Воплощена в жизнь еще одна мудрая идея вдохновителя и организатора великих побед социализма товарища Сталина: на канале Москва – Волга открывается нормальное пассажирское и грузовое движение. Это уже второй сталинский канал, второе звено исторического плана соединения советских морей внутренними глубоководными магистралями.

Первым звеном этого плана был Беломорско-Балтийский канал имени Сталина, давший возможность нашим пароходам по новому пути длиной в 228 километров попадать из Ленинграда в Белое море, не огибая Скандинавский полуостров. Историческое решение о строительстве канала Москва – Волга было принято в 1931 году июньским пленумом ЦК ВКП(б) по докладу товарища Л.М. Кагановича. Строительство началось в сентябре 1932 года. Конкретный план строительства и освоения канала, являющегося частью плана генерального переустройства столицы и системы речных путей СССР, был намечен постановлениями Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 28 сентября 1935 года. Таким образом, с момента начала строительства до сдачи канала в эксплуатацию прошло всего четыре года и восемь месяцев. Срок для такого грандиозного сооружения исключительно короткий.

Канал Москва – Волга одновременно разрешает три важнейшие задачи: создан глубоководный судоходный путь, соединяющий нашу столицу с Волгой; обеспечивается полное и бесперебойное снабжение волжской питьевой водой трудящихся Москвы и растущая потребность в воде промышленных предприятий столицы; Москва-река и ее притоки получают для своего освежения и обводнения дополнительное количество воды.

Завершение строительства канала – одного из крупнейших гидротехнических сооружений в мире – триумф сталинской индустриализации, выражение технического могущества нашей страны.

Что же дало возможность вести это грандиозное строительство боевыми темпами, преодолевать трудности в ходе самого строительства, в срок завершить качественно отличные сооружения, красиво их архитектурно оформить и ВЫПОЛНИТЬ всю работу без перерасходов по утвержденной правительством смете?

Первым и важнейшим условием нашего успеха является то, что Центральный Комитет большевистской партии, Совет Народных Комиссаров СССР и особенно лично товарищ Сталин проявляли исключительную заботу, внимание, оказывали помощь, поддержку коллективу строителей. Коллектив чувствовал в своей практической работе энергичную помощь и заботу о стройке и со стороны товарищей Молотова, Кагановича, Ежова и Хрущева. Сталинская забота вдохновляла нас, и мы работали с максимальным подымем и энергией.

Второе условие, обеспечившее победу строителям канала, заключается в том, что за годы исторических пятилеток, под руководством товарища Сталина, создана могучая социалистическая индустрия. Советские заводы дали нашему строительству сложнейшие механизмы. На стройке работали 171 экскаватор, 191 гидромонитор, 1600 автомобилей, 225 паровозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов и т.д. и т.д.

Третье условие победы строителей – создание нашей страной прекрасной технической интеллигенции. Молодые инженеры-энтузиасты, пришедшие на канал прямо со студенческой скамьи, сумели эффективно организовать труднейшие технологические процессы, разумно сочетать труд тысяч людей с работой механизмов. Канал Москва – Волга построен исключительно советскими инженерами, советскими механизмами, из советских материалов. По всей 128-километровой трассе нового водного тракта – от Иваньково до столицы – красуется марка отечественных заводов. Строители ли канала обошлись даже 6ез консультации и экспертизы иностранных специалистов. Больше того, Волжская намывная плотина, и Сестринские намывные дамбы могут служить неплохим образцом для иностранных специалиста.

На стройке канала, наряду с инженерами, техниками, наркомвнудельцами, вольнонаемными рабочими и служащими, работали (преимущественно на массовых земляных и других работах) тысячи заключенных, осужденные за различные преступления. Многие из них стахановским честным трудом искупили свою вину перед народом, заслужили льготы, многие бывшие преступники получили здесь путевки в жизнь.

Четвертое условие, обеспечившее успех работы, состоит в том, что канал строила вся страна. Десятки фабрик и заводе с любовью и заботой изготовляли сложнейшие механизмы, агрегаты, затворы шлюзов, моторы и различные строительные материалы.

Сталинский заказ для канала выполняли рабочие, инженеры и техники предприятий Москвы, Ленинграда, Харькова, Краматорска, Днепропетровска, Коврова, Вольска, Урала, Новороссийска…

Пятое условие успешного завершения стройки – огромная помощь со стороны железнодорожного транспорта, возглавляемого сталинским наркомом Л.М. Кагановичем. Достаточно сказать, что стройку завезено около миллиона вагонов цемента, железа, горючего, камня, песка, гравия, леса и других грузов.

Канал Москва-Волга – машинный канал. Он представляет сложный комплекс двухсот с лишним различных сооружений. Трасса его пролегает через гряду Валдайской возвышенности, образуя как бы огромную водную лестницу. Волжская вода к Москве идёт не самотеком, а перекачивается с одной ступени на другую мощными насосными станциями. Таких станций на канале пять. Они расположены у второго, третьего, четвертого, пятого и шестого шлюзов. Строителями канала сооружено 11 шлюзов, 3 железобетонных и 8 земляных плотин, 6 земляных дамб, 8 гидростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 тоннеля, пассажирский вокзал, 9 пристаней и целый ряд других сооружений. Чтобы иметь представление об объемах строительства, надо вспомнить следующие цифры. Земляных работ произведено 151 миллион кубометров. Бетона уложено три миллиона кубометров. Для стройки канала потребовалось 850.000 тонн цемента, 110.000.000 штук кирпича, около двух миллионов кубометров камня, свыше пяти миллионов кубометров гравия и т.д.

Сегодня у строителей канала – большой праздник. С радостью подводят они итоги исполинской стройки. С радостью и гордостью встречают новое задание партии и правительства, доверяющих сплоченному коллективу сооружать новый гигантский гидротехнический узел на Волге.

Строители канала горят желанием это новое задание партии, правительства, товарища Сталина выполнить еще лучше, чем даже такой колосс, как канал Москва-Волга.

Подготовил М.И. Буланов по материалам печатных изданий 1930-х годов. Статья взята с http://www.nasledie.dubna.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя