Уточнение истории военных событий, произошедших в конце ноября 1941 года, поистине бездонно. После публикации материала «Московский потоп: новые данные» со мной связался внук Фёдора Михайловича Савелова, в те времена полковника инженерных войск Западного фронта, и предоставил воспоминания своего деда, непосредственного участника событий в Яхроме. Частично воспоминания уже были опубликованы в газете «Московская правда» в №1 (443) за 1-7 января 2006 года. Но газетный формат и отсутствие интереса газетчиков к подробностям не позволили воспроизвести их полностью – достаточно большие фрагменты и небольшие, кажущиеся незначительными, детали были опущены.

Воспоминания, переданные внуком, представлены в трёх не сильно отличающихся вариантах. Тем не менее, в каждом из вариантов были небольшие, но, на мой взгляд, важные штрихи. Поэтому, набравшись смелости, я объединил их в один рассказ, вставив свои небольшие примечания в квадратных скобках.

В воспоминаниях Ф.М.Савелова очень подробно перечислены технические мероприятия затопления пойм рек Яхромы и Сестры, подробнее чем в документе “Использование сооружений канала для затопления в период военных действий” (1945) и, что особенно важно, перечислены инженеры канала, без участия которых затопления не состоялось бы. С другой стороны, знания и опыт военинженера полковника Савелова были также востребованы. Андрей Александрович Ярустовский, на момент событий 1941 года старший инженер шлюза №4, пишет в своих воспоминаниях: «В грозные сентябрьско-октябрьские дни 1941 года, когда фашистские войска развернули своё наступление на Москву, работники канала с участием инженерно-войсковых подразделений, где активное участие принимал полковник Фёдор Михайлович Савелов, в последствии генерал-лейтенант инженерных войск, проводили большие фортификационные работы, превращая канал в оборонительный рубеж».

Фрагмент рукописи А.А.Ярустовского.
Фрагмент рукописи А.А.Ярустовского.

Для начала кратко о Фёдоре Михайловиче Савелове до событий под Яхромой.

Фёдор Михайлович родился 4 ноября 1897 года в бедной крестьянской семье в д. Клемятино (Бельский район Смоленской области), русский.
В 1913 поступил в Императорское Московское Инженерное Училище ИМИУ (с 1924 года – МИИТ).
В 1915 году мобилизован в армию, в 1916 году участвовал в составе 1-го Кавказского армейского корпуса  в боевых действиях в штурме Эрзурума (командующий генерал  Юденич). После прекращения боевых действий в 1917 году продолжил учебу в Москве в ИМИУ, работал участковым милиционером в отделе милиции на Сретенке (1917), вступил в Красную гвардию (1917) и участвовал в революционных событиях октября 1917 года в Москве. Направлен в Петроград, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа.
Участник Гражданской войны (1920-1921 годы).
Член ВКП(б) с 1922 года.
1922 (?) – окончил Петроградскую ВИШ. Краском.

1922 год. 1-я рота батальона курсантов Военно-инженерной школы с преподавателями. Савелов Ф.М., выпускник МИИТ, - крайний справа в третьем ряду в ж/д шинели и фуражке. Фото из архива семьи Савеловых.
1922 год. 1-я рота батальона курсантов Военно-инженерной школы с преподавателями. Савелов Ф.М., выпускник МИИТ, – крайний справа в третьем ряду в ж/д шинели и фуражке. Фото из архива семьи Савеловых.

В 1925 году в составе Инженерного батальона участвовал в операции по разоружению Чечни.
1934 – окончил Командно-инженерный факультет ВИА РККА. Военный инженер.

Выпускники командно-инженерного факультета ВИА им. Куйбышева 1934 года. Фото из книги "Военно-инженерная краснознамённая Академия имени В.В.Куйбышева. Краткий исторический очерк" (1966).
Выпускники командно-инженерного факультета ВИА им. Куйбышева 1934 года. Фото из книги “Военно-инженерная краснознамённая Академия имени В.В.Куйбышева. Краткий исторический очерк” (1966).

Награжден медалью «20 лет РККА» (22.2.1938).
Участник советско-финской войны 1940 г. Занимал руководящие должности при строительстве укреплений на финской границе (Ленинградский военный округ).
Участник Великой Отечественной войны. В Действующей армии с 22.6.1941 г.
Начальник 210 Управления начальника строительства. Полковник.

Ф.М.Савелов в 1940 году. Фото из Ленино-Снегиревского военно-исторического музея (Истринский р-н)
Ф.М.Савелов в 1940 году. Фото из Ленино-Снегиревского военно-исторического музея (Истринский р-н)

Назначение Ф.М. Савелова на канал Москва-Волга было не случайно. После обучения в Военно-инженерной Краснознаменной Академии им. Куйбышева он опубликовал ряд статей по инженерному использованию местных условий для организации обороны, в том числе научную статью “Новые методы в организации противотанковой обороны на местности” (1936), где предлагал создание заграждений с использованием особенностей рельефа местности, лесов, рек, озер и гидросооружений. В дальнейшем в предвоенные годы Ф.М. Савелов работал на руководящих должностях при строительстве оборонительных сооружений в Ленинградском военном округе на Карельском перешейке, а затем при строительстве долговременных сооружений в укрепрайоне в Литве на границе, где и встретил 22 июня 1941 года. Вышел из окружения, сохранив личный состав и технику (даже экскаваторы) через 56 дней в районе г. Белый Смоленской области. Савелов Ф.М. участвовал в разработке технических решений частичного подрыва плотины Днепровской гидростанции 1941.


«Яхромский ключ»

Ф.М.Савелов
Генерал-майор инженерных войск в отставке, бывший начальник инженерных войск 16 Армии.

Зима в 1941 году рано пришла в средней полосе страны. Уже в первых числах октября утренники сопровождались морозами, на сохранившихся листьях деревьев, траве и озимых посевах лежала изморось, верхний слой земли затвердел.
Немцы рвались к Москве, они пытались любой ценой, до холодов захватить столицу и организовать передышку для своих уставших боями войск.
На меня в то время было возложено руководство оборонительным строительством в Западном секторе фронта. На дальних подступах к Москве строилась линия обороны для наших войск. Она сооружалась всем трудоспособным населением и войсковыми подразделениями инженерных войск.
2 октября немцы прорвали линию фронта и двинулись в глубь страны на Москву. Как не вспомнить, когда в тылу у немцев, за линией фронта, остались наши войска в составе 19, 20, 24, 32 Армий и частей 16 Армии. Прорыв немцев отразился и на работе нашего тыла. ГКО пришлось вмешаться для наведения порядка и объявить Москву на осадном положении.
Немцы, продолжая теснить наши войска, в конце ноября вышли к ближайшим подступам Москвы.
6 ноября я неожиданно был вызван к начальнику Инженерных войск Западного фронта, генералу-майору М.П.Воробьёву (позднее первый Маршал инженерных войск). В штабе мы тепло поздоровались. Штаб начинжа Западного фронта был в железнодорожной будке станции Перхушково Одинцовского района. Михаил Петрович, усадив меня в удобное кресло, интересовался здоровьем и настроением, а потом сказал:
– Фёдор Михайлович, я вас знаю давно, помню ещё по Инженерной академии им.Фрунзе, поэтому на вас возлагается выполнение важного задания.
Не успев узнать сути дела, я ответил:
– Готов выполнить любой приказ, если Вы считаете меня способным к выполнению поручаемого дела.
– Да, именно вас считаю подходящим для такого задания.
…Командование Западного фронта располагает данными, что фашистская армия в ближайшие дни предпримет сильные атаки механизированными соединениями на Дмитров и Яхрому. Гитлеровские захватчики намереваются Яхрому использовать автомагистраль, соединяющую её со столицей, и нанести удар по Москве с севера. С выходом на восточный берег канала Волга-Москва немцы намереваются выйти и перерезать Северную железную дорогу, по которой шло снабжение фронтов людьми, техникой и продовольствием. Канал Волга-Москва являлся последним серьёзным препятствием перед Москвой, а войск на правом фланге Западного фронта не было, 1-я Ударная армия только начала развёртывание в районе Дмитров-Яхрома.
– Вы понимаете, тов.Савелов, какая серьёзная угроза нависла на небольшом, но очень важном пункте,- говорил Начальник инженерных войск фронта. Затем, когда мы с генералом стояли у карты, он продолжал разъяснять задачу и обстановку, показывая расположение Яхромы, соединённой с западным берегом, откуда двигались немцы, металлическим мостом, на водный резерв, удерживаемый мощными затворами за гранитными берегами канала, пожелал счастья в успешном выполнении боевой задачи, и, подбадривая меня, закончил словами:
– Надеюсь, «Яхромский ключ» находится в надёжных руках.
Будущий маршал большое значение придавал такой природной силе, как вода, поэтому все гидросооружения канала, на случай прорыва немцев, он считал, должны были сработать против них.
– Товарищ полковник, вы обстановку знаете – необходимо срочно выехать в Яхрому – по Каналу. Найти энерго-диспетчерский пункт, где вас ожидают представители канала Волга-Москва. Возьмите с собой помощника – тов. Миндлина… Действуйте по обстановке. При необходимости выпустите воду из канала и взорвите металлический мост через канал. В Яхроме свяжитесь с тов. Галицким И.П. [Иваном Павловичем]. Он в пойме р.Яхромы. В ближайшие дни к Яхроме подходит 1-я Ударная армия. Командует В.И.Кузнецов.

Дарственная надпись И.П.Галицкого Ф.М.Савелову на своей книге 'Дорогу открывали сапёры' (1983). Книга из архива семьи Савеловых.
Дарственная надпись И.П.Галицкого Ф.М.Савелову на своей книге ‘Дорогу открывали сапёры’ (1983). Книга из архива семьи Савеловых.

Прощаясь, генерал переспросил:
– Вам всё ясно, товарищ полковник?
– Ясно!
– Действуйте без промедления, дорога каждая минута!
В ночной темноте автомобиль М-1 мчался к Москве. Мой бессменный шофёр Епифанов Алексей Петрович не мешал мне думать. Петляя по угрюмой, строгой, фронтовой Москве, тишину которой то и дело нарушали патрульные словами «ваши документы», мы скоро были на Дмитровском шоссе.
Яхрома была окутана мраком, её сковывала светомаскировка. Иногда лишь включится луч сильного прожектора и, побороздив небо, уйдёт за горизонт.
6 ноября я уже был в энерго-диспетчерском пункте в Яхроме.
Утром 7 ноября я вместе с т. Галицким И.П., который возглавлял группу глубокого минирования на этом участке фронта, представились командующему 1-й УА генерал-лейтенанту В.И.Кузнецову. Командарму 1-й ударной было доложено, что командованием фронта нам приказано задержать продвижение немцев на Яхрому и Дмитров, и, что в случае выхода немцев к Яхроме нам приказано сбросить воды канала в пойму рек Яхромы и Сестры, а также взорвать мосты через канал у Яхромы и Дмитрова. Мы спросили у Командарма, чьими распоряжениями будут взрываться мосты? Командарм 1-й ударной посмотрел неодобрительно, сказал:
– Выпустить воду из канала и затопить долину Яхромы следует. Мне будут нужны мосты. Армия готовится к контрнаступлению, не торопитесь с мостами. Чтобы танки противника не перешли на нашу сторону, я пришлю один-два «КВ», которые будут стоять на мосту, на проезжей части, и тогда ни один танк не пройдёт через мост, а пехота врага без мотомехсредств для нас не представляет угрозы. Мост будет цел, но заминирован и находиться под нашей охраной. Мост в Яхроме будет взрываться моим распоряжением. Пришлите мне от моста связных.
КП оперативной группы разместился в энерго-диспетчерском пункте канала в 200 метрах от железного моста через канал. Здесь была аппаратура, через которую автоматически регулировалась работа канала. Прекрасно действовала связь. В моё оперативное подчинение перешли опытные работники канала Москва-Волга: Л.С.Кусков – начальник водно-энергетического отдела, Б.М.Фрадкин – начальник службы энергетики, Е.С.Тельпуховский – начальник насосной станции №183 («Яхрома»), В.С.Жданов – зам.начальника службы энергетики, А.А.Чернышёв – начальник насосной станции №182 («Темпы»). Помнятся энергичные командиры, бывшие при мне, военинженер 2-го ранга Миндлин и только что окончивший академию им.Куйбышева – Суворов.

1941 год. Справа Ф.М.Савелов. Фото из архива семьи Савеловых.
1941 год. Справа Ф.М.Савелов. Фото из архива семьи Савеловых.

В ночь на 28 ноября настало зловещее затишье. Кое-где ухнет орудие или миномёт, взметнутся ракеты в небо и опять наступает тишина. Тихо было и на нашем КП. В 3:00 28 ноября я позвонил на пост на Яхромский мост. Ответа не было. Связь оборвана. Связался с т. Галицким И.П. и доложил о том, что с мостом связи нет. Галицкий ответил, что он высылает своего Н.Ш. т. Леошеня Е.В. [Евгения Варфоломеевича] с автоматчиками (сапёрами) на мост. А на мосту происходило следующее: немцы, одевшись в наши полушубки, валенки и ушанки, с западной стороны, строем вошли на мост как будто для смены караула и, пользуясь темнотой, обезоружили наш караул. Наших солдат повели в плен, а на мосту поставили своих часовых, перерезали шнуры электродетонаторов зарядов, заложенных в опорах. Это было около 3:00 28 ноября. Семь немецких танков Т-3 и отряд мотопехоты из состава 4 танковой группы противника без боя овладели в 4:30 28 ноября станцией Яхрома. Подошедший передовой отряд немцев захватил мост через канал и пехота заняла окопы на дамбах моста и по каналу. Командир взвода сапёрной команды, охранявшей мост, позвонил на мост и, не получив ответа, пошёл поверить свой караул и попал в плен. «Когда мы подошли к караульным на мосту, чтобы их сменить, раздалась команда – «хенде хох!», наряд был схвачен», – рассказывал позже комвзвода. Немецкий офицер обезоружил командира взвода и захотел немедленно лично расстрелять лейтенанта, подозревая в нём комиссара. Направив дуло ТТ в живот комвзвода, три раза нажал на курок, но выстрела не последовало. Загустевшая от мороза смазка пистолета спасла жизнь командиру взвода. Тогда немецкий офицер отправил советского командира в плен. В темноте лейтенант совершил побег и позже вернулся в свою часть.
Но вот нас охватила тревога. Из нижнего этажа доносилась беспорядочная стрельба автоматов. Посланный наряд караула на мост исчез бесследно. Посланная машина с моим шофёром, не проследовав 200 метров, была обстреляна автоматчиками из окопов, приготовленных для наших бойцов у самого моста.
Прибыл шофёр моей машины Епифанов Алексей, чудом уцелевший после её обстрела автоматчиками у моста. Позже машину вытянули наши танкисты на дорогу, уже без кожаной обивки сидений и спидометра. В машине обнаружили 54 пробоины от немецких пуль. Стекла умелец Епифанов скрепил кружками из плексигласа, закрепив болтиками по центру каждой пробоины. Эта машина с Епифановым за рулём до 1944 года пользовалась на фронте.

Участники будущих событий осени 1941 года: полковник Ф.М.Савелов (стоит по центру) и ГАЗ М-1. Лето 1941 года, Ленинградский военный округ. Фото из архива семьи Савеловых.
Участники будущих событий осени 1941 года: полковник Ф.М.Савелов (стоит по центру) и ГАЗ М-1. Лето 1941 года, Ленинградский военный округ. Фото из архива семьи Савеловых.

Создалось трагическое положение. Случилось то, о чём меня так настойчиво предупреждал Начальник инженерных войск фронта. За передовым отрядом двигалась к Яхроме танковая дивизия немцев. Надо было любой ценой задержать врага. Перегородить путь танковой дивизии.
Ночью в Яхрому следовал начальник канала Москва-Волга Дмитрий Филиппович Агафонов, руководивший всеми мероприятиями речников на водных путях в Москве, и задержавшегося по счастливой случайности, что спасло его от неминуемой встречи с фашистами.
В любую минуту немцы могли нарушить связь и управление нашего КП.
У пульта управления канала собрались офицеры и инженеры канала. По распоряжению Бориса Марковича Фрадкина был открыт водосброс №51 между 3 и 4 шлюзами, закрыты шандоры р.Сестры; насосные станции №183 («Яхрома»), №184 («Турист»), №185 («Икша 2»), №186 («Икша 1») начали подавать воду в обратном направлении – с юга на север, к 4-му шлюзу. Алексей Алексеевич Чернышёв в Темпах включил мощные машины и насосная станция №182 устремила поток воды из Иваньковского водохранилища к третьему шлюзу. Все эти важнейшие операции были выполнены на пульте управления и отражались на электросхеме автоматически.
Воды хранилища канала ворвались в три огромные горловины 51-го водосброса, через которые хлынули в реку Яхрому, впадающую далее северо-западнее Дмитрова в реку Сестру.
Насосные станции с юга на север подавали каждую секунду 15 кубометров воды в реку Сестру к её трём громадным проходам под каналом Москва-Волга, плотно закрытым шандорными воротами [здесь автор неточен – насосные станции не подавали воду в р.Сестру, в неё вода поступала самотёком непосредственно из Иваньковского водохранилища; так же под вопросом и указанная скорость сброса воды]. Река Сестра стала выходить из своих берегов .
Целые сутки бушевал поток воды, взламывая лёд рек Сестры и Яхромы. Поток воды превышал в три раза объём воды, который несёт в лучшее время Москва река!
Немцам удалось нарушить энергоснабжение и насосная станция №183 остановилась, но, как вспоминает теперь А.А.Чернышёв, насосная узла №182 «Темпы» долго гнала ничем не преграждаемый поток водных запасов к третьему шлюзу.
Громадная лавина воды – около 2-х миллионов кубометров – подняв лёд, затопила пойму рек Яхромы и Сестры площадью около 300 гектаров [в другом варианте рукописи – 3000 Га, однако все указанные числа мало похожи на действительность]. Образовалось искусственное море. Создалась непроходимая преграда для танков и мотопехоты. Гитлеровцы не ожидали таких препятствий. Затопление местности произвело на них большое моральное воздействие. Командование гитлеровцев не представляло себе на сколько будет поднят уровень разлившихся вод. Наступление фашистских войск было приостановлено.
Наши войска, продолжая наращивать резервы, поступавшие из глубинных районов страны, тем временем продолжали вести бои с прорвавшимися частями гитлеровцев на восточный берег канала у Яхромы. Два дня шли упорные бои. Авиация принимала усилия разбомбить мост через канал, но успехов не достигла. Мост, связывающий Яхрому с западным берегом, был цел и мог быть использован для переправы двигавшихся фашистских войск на восток. В результате упорных боёв, наши войска вплотную подошли к восточному берегу канала и началась огненная дуэль. Мост оставался неуязвимым. По общему мнению с генерал-майором И.П.Галицким (ныне генерал-лейтенант, Герой Советского Союза) и его начальником штаба полковником Е.В.Леошеня (ныне генерал-лейтенант) было принято решение во что бы то ни стало взорвать мост через канал. Командующий 1-й Ударной армией видимо забыл поставить танки КВ на мост.
И вот под огнём всех видов оружия смельчак-сапёр из оперативной группы Галицкого (к сожалению, фамилия забыта, поэтому найти его сейчас не представляется возможным), карабкаясь по фермам, устанавливал толовые заряды, подтягивал огнепроводный шнур. После длительного напряжения в укрытии вспыхнула спичка, её пламя поползло через пороховые нити огнепроводного шнура к толовым шашкам и раздался взрыв огромной силы. В одиночку, неся на себе толовые заряды и шнуры, он сумел подорвать 2 опоры моста и вернуться к своим. Мост рухнул! Мы перевели дыхание. Нам казалось, что были закончены все инженерные мероприятия в районе Яхромы.
Войска гитлеровцев, просочившиеся на восточный берег канала, были ликвидированы ко 2 декабря. Ни один немец не остался под Яхромой и Дмитровом. Все проходы для них были наглухо закрыты. Мы считали, что сделали большое дело, прикрыли Москву. Сознание выполненного долга вселило в нас уверенность в правоте нашего дела.
Однако наша радость была недолгой. Командарм 1-й Ударной армии т. Кузнецов В.И. вызвал к себе и выругал нас за взрыв моста. Мы лишили его возможности переправить свои части на западный берег канала.
В Штабе фронта тоже были недовольны нашими действиями. Командование Западного фронта вызвало т. Галицкого И.П. и выразило своё неудовольствие нашими действиями.
Мы поставили в тяжёлое положение 1-ю Ударную армию. История скажет своё слово, но мы считаем, что подрыв моста и затопления были правильными и своевременными. Переправившийся передовой отряд целые сутки уничтожался нашими частями. А если бы переправилась танковая дивизия противника, что тогда? Это было бы непосредственной угрозой Москве. Нет, мы сделали правильно и мы в этом глубоко убеждены.
На рассвете 5-го декабря артиллерийская канонада возвестила о контрнаступлении войск Западного фронта совместно с войсками Калининского и правого крыла Юго-Западного фронтов.
Переправленные на западную сторону канала войска генерала В.И.Кузнецова двинулись на запад, освобождая деревни и сёла от немецко-фашистских захватчиков, а 15 декабря они успешно овладели большим опорным и важным стратегическим пунктом городом Клин.
Сражение за Москву развернулось на широких просторах нашей Родины.
В канун 25-летия Московской битвы мне удалось встретиться на месте боёв с участниками героического сражения. Хочется отметить большой вклад, который сделали люди в гражданской одежде – наши речники, работники канала Москва-Волга, вместе с Красной Армией своим ратным подвигом преградившие путь фашистским захватчикам к сердцу Родины – героической Москве.

9 ноября 1966 г.
Москва.


 

Дальнейшая судьба Фёдора Михайловича Савелова:

12.1941 – заместитель командующего – начальник отдела инженерных войск 16А.
За умелую организацию инженерного обеспечения боевых действий армии награжден орденом Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 30.1.1943 г.). Наградной лист подписали (8.9.1942) командующий армией генерал-лейтенант И.Х. Баграмян и член Военного совета дивизионный комиссар А. Лобачев.
Получил легкое ранение (26.3.1943).
НШ Инженерного управления Брянского фронта. Гвардии полковник.
За умелую организацию работы штаба при подготовке и форсировании р. Десны НИВ фронта генерал-майором инженерных войск В.Ф. Шестаковым представлен (28.9.1943) и награжден орденом Отечественной войны 1 ст. (пр. № 6/н от 4.11.1943 г.).
Заместитель командующего – НИВ 49А.
В ходе подготовки форсирования р. Прони организовал изготовление конструкций для 9 переправ под тяжелые грузы и 58 штурмовых мостиков, за сутки до штурма были подготовлены и замаскированы проходы в заграждениях своих и противника. С выходом передовых частей к Днепру обеспечил строительство 8 мостов, из них 2 на жестких опорах под грузы 60 т. Командованием армии представлен (31.7.1944) и награжден орденом Красного Знамени (пр. № 0253 от 3.9.1944 г. 2 Белорусского фронта).
Награжден медалью «За оборону Москвы».
Заместитель командующего – НИВ Калининского фронта.
Заместитель командующего – НИВ 33А.
Умело организовал инженерное обеспечение боевых действий (с 14.1.1945) с прорывом укрепленной полосы, преследованию противника с последующим форсированием рек Пилицы, Варты и Просны. Командованием армии представлен (5.2.1945) и награжден орденом Суворова 2 ст. (Указ Президиума ВС СССР от 6.4.1945 г.).
Начальник Управления ВПС. Генерал-майор инженерных войск (20.4.1945).

Из архива семьи Савеловых.
Из архива семьи Савеловых.
Генерал-майор Ф.М.Савелов в конце войны. Фото из архива семьи Савеловых.
Генерал-майор Ф.М.Савелов в конце войны. Фото из архива семьи Савеловых.

Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (акт вручения №: 39 от 30.9.1945 г. Смоленского ВО).
В 1948 году, будучи начальником Инженерных войск Смоленского ВО, получил назначение в Управление Начальника Инженерных Войск Советской армии (УНИВ СА) в Москве. Автор и соавтор научных трудов по действию инженерных войск, организации долговременных укрепрайонов в условиях современной войны.
С 1957 генерал-майор инженерных войск в отставке. 1957 – 1967 гг. активно работал в технических комиссиях ДОСААФ СССР. В 1960-1970-е годы активно работал в Военно-научном обществе (ВНО) при ЦДСА в Москве, участвовал во всесоюзных конференциях общества, автор ряда статей в Военно-историческом журнале.

ВНО при ЦДСА, 1969 год. За трибуной Ф.М.Савелов. В президиуме слева направо: 1. Начальник тыла Западного фронта генерал-полковник Антипенко Н.А. 2. Командующий Западным фронтом маршал Советского Союза Жуков Г.К. 3. Командующий армией Генерал армии (председатель ВНО при ЦДСА) Галицкий К.Н. 4. Начальник артиллерии фронта маршал артиллерии Казаков В.И. 5. Член Военного Совета Западного и 1-го Белорусского фронтов генерал-лейтенант Телегин К.Ф. Фото из архива семьи Савеловых.
ВНО при ЦДСА, 1969 год. За трибуной Ф.М.Савелов. В президиуме слева направо: 1. Начальник тыла Западного фронта генерал-полковник Антипенко Н.А. 2. Командующий Западным фронтом маршал Советского Союза Жуков Г.К. 3. Командующий армией Генерал армии (председатель ВНО при ЦДСА) Галицкий К.Н. 4. Начальник артиллерии фронта маршал артиллерии Казаков В.И. 5. Член Военного Совета Западного и 1-го Белорусского фронтов генерал-лейтенант Телегин К.Ф. Фото из архива семьи Савеловых.

Депутат поселкового Совета  поселка Жаворонки Одинцовского р-на с 1964 по 1976 год.
Умер 25 сентября 1984 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Ф.М.Савелов 9 мая 1975 года. Фото из архива семьи Савеловых.
Ф.М.Савелов 9 мая 1975 года. Фото из архива семьи Савеловых.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя