Просмотров: 773

Несостоявшееся Долгопрудненское водохранилище

О том, что на месте Долгих прудов во время строительства канала Москва-Волга должно было быть построено Долгопрудненское водохранилище, известно достаточно давно. Были известны и его примерные контуры. Недавно была найдена карта строительства канала в масштабе 1:10000[1], благодаря чему удалось установить точную территорию затопления и даже проектные номера сооружений. Карту удалось удивительно легко наложить на яндексовскую и перечертить по изолиниям и обозначениям периметр несостоявшегося водохранилища.

Долгопрудненское водохранилище. Проект

1935. Фрагмент плана трассы канала с Долгопрудненским водохранилищем.

А теперь с самого начала.

Для решения основной задачи канала, водоснабжения, требовалось построить две водозаборные станции – Северную и Восточную. Восточная водопроводная станция забирала воду из Учинского водохранилища и была пущена в эксплуатацию одновременно с открытием канала в 1937 году. Поскольку мощностей Восточной станции вполне хватало на снабжение водой Москвы с перспективой на несколько лет вперёд, Северная станция была определена к строительству во вторую очередь. Первоначально она была заложена в проект ещё на начале строительства и в документации от 1935 года уже была детально проработана.

Источником воды для Северной водопроводной станции предполагалось сделать Долгопрудненское водохранилище. В нём должно было производиться первоначальная очистка воды путём отстаивания, чтобы крупные примеси осаждались на дно. Его объём должен был составить 18 млн. м3, площадь водной поверхности – 3,8 км2. Это было бы самое маленькое водохранилище среди всех остальных искусственных озёр канала. Ближайшее по размерам Химкинское водохранилище, несмотря на чуть меньшую площадь (3,17 км2), удерживало воды почти в 2 раза больше – до 28,5 млн. м3[2]. Остальные водохранилища были в два и более раз больше Долгопрудненского – и по площади, и по объёму. Несмотря на это Долгопрудненское водохранилище было одним из самых глубоких искусственных водоёмов в системе канала Москва-Волга, его глубина была бы выше уровня существующих ныне Долгих прудов на 10 метров.

Реконструкция Долгопрудненского водохранилища на современной карте

Реконструкция Долгопрудненского водохранилища на современной карте

Уникальность Долгопрудненского водохранилища заключалась в том, что его уровень должен был быть выше уровня канала на 18 метров. Потому в него пришлось бы закачивать воду насосной станцией №187 (2), которая должна была быть расположена в полукилометре юго-западней деревни Грибки на углублённой и превращённой для этой цели в водопроводный канал реке Мерянке (1). Деревня Грибки была бы наполовину затоплена, разрезанная посередине дамбой (3), удерживающей воду с северной стороны водохранилища. Дамба по проекту должна была состоять из трёх соединённых объектов: западная часть – дамба №206, средняя – плотина №35 с донным водоспуском №60 восточная – дамба №208. С южной стороны водохранилища должна быть возведена вторая плотина под №36 (5) в низине на полпути между Долгими прудами и деревней Заболотье, с восточной предполагалась третья небольшая дамба для защиты деревни Горки (4). Проектный номер дамбы неизвестен, предположительно №207. Таким образом, в зону затопления кроме южной половины Грибков попадали вся западная часть села Виноградово, почти вся усадьба Банзы и значительная часть полей ДАОС. Стоящий на высоком холме храм Владимирской иконы Божией Матери пострадать был не должен.

Ок. 1966. Долгие пруды и Владимирский храм (dolgoprud.org)

Ок. 1966. Долгие пруды и Владимирский храм (dolgoprud.org)

Первое проектное задание на строительство Северной водозаборной станции и, соответственно, Долгопрудненского водохранилища было утверждено в 1939 году. Но начало Великой Отечественной войны заставило отложить реализацию объектов. Только зимой 1946 года вновь был поднят вопрос о создании Северной водопроводной станции. При этом Долгопрудненское водохранилище рассматривалось уже не в качестве основного варианта, а среди трёх возможных[3].

При тщательном изучении вариантов размещения водозабора выяснилось, что создание Долгопрудненского водохранилища не лучшее решение задачи. Большой проблемой стала санитария будущего искусственного водоёма. Сток поверхностных вод с полей и из близлежащих населённых пунктов (Грибки, Заболотье, ДАОС и Виноградово) в сторону Долгих прудов мог привести к сильному загрязнению воды органикой, сельскохозяйственными удобрениями и даже фекальными массами, особенно после сильных дождей или бурного снеготаяния. Неблагополучие санитарной обстановки стало веским аргументом против создания Долгопрудненского водохранилища. Был выбран вариант с забором воды из Клязминского/Пироговского водохранилища, находящийся в двух километрах восточнее населённого пункта Поведники. Этот вариант водозабора существует по сей день, поставляя воду для окончательной очистки в Северную водопроводную станцию, расположенную в непосредственной близости от посёлка Северный.

Так Долгопрудный не лишился своей достопримечательности, давшей название городу.


[1] Строительство канала Москва-Волга. План трассы канала. Дмитров, январь 1935.
[2] Канал Москва-Волга. Справочные данные. Под ред. А.Н. Комаровского. Дмитров, май 1934.
[3] В.И. Борисов, А.В. Карпушенко, Ю.А. Чулков Северная Водопроводная станция. Москва, ООО «Можайск-Терра», 2002.

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария

  1. Спасибо за исследование!
    А покрупней размера старой карты нет?

    Строительный номер 207 принадлежит водонапорному регулирующему бассейну-ковшу Восточной водопроводной станции, расположенному в самом конце водопроводного канала. Это искусственный водоём находится перед самым зданием водопроводной станции и образуется петлеобразной дамбой. Этот номер как раз в интервале нумерации земляных дамб канала:
    дамбы №201 и 202 на Перерве
    203 – ? (на схемах номер не попадался, но возможно правобережное обвалование выше Карамышевской плотины, на которой располагается прославленное канальское СНТ Речник)
    204 – на автодороге от Пяловской плотины до Ветенёво
    205 – ?
    206 – “плотина-дамба” на запретке Учинского водохранилища (на схеме 1934 г. читается плохо, но методом исключения получается, что в Долгопе должна была быть 208)
    207 – ковш в п.Восточный
    208 – нереализованная у Виноградово
    209 – ?
    210 – левобережная 8-километровая Иваньковского водохранилища
    211 – западный волнолом аванпорта на Большой Волге
    211а – шпора-волнолом Малого Волжского маяка
    212 – северная дамба аванпорта на которой стоит Ленин
    берег (площадка) №213 – укрепление берега с старом русле Волги
    Ещё встречаются упоминания про “Восточную” дамбу аванпорта, ограждающую его от Лебяжьего озера. Но она может быть и безномерной, как приканальные.
    Ещё возможно, что “свободные” 203, 205, 209 – это что-то по трассе – типа: направляющей дамбы на 291-м канале, отделяющей Пяловское водохранилище от Степаньковского разлива, дамб 108-х заградворот, или 52-го водосброса Яхромского водохранилища. А возможно просто нереализованные, от которых получилось отказаться при строительстве.

  2. Спасибо за ссылку!
    Не натыкался я там на эту схему раньше…

    Номера на одном узле могут быть с большим разбросом. Так на всех сталинских гидростройках было.
    Волгострой например – это единый комплекс, поэтому один номер там может быть в Рыбинске в Шекснинском, створе, следующий уже в Угличе, а следующий в Переборах. На Беломоре, Волго-Доне, на КуйбышенГЭС нумерация сооружений идёт не везде подряд – по километражу. Есть и “метание” по трассе номерами взад-вперёд. На Волго-Балте например, на водораздельном канале отказались в том числе от многих дамб, огораживающих торфянники. Канал получил знаменитый глинистый цвет воды, нумерация сооружений много дырок. От Вытегры дамбы идут подряд, потом 129-я дамба в Шексне, а 130-я резко возвращается сильно назад, к 6-му шлюзу и встаёт рядом со 121-й. Да и на КиМе полно примеров, где соседние номера далеко не рядом:
    120 – отвод реки Чернушки у 8-го шлюза
    121 – заградворота на ГВ
    122 – донный сброс в Куминово
    123 – дюкер Рублёвского водопровода в Щукино
    124 – Химкинская труба под дамбами 294 канала
    125 и дальше – трубы под Водопроводным каналом
    География самая разная! И распространённое заблуждение про нумерацию сооружений привязанную к километрам трассы канала под объективной раскладкой рассыпается.
    Мне лично, даже на оригинале схемы, чётко НЕ видится 206. Тем более, что 206 вот здесь http://moskva-volga.ru/gallery/upload/2013/03/16/20130316210853-8a784cda.jpg читается однозначно, а тут http://moskva-volga.ru/gallery/upload/2013/03/16/20130316212005-464a94a0.jpg видно, где 207. По опыту могу сказать, что на старых схемах бывают искажения, а часто и описки/опечатки. Поэтому это может быть и “свободный” 209, например. 208 – с запада от плотины, 209 – с востока.
    Кроме выбывших из строительства номеров-“дырок” (например много причалов по трассе канала) ещё есть принцип, что нумерация не сквозная. По испытанной советской технологии с присвоением номеров (начиная от конспирации предприятий под “п/я №” такой-то или “завод №” секой-то и заканчивая системой бортовых номеров транспорта) нумерация часто была кодированием, а не банальным перечнем. Так на канале прослеживается закономерность: 20-е и 30-е номера – плотины: 21 на Волге, 22 Икшинская, 23 Пестовская, 24 Пяловская… 30-е – не реализованные в Виноградово 35 и 36, 37 – плотина не реализованного Максинского водохранилища за Восточным, 38 – Истринская, 39 – Карамышевская, 40 – Перервинская. Если десяток номеров не выбирался до конца, то следующий тип сооружений шёл уже со следующего – через интервал. И пропуски могут быть не непостроенными, а просто не занятыми изначально номерами. Так заняли №40 – значит далее должны начать с 50, и интервал 41-49 пропустить (оставив номера в резерве например, под неожиданно вновь возникшее что-то по ходу стройки). Но вполне возможно, что отступали до ближайшего “круглого” числа – начиная с последующий “пятёрки”. В общем нумерация – это полноценная продуманная функциональная система, а не банальный пересчёт. Подобная система прослеживается на всех гидротехнических стройках, с той лишь разницей, что где-то “нулевые” номера (10, 20, 30…) используют сквозняком, а где-то идут только с единицы (11, 21, 31…), т. е. десяток – тип объекта + его порядковый номер в данном типе. Разнобой по географии может быть обусловлен например сроками утверждения проектной документации по объекту: кого раньше инженеры успели спроектировать – тому номер по порядку и дали. А не только строго по порядку расположения. В общем, как-то так…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *