Фамилия: | Будасси | |
Имя: | Александр | |
Отчество: | Владимирович | |
Дата рождения: | 10 июня 1878 г. | |
Дата смерти: | 20 сентября 1940 г. | |
Статус во время работы на строительстве канала: |
вольнонаёмный инженер руководство |
Родился 10 июня 1878 года в селении Ингульская Каменка Александрийского уезда Херсонской губернии РИ, , (ныне – село Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области Украины), русский, из служилых дворян, б/п, образование – высшее. Семья :
Окончил в 1903г. Санкт-Петербургский Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. Инженер-путеец. Работа до строительства канала Москва-Волга. С 1902 по 1906 год (ещё до окончания института) заведовал хозяйственными работами на 11-ом участке строительства Московской окружной железной дороги. С этого момента и до 1918 года работал как сотрудник и управляющий на крупных казённых подрядах своего шурина предпринимателя С.Н. Чаева. 29 апреля 1905 г. женился на З.Н.Чаевой, родной сестре сестра видного предпринимателя и инженера-путейца Сергея Николаевича Чаева С 1906 по 1908 год строил шоссе через перевал Пятру (Пьятру) в Карпатах на границе Бессарабской губернии Российской империи и Румынии. В 1909 году участвовал в постройке Аварийного дока в Севастополе. С 1910 по 1913 год заведовал работами по орошению Голодной степи, участвовал в строительстве сети каналов. В 1913-1917 гг. заведовал работами на постройке Семиреченской (Туркестано-Сибирской) железной дороги на I, II, IV и V административных участках (400 верст на участке Арысь – Верный (будущий Алматы)). Проект остался не завершён. В 1918 – 1919 годах участвовал в строительстве железнодорожного моста через реку Оку на Курской железной дороге. (Проект остался не завершён.) С сентября 1918 года работал главным инженером на строительстве железнодорожной ветки Овинище – Весьегонск – Суда. (В начале 1920 года строительство на участке Весьегонск – Суда было прекращено, на участке Овинище – Весьегонск завершено к 1926 году). С 31 января 1920 года был назначен главным инженером управления строительства железнодорожной линии Александров Гай – Эмба, переустройству на широкую колею линии Красный Кут – Александров Гай и нефтепровода Эмба – Саратов (проект «Алгемба») с чрезвычайными личными полномочиями, полученными от В.И.Ленина. В 1920 году в Саратове женился на дворянке Наталье Николаевне Паренаго, дочери отставного корнета Николая Васильевича Паренаго. С 25 мая 1920 года особые полномочия были сильно ограничены, так как В.И. Ленин усомнился «в добросовестности» А.В.Будасси. (Проект был остановлен и заброшен). В августе 1921 года самовольно покидал стройку, уехав в Ташкент к жене. В сентябре 1921 года уволился со строительства. 20 сентября 1921 года в г.Ташкенте у А.В. Будасси и Н.Н.Паренаго родились дети Андрей и Ксения. С конца 1921 года по август 1925 года работал старшим производителем земельно-скальных работ на строительстве Волховской ГЭС. Покинул стройку, завершив земельные работы. С августа по декабрь 1925 года возглавлял строительное бюро при Строительном комитете строительства предполагавшейся тогда новой столицы КазССР города Кызыл-Орда (бывшая Ак-Мечеть). Местонахождение с декабря 1925г. по весну 1927г. года точно неизвестно, но вероятно Средняя Азия. В 1927 году был приглашён на строительство города Алма-Ата, но его кандидатура была заблокирована профсоюзом рабочих. С весны 1927 года по 18 мая 1928 года руководил земельно-скальным отделом «Днепростроя» (строительство Днепрогэса) в колонии Кичкас. Арестован 18 мая 1928 года. Осуждён. Место отбытия наказания неизвестно. Освобождён по истечению срока наказания 18 мая 1930 года. В 1930 году устроился на работу в Средне-Азиатское управление водного хозяйства (Средазводхоз) в г. Ташкенте. Арестован 10 января 1931 года. Осуждён. В июне 1931 года начал отбывать наказание в Особом конструкторском бюро Беломорстроя (ОКБ БМС). Затем руководил работами Южного района строительства ББК (т.н. «Повенчанской лестнице» с 7-ю шлюзами). Во время строительства провёл крупную мошенническую операцию с завышением оплаченных объёмов поставки поделочного камня (диабаза) для нужд правительства Карелии, но по до конца не выясненным причинам наказания избежал. Досрочно освобождён в 1933 году за «энергичную работу», но по окончанию строительства награждён не был. Судимость не снята. Вероятно в это же время или несколько ранее поступил на работу в качестве вольнонаёмного сотрудника в органы ОГПУ СССР. Судимость
1 ноября 1928г. решением выездной сессии верховного суда РСФСР осуждён по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) к 4 годам содержания в ИТЛ строгой изоляции. Срок наказания был снижен в 2 раза по применении амнистии в ознаменование 10-летия Октябрьской революции. Место отбытия наказания не известно. Освобождён 18 мая 1930 года.
23 декабря 1931 года был осуждён предположительно по ст.58 п.7 УК РСФСР (вредительство) к лишению свободы сроком на 10 лет. Отправлен на строительство Беломоро-Балтийского водного пути. Срок заключения впоследствии был снижен до 5 лет. Досрочно освобождён в 1933 году за «энергичную работу». Работа на строительстве канала Москва-Волга. С августа 1933г. поступил в качестве вольнонаёмного сотрудника на строительство канала Москва-Волга. 19 августа 1933 года зачислен на должность начальника производственно-технической части (ПТЧ) VIII отделения Дмитлага ОГПУ СССР с окладом 700 руб. (приказ №133 по Дмитлагу от 20.08.33г.). Одновременно назначен начальником работ на Хлебниковском участке Москваволгостроя (участок русла канала, проходящий через две глубокие выемки, 2 автомобильных и 3 железнодорожных моста, трое заградительных ворот, несколько вспомогательных сооружений и предприятий). Организовал сложный механизированный комплекс работ по выемке, погрузке, вывозу и разгрузке большой массы (порядка 8 000 000 куб.м.) грунта при работах на Глубокой выемке, за что получил благодарность и денежную премию. 15 сентября 1935 года строительство т.н. Глубокой выемки было завершено. 4 ноября 1935 года завершено строительство железнодорожного моста Октябрьской железной дороги. В марте 1936 году возглавил работы по постройке и эксплуатации камнеобрабатывающего завода в Хлебниковском районе строительства (приказ № 129 от 22 марта 1936г.). В июле 1936г. назначен начальником сооружения по переустройству Октябрьской железной дороги в Завидовском районе Калининской области. (приказ №377 от 7 июля1936г.). В августе 1936г. переназначен уже заместителем начальника работ всего Завидовского района строительства. (приказ № 172 от 29.08.36г.). В ноябре 1936г. назначен заместителем начальника работ Сходненского участка строительства Хлебниковского района (приказ № 188 от 01.11.36г.). По окончании строительства Канала постановлением ЦИК от 14 июля 1937 года награждён орденом Трудового Красного Знамени. Работа после строительства канала Москва-Волга. Предположительно, с августа 1937 года работал на строительстве сооружений военно-морской базы «Ручьи» и сооружении рокадной железной дороги Вейнман – Чудово – Будогошь – Тихвин (Cтроительство №200, Лужлаг) в Карелии в качестве одного из начальников работ. В конце 1939 года назначен начальником работ на строительстве железнодорожной ветки Ручьи Карельские – Алакуртти – Куолоярви (Строительство №105, Кандалакшский ИТЛ). По воспоминаниям соратников, выехал на строительство «сильно простуженным». Зимой 1939-1940 года строительство проходило в необжитой местности, в тяжёлых условиях, при очень низких температурах (до -500С), что способствовало прогрессированию болезни и осложнению. Умер 20 сентября 1940 года от туберкулёза лёгких. Похоронен в г. Москва, на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован по второму делу Верховным судом УзССР 2.12.1957 года. Награды и поощрения.
Источники:
|