Просмотров: 98

Детище Дмитлага или “правильный” день рождения Гранитного завода

Несмотря на то, что Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК или просто Гранитный завод) уже почти прекратил своё существование на своём историческом месте[1], история его создания по-прежнему остаётся интересной для пытливых умов. Тем более, что продолжают находиться документы об основании завода и первом годе его работы.

Проект реновации территории МКК

Проект реновации территории МКК

В прошлом году отмечался 80-летний юбилей МКК. Датой его рождения считается 17 апреля 1937 года. Но это не совсем верно, в 1937 году уже работающий завод всего лишь был передан в Управление строительства Дворца Советов при Совете Министров СССР и ему была поставлена задача организовать выпуск облицовочных плит для строящегося Дворца.

Так когда же действительно был создан завод и в чьём подчинении он находился? В «официальной» биографии МКК[2], выпущенной к 70-летнему юбилею завода, упоминается, что установка оборудования и выпуск первой продукции случились ещё в 1936 году, а основным потребителем продукции стало управление Строительством канала Москва-Волга.

Аэрофотосъёмка. 1942 год.

Аэрофотосъёмка. 1942 год.

Карта OpenStreet. 2018 год.

Карта OpenStreet. 2018 год.

Недавно нашёлся интересный документ, полностью раскрывающий и дату основания завода, и его фактическую принадлежность. Датой основания завода следует считать 22 марта 1936 год. В этот день по управлению Строительства канала Москва-Волга был выпущен приказ о постройке камнеобрабатывающего завода. Строительство же канала велось под управлением НКВД силами заключённых Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага). Приказ предписывал начальнику Хлебниковского района Строительства Григорию Давыдовичу Афанасьеву (кадровому работнику НКВД, капитану госбезопасности) и начальнику работ Хлебниковского района Александру Владимировичу Будасси (бывшему заключённому, инженеру-путейцу) запустить в эксплуатацию завод к 1 мая того же года, то есть за 1 месяц и 9 дней.

Таким образом становится ясно, что будущий МКК в первый год своего существования входил в структуру НКВД Дмитлага и, соответственно, строился руками заключённых-каналоармейцев.

Ниже публикуется почти полный текст приказа о строительстве камнеобрабатывающего завода в Хлебниковском участке[3]. К сожалению, второй лист приказа пока не обнаружен, но основная его смысловая нагрузка только в том, кем подписан этот приказ. Можно сделать предположение, что этой фигурой был старший майор госбезопасности Лазарь Иосифович Коган, который в тот год занимал должность начальника строительства канала Москва-Волга.

Приказ по управлению Строительства канала Москва-Волга, г. Дмитров, №129 от 22 марта 1936г. о постройке камнеобрабатывающего завода.

Для архитектурного оформления сооружений канала потребуется до 25.000 кв.м. облицовочного материала ввиде гранита, мрамора и известняка. Для обработки этого материала Строительством намечена постройка камнеобрабатывающего завода в Хлебниковском районе.

Предавая особое значение работе завода, задачей которого является снабжение облицовочным материалом всех районов,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Возложить постройку и зксплоатацию камнеобрабатывающего завода на нач. Хлебниковского района тов. АФАНАСЬЕВА и Нач. Работ т. БУДАССИ, в связи с чем Хлебниковскому району надлежит:

а/ Обеспечить постройку зданий завода с подъездными путями в течение марта и апреля с.г.

б/ выдать Отд. Технического Снабжения заявки на оборудование и материалы, Отд. Кадров на технический персонал для завода 27/III-c. г.

в/ Выделить для обслуживания завода необходимое количество ква­лифицированной рабочей силы. Недостающее количество тех­персонала подготовить силами района в сроки, обеспечивающие плановый выпуск продукции завода.

  1. Установить срок пуска завода 1/V с.г. и развитие его до полной мощности к 15/VII – с.г.
  2. Нач. Отдела Технического Снабжения тов. КУРИНУ обеспечить камнеобрабатывающий завод по выданным Главным Архитектором и нач. района заявкам, оборудованием и материалами в сроки, обеспечивающие плановую работу завода.

Для внутризаводского транспорта выделить району 1 мотовоз нормальной колеи.

  1. Нач. Лесного Отдела тов. ТЕТЕЛЬБАУМ обеспечить постройку камнеобрабатывающего завода лесными материалами по заявкам Нач. Района
  2. Нач. Планового-производственного отдела обеспечить постройку завода рабсилой и транспортом.
  3. Сметному Отделу в 10 дневный срок составить смету на камнеобрабатывающий завод и калькуляции обработанного камня со включением амортизации производимых капиталовложений.

 

Помимо приказа о строительстве камнеобрабатывающего завода была найдена заметка, опубликованная в мае 1937 года в газете «Москваволгострой» (№179). В ней Валентин Павлович Поляков, который на то время являлся техническим руководителем по монтажу оборудования, рассказывает о первом годе истории «гранитно-мраморного завода».

В марте 1936 года на 116-м километре канала Москва-Волга в Хлебниковском рай­оне началась постройка кар­касного здания для будущего гранитно-мраморного завода. Вско­ре после этого начали завозить оборудование, а уже к 1 мая 1936 года на заводе был опро­бован первый смонтированный станок по распиловке гранита.

До пуска завода в эксплоатацию здесь была проведена боль­шая работа по подготовке кад­ров. На специально организован­ных курсах обучалось свыше 200 курсантов из каналоармейцев. Курсы готовили распиловщиков, шлифовальщиков, пилоставов и гранитчиков. Занятия на курсах производились без отрыва от про­изводства.

15 мая 1936 года распиловоч­ный цех гранитно-мраморного за­вода выдал свою первую продук­цию. Наша продукция оказалась неплохого качества, и не прош­ло и несколько дней, как со всех районов строительства стали поступать требования на отгруз­ку разделываемого у нас гранита и мрамора. В то время на строи­тельстве начали развертываться архитектурно – строительные ра­боты.

В летние месяцы 1936 года на заводе была проведена боль­шая работа по внедрению стаха­новских методов и рационализа­ции производства. Эти мероприя­тия дали возможность намного повысить существующие нормы выработки. Так, например, по распиловке гранита существую­щие нормы в 3,6 квадратных метра на станкосутки были по­вышены до 4,0 квадратных мет­ра. Нормы на распиловку из­вестняка с 1,35 кв. метра были повышены на 20 кв. метров. По шлифовке гранита ранее су­ществовавшие нормы в 0,68 кв. метра на станкосутки были по­вышены до 1 кв. метра. Однако и эти повышенные нормы систе­матически перевыполнялись.

За 8 месяцев своей беспере­бойной работы гранитно-мрамор­ный завод выпустил из своих цехов большое количество про­дукции, столь необходимой для производства архитектурно-строи­тельных работ, намного пере­выполнив установленный план.

При плане в 4.626 кв. метров гранита было сделано 6.294 кв. метра гранита или 136 процентов плана. Брусков гранитных при плане в 2.016 погонных метров изготовлено 2.552 погон. метров. Брусков из известняка при плане 1.490 погонных метров изготовлено 3.743 погон. метра. Шлифовальный цех пол­ностью закончил все заказы районов к 7 апреля 1937 года, выполнив свой план на 105 про­центов. При общих затратах, произведенных на строительство завода и покупку оборудования в 1.073.618 рублей, завод до­бился экономии в 719.293 рубля.

Несмотря на большие задержки с доставкой оборудования и ма­териалов, а также частое отсутствие сырья, коллектив заво­да хорошо справился со своими задачами, полностью обеспечив районы строительства продукцией на 20 дней ранее установленных сроков.

Инженер В. П. ПОЛЯКОВ Технический руководитель гранитно-мраморного завода, член ВЛКСМ

 

Обратите внимание на слово «каналоармейцы». Оно означает не что иное, как заключённых, работавших на строительстве канала. Кстати говоря, практика использования труда заключённых на Гранитном заводе не ограничилась концом 1930-х годов. При заводе задокументировано нахождение как минимум с 1952 по 1953 год лагпункта №1 лагеря №18 Управления исправительных лагерей Московской области. Лагерь №18, включавший в себя водниковский (№1), лобненский (№2) и  катуаровский (№3) лагпункты, обслуживал объекты Управления строительства Дворца советов, к которым относился и МКК. Лагпункт на Гранитном был рассчитан на содержание 600 заключённых, но по данным на 1952 год в нём находилось лишь 374 человек[4]. Кроме того есть сведения, что после Великой Отечественной войны на заводе трудились пленные немцы. Но это уже совсем другие и практически неисследованные страницы истории МКК.

План-расположение бараков и юрт на пром. площадке камнеобрабатывающего комбината. Из фондов Долгопрудненского историко-художественного музея.

План-расположение бараков и юрт на пром. площадке камнеобрабатывающего комбината. Из фондов Долгопрудненского историко-художественного музея.

iKuv.Ru


[1] Концепция комплексной реновации территории ОАО «МКК» http://arsst.ru/project/koncepciya-kompleksnoy-renovacii-ter/

[2] Московский Камнеобрабатывающий комбинат (1937-2007гг.). Летопись. http://www.dolgoprud.org/doc/?book=31&page=445

[3] ГА РФ Ф. 9489, Оп. 2, Д. 78, Л. 323

[4] Лагерь в поселке Гранитный на станции Водники https://topos.memo.ru/article/674+300

4 комментария

  1. Спасибо за очередной интересный обзор! Чем глубже уходят исследования – тем дальше от трассы выявляются объекты имеющие историческое отношение к Строительству канала…
    В приказе сказано:
    – “а/ Обеспечить постройку зданий завода с подъездными путями”
    – “Для внутризаводского транспорта выделить району 1 мотовоз нормальной колеи”
    Это не свидетельствует о том, что подъездная ЖД ветка от станции Марк к МКК тоже построена в рамках Строительства? Тогда любопытно: она входила в общую реконструкцию Савёловского направления, как переустройство ветки к кирпичному заводу в Хлебникове, или была отдельным объектом с собственным строительным номером?
    И нет ли какой-либо информации об ветке № 458 от станции Шушково до Горицкого карьера (Ярославское направление). Сама станция существует и сейчас, вот никаких веток от неё, никуда не наблюдается…

    • Фраза о мотовозе и меня немного заинтриговала. Потому что подъездная ветка, идущая от станции Марк мимо платформы Долгопрудная и сворачивающая в сторону Гранитного завода была проложена уже после войны. Но если присмотреться к аэрофотосъёмке и к современной карте, то можно заметить нечто похожее на железнодорожную ветку, уходящую с завода на юг (вероятно к тому же Марку), примерно от западной оконечности современной Нагорной улицы. На современной карте железнодорожная ветка от этой же точки уходит на восток.
      По поводу номеров объектов и ветки №458 ничего сообщить не могу, информацией не владею…

      • Где-то была полная версия этой аэрофотосъёмки. Надо посмотреть… Может ветка от МИФИ ранее продолжалась до МКК? Там вообще между каналом и Лихачёвским шоссе несколько дорог прослеживается в сторону Левобережной. И сейчас от них на местности сохранились насыпи и тропы по ним. Может какие остатки от узкоколеек Строительства?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *