недозволенного, предложили пройти в комнату, где проверили мои карманы. Потом я должен был снять штаны и ботинки! Отобрали у меня часы, две пары чулок, две резиновые игрушки и две губные помады. Это выбило меня из колеи, в вагоне чувствовал себя паскудно и не мог спать – почему?! В Москве совсем не хотелось задерживаться.

Эскиз планировки Волжского узла. Архитектор И.К. Белдовский.1931, февраль

Совсем нет дров. В квартире +8 градусов! Керосина нет. Люди додумались топить печи «кирпичами» – кирпич кладется в керосин, дальше в печь, а потом печь и зажигается! Но это запрещено. Открыты так называемые «коммерческие магазины», где можно купить всё, но по очень высоким ценам. Например, обычная чайная колбаса – 15 рублей за фунт. Фабрика программу не выполняет, зарплаты задерживаются.

Июнь

Идет реконструкция нашей фабрики. Я хоть и получил должность руководителя, однако идет большая интрига Н. против меня. Много работаю, но вижу, что директор Федоров мною не вполне доволен. Видимо, бесполезно трачу свои силы!

Политическая обстановка без изменений. Огромные затраты на строительство «гигантов» металлургии и полное пренебрежение к какой-либо эволюции в промышленности, обеспечивающей потребительскими товарами.

Жизнь ведем бедную. Нервы издерганы. Случается, что цены на масло на частном рынке падают с 9 рублей за 400 граммов до 5 рублей. Яйца можно купить по 3 рубля, хуже с мясом, которого совсем нет. Арестован Соколов.

Перервинская плотина.  Архитектор И.К. Белдовский.
Перервинская плотина. Архитектор И.К. Белдовский.

Сентябрь

Строительство Магнитогорска, Челябинсктракторстроя, Харьковского автостроя и т.д., наконец Днепрострой – всё это исторические стройки, прекрасные, но по средствам ли?

27-го меня вызвали в ГПУ. Следователь Васильев предложил мне сознаться. В чем?! Будто бы я вредил в работе на фабрике! Я сказал ему, что работаю добросовестно. Несколько дней прошли в страхе, что ночью меня арестуют, но теперь я спокоен, потому что за собой не чувствую никакой вины. 

1932, январь

В Москве очень удачно выполнил очень ответственное задание: программу на 1932 год и программу для интендантства. Мне удалось сохранить ассортимент при уменьшении на 850 тонн хлопка «сакель» (суданский хлопок).

Июнь

Экономическое положение у нас чрезвычайно тяжелое: большая нехватка продуктов. Кооперативы совсем пусты. Обеды в рабочих столовых совсем плохи, и бывают дни, когда и таких нет. На Украине, кажется, голод, и у нас появляются беженцы оттуда.

Ноябрь

Политические события: 7 ноября выборы в рейхстаг в Германии. Большинство получили фашисты во главе с Гитлером. В Америке выборы президента – избрали Рузвельта.

Южный район, Перервинский шлюз №10. Общий вид. Архитектор И.К. Белдовский.
Южный район, Перервинский шлюз №10. Общий вид. Архитектор И.К. Белдовский.

1933, март

Усиленная работа на комбинате, но вместо благодарности наказание: Жуков (директор) сегодня издал указ №36, что я, как не выполнивший поручение вытащить фабрику из «прорыва», снимаюсь. Я возмущен, никогда в жизни не испытывал такой несправедливости. Жукову я написал, что считаю его приказ несправедливым и прошу меня реабилитировать. Жду ареста… Бедные мои, любимые деточки и любимая моя Аня. Что с ними будет?

20-го вышел новый приказ №41, которым приказ №36 отменен. Однако на сердце остался неприятный осадок.

Ноябрь

12-го Ясь с семьей поехал в Дмитров на строительство канала Москва – Волга.

19-го меня назначили техническим директором на фабрике нитей имени Кирова. Работаю, производительность увеличилась.

1937, апрель

25-го П. мне объявил, что меня увольняет. На мой вопрос о редакции распоряжения он ответил, что будет написано, что по распоряжению председателя Треста. Это мне подарок за 20 лет службы! Так забывается моя многолетняя работа. Сосин предложил мне должность мастера цеха фабрики «Советская звезда» – я отказался.

Май

Я получил вызов к прокурору. На 11-е число. Почему?? Мы были под впечатлением, что меня уволили и еще могут обвинить. Всю ночь мы не спали, казалось, что всё рухнуло. Пошел, оказывается, нас с Ляусом обвинили в перерасходовании сверхурочных за декабрь.

Башни управления шлюза №1. Вид с нижнего бьефа. Фото Г.Зельма. Архитектор И.К. Белдовский.
Башни управления шлюза №1. Вид с нижнего бьефа. Фото Г.Зельма. Архитектор И.К. Белдовский.

Июнь

Сосин снят… 27-го следователь Жабежаньская сказала, что я и Ляус отдаемся под суд! Чудовищно – так награждают за 20 лет работы! – делается что-то непонятное!..

На этом дневник обрывается.

Антон Белдовский был арестован 23 августа 1937-го, осужден и расстрелян 30 октября того же года. Семья – жена с тремя детьми – была выслана из Ленинграда в Череповец. О его смерти якобы от сердечного приступа жене сообщили только в 1943 году.

В 1956 году А.К. Белдовский решением Верховного суда СССР был реабилитирован.

Коротко о детях. Станислав Антонович (отец Ольги Кравец) родился в 1926 году. Отправился на войну в 17 лет, приписав себе два года. Был направлен в Хабаровский военный округ, на Дальневосточный фронт. Потом – Приморский военный округ, служба на Тихоокеанском флоте, в морской пехоте. За участие в боях с японцами при освобождении Маньчжурии награжден орденом Отечественной войны второй степени и медалью «За победу над Японией».

Был демобилизован только в сентябре 1950 года, поступил в ленинградский радиотехнический техникум МЭС и ЭП, получил диплом с отличием. Затем окончил вечернее отделение Электромеханического института им. Ульянова-Ленина.

Прошел путь от техника до главного инженера предприятия научно-производственного объединения «Позитрон». Имеет 12 авторских свидетельств на изобретения, участник выставки ВДНХ, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Валерий Антонович окончил Череповецкое высшее военное училище и Военно-морскую академию им. адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, служил в ВМФ, ушел в отставку в звании капитана первого ранга.