Достаточно посмотреть на основные сооружения Волжского узла, чтобы можно было представить себе все величие этих сооружений. Волжский узел состоит из 18 гидротехнических сооружений, и все это было сделано за четыре года.

Котлован в нижнем бьефе Волжской плотины
Котлован в нижнем бьефе Волжской плотины

15 с лишним миллионов кубометров земляных работ, в том числе больше восьми миллионов выемки и больше семи миллионов насыпи, 545.000 кубометров гидротехнического бетона, 5.976 тонн металлоконструкций, 397 тысяч квадратных метров крепления откосов камнем и бетонными плитами — вот цифры, характеризующие огромные объемы работ, выполненных коллективом Волжского района. Строительство Волжского гидроузла началось так.

21 сентября 1933 года из города Кимры на моторной лодке прибыли в деревню Иваньково первые организаторы и основатели Волжского узла. Их было семь. Во главе этой группы был Карл Карлович Крипайтис, почетный чекист, один их лучших строителей Беломорстроя. С ним приехали инженер Лисицын и Беккаревич, специалист по техснабжению Гольдельман, бухгалтер Богданов и другие.

Краткая справка

Крипайтис Карл Карлович родился 10 декабря 1894 года в Риге. Литовец. Образование: окончил 3 класса городской школы. Трудовую деятельность начал в 1908 году чернорабочим на сезонных работах в Риге. В 1914 году призван в царскую армию рядовым в кавалерийский полк. В царской армии находился до 1917 года. С 1917 года по 1918 год участвовал в Гражданской войне.

Член ВКП(б) с 1918 года, партбилет №00944139.

В органах ВЧК-ОГПУ с 1 октября 1918 года. С 1933 года по 1938 год Карл Карлович работает в Волжском районе на строительстве канала Москва – Волга. Здесь он прошел путь от начальника 2-го участка до помощника начальника и заместителя начальника Волжского района строительства канала Москва – Волга.

Звание лейтенанта Государственной безопасности присвоено в 1936 году.

Награжден боевым оружием за борьбу с контрреволюцией. Значком «Почетный чекист. Х лет» №695 в 1933 году. Коллегией ОГПУ СССР. Каналоармейским значком «Строитель Белморстроя». Постановлением ЦИК СССР 14 июля 1937 года за ударную работу на строительстве канала Москва – Волга награжден орденом Трудового Красного знамени.

В дальнейшем Крипайтис Карл Карлович откомандировывается на строительство Волгостроя, с 1937 по 1939 год – начальник Калязинского района Волгостроя в городе Калязине. С 1939 года работал старшим инспектором АХО ГУЛАГ НКВД СССР в Москве.

25 сентября 1933 года немного выше деревни Иваньково причаливают две баржи. По трапам сходят человек триста в коричневых бушлатах и несколько человек в шинелях с красными петлицами. Это пришел первый этап каналоармейцев. Они построили для себя среди болотистого леса первые две палатки и основали лагерь – теперешний второй участок Волжского района.

Первым объектом строительства являлась Волжская бетонная плотина. Архитектором Волжской бетонной плотины был Иван Корнелиевич Белдовский, старший архитектор архитектурного Техотдела.

Первой героической страницей в строительстве Волжской плотины была борьба с весенним паводком 1934 года.

Котлован напоминает муравейник. Здесь надо вынуть больше четырех с половиной миллионов пудов земли, чтобы к осени дать фронт для укладки бетона. Работа сначала шла в ручную. В мае 1934 года начали прибывать экскаваторы. Надо было освоить механизмы. Надо было готовить кадры. Но трудностями ударника не испугаешь. Железнодорожники под руководством прораба Васильева прокладывают за сутки по два километра узкоколейки. Десятники Гусев, Катанов, Круглов так организовали дело в своих бригадах, что люди у них работают с четкостью часового механизма. Отряд Тасарской, Лазареева выполняют план на полтораста и больше процентов.

Трудности преодолены. Западная часть котлована готова, 16 августа 1934 года в третью секцию падает первый кубометр бетона.

Трудные дни подкрались с наступлением холодов. И несмотря на холода, на всей трассе канала единственным сооружением, не прервавшим бетонных работ, была Волжская плотина. В декабре на бетон встал лучший отряд Тасарской. Ударники, до сир пор не имевшие дела с бетоном, освоили новый вид работы. И вот – снова весна, последняя весна на стройке плотины. На левом берегу Волги поднялся многоэтажный бетонный комбинат. Таких еще не было ни на Белморстрое, ни на строительстве канала Москва – Волга. В нем механизированы все процессы работ. Сказочно скоро, за две недели, комбинат был освоен. Уже в середине мая его транспортеры ежедневно подавали в блоки до 1.000 кубометров бетона. Но подымающейся гигантской плотине и такого количества было недостаточно. «Даешь 1500 кубов в сутки!» – требовала общественность Волжского района.

Это задание было перекрыто 29 июля, когда выдача бетона была доведена до 2032 кубометров в сутки, а 8 июня отряд бетонщиков Галины Тасарской дал рекордную выработку, уложив за сутки 2093 кубометра.

Август. Плотину посещает нарком Ягода. Товарищ Ягода осмотрел Волжскую бетонную плотину, которая должна быть закончена к XVIII годовщине Октября. Нарком проверил, как идет подача и укладка бетона в плотину, обратив внимание на необходимость более тщательно продумать и упростить подачу бетона к месту его укладки. Товарищ Ягода также осмотрел земляную дамбу 210, аванпорт и наметил место будущей установки скульптурного изображения т.Сталина при входе из Волги в канал.

«Вам дано все для успешного завершения строительства плотины в срок», – сказал в заключение т.Ягода. Начальник района т.Шапошников заверил, что коллектив строителей Волжской плотины с честью выполнит возложенные на него задачи и сдаст плотину в срок.

Начальником Волжского района и работ с 28 апреля 1934 года по 29 сентября 1936 года был Шапошников Николай Федотович.

Краткая справка

Шапошников Николай Федотович родился 9 декабря 1891 года в городе Гурьеве Уральской области. По происхождению казак. Профессия инженер-гидротехник. Образование: окончил в 1910 году гимназию в городе Алма-Ате.

В 1916 году окончил институт инженеров путей сообщения в Ленинграде. Член ВКП(б) с 1920 года, партийный билет №0027281.

В органах НКВД СССР с октября 1932 года.

Зачислен на должность заместителя главного инженера и начальника работ с 21 июля 1932 года. Приказом №77 от 4 мая 1934 года назначен начальником Волжского района и работ. С должности начальника района снят и оставлен в должности начальника работ. Приказ по НКВД №248 от 1 июля 1936 года. Отстранен от должности начальника работ Волжского района и назначен начальником сооружений Сестринских дамб района «Техника». Приказ №88 от 29 сентября 1936 года по Управлению строительства. 22.07.1936 года откомандирован в Наркомлес.

В дальнейшем работал в системе ГУЛАГа. В 1950-51 гг. главный инженер и замначальника ИТЛ на строительстве Куйбышевской ГЭС.

Присвоено офицерское звание «инженер полковника». Приказ МВД СССР №1037 от 14 августа 1950 года.

Уволен в запас Приказом МВД СССР №1710 от 30 июня 1954 года.

По окончании строительства канала награжден орденом Трудового Красного знамени. Постановление Президиума ЦИК СССР от 14 июля 1937 года.

Награжден нагрудным знаком «Строителю канала Москва – Волга». Приказ НКВД СССР №802 от 10.09.1940 года.

26 сентября 1935 года секретарь ЦК ВКП(б) тов. Л.М. Каганович, секретарь МК ВКП(б) тов. Н.С. Хрущев посетили строительство канала Москва – Волга. Их сопровождали начальник строительства т.Коган, заместитель начальника ГУЛАГа и начальник Дмитлага т.Фирин. Товарищ Каганович, год назад уже посетивший Волжский район, когда работы только начинали развертываться, отметил, что за это время проделана огромная работа, но прекрасная механизация строительного участка обязывает к еще большим темпам и образцовому качеству.

Краткая справка

Лазарь Моисеевич Каганович (1893-1991 гг.) Виднейший представитель «сталинской гвардии». На протяжении более четверти века был одним из первых лиц в Политбюро и правительстве СССР, руководил промышленностью и транспортом страны.

Родился в семье крестьянина деревни Кабаны украинского Полесья. Учился в двухклассной школе, далее занимался самообразованием. Работал в Киеве разнорабочим.

Участвовал в революционной работе. В партии с 1911 года. Участвовал в Гражданской войне на Южном фронте. С 1918 года на партийной работе.

Во время строительства канала с 1930 по 1935 год был первым секретарем Московского комитета партии. В 1937 году назначен наркомом тяжелой промышленности Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны был членом Военного совета Северо-Кавказского фронта и членом военного совета Закавказского фронта. Герой Социалистического труда (1943 г.)

В 1957 году под давлением Н.С. Хрущева снят со всех постов, исключен из ЦК. Был отправлен в город Асбест Свердловской области управляющим трестом Союзасбест, где проработал с августа 1957 до июня 1959 года. В 1961 году был исключен из партии и отправлен на пенсию. Умер за рабочим столом 25 июля 1991 года в возрасте 97 лет от инфаркта.

Прощаясь с начальником района тов. Шапошниковым Л.М., Каганович сказал: «Здорово работаете, товарищи!» Красавица Волжская плотина, поглотившая почти 250.000 кубов бетона, длиной 216 метров и высотой 29 метров, была готова. Для сброса воды имелось 8 пролетов, из них 4 двухъярусные с донными водопропускными отверстиями.

И вот 30 сентября 1935 года плотину приняла Центральная приемочная комиссия. К XVIII годовщине Октября строители Волжского района рапортовали об окончании головной плотины канала на полгода раньше срока.

После постройки Волжской плотины начинаются работы по сооружению шлюза №1, и 1 декабря 1935 года в два часа дня уложен первый кубометр бетона в шлюз №1.

Архитектором однокамерного шлюза №1 является также архитектор Иван Корнелиевич Белдовский.

Осенью 1936 года коллектив строителей Волжского района приступил к строительству земляной плотины. Строителям предстояло перегородить старое, веками установившееся русло Волги. Данная плотина должна была быть выполнена путем гидронамыва, который впервые использовался в СССР.

Предстояло намыть земляную плотину длиной 350 метров, шириной 20 метров, с наибольшей высотой 24 метра. Но не ладится дело с намывом. Люди впервые осваивают сложную технику гидромеханических работ. Плотина растет очень медленно. Она достигла пока только отметки 111. Землесосы то и дело выходят из строя; ломаются валы, лопаются обоймы подшипников. Аварии вошли в систему. Они срывают работу гидроустановок.

Положение было крайне тяжелым. Впереди же стояли две угрозы: осенний паводок и морозы. Паводок мог поднять воду до отметки 114-115. Вода могла бы перехлестнуть плотину и неизбежно размыть ее. Мороз грозил до весны остановить все гидроустановки. Грунт пришлось бы возить поездами, а это очень затяжное и дорогое мероприятие. Осознавая это, строители упорным трудом преодолевали трудности, увеличивали намывку грунта. Если прежде намывалось грунта 3,5 тысячи кубометров в сутки, то потом выработка выросла до 4, 5, 6, 7 тысяч кубометров и, наконец, выработка по намыву грунта достигала 8 тысяч кубометров в сутки.

Плотина росла и достигла долгожданной отметки 116. Радостной была эта победа для коллектива работников Волжского района. К началу морозов плотина достигла отметки 124.

Эта земляная плотина является большой победой советской гидротехники, ибо земляные работы здесь были выполнены путем гидронамыва и транспортировки размытого на карьерах грунта, который подавался на расстояние до 2,5 километра. Земляная плотина блестяще выдержала испытание водой и навсегда преградила путь старому течению Волги.

Бетонная и земляная плотина, левобережная 8-километровая дамба образовали грандиозное водохранилище, названое Л.Кагановичем «Московским морем».

Для создания «Московского моря» пришлось не только построить перечисленные сооружения, но и очистить колоссальную площадь, т.е. вырубить большие площади леса, перенести на новые места сотни деревень и даже город Корчеву. Всего на строительстве Волжского гидроузла в течение четырех лет трудилось более 400 тысяч человек.

Материал подготовлен М.И. Булановым по материалам газеты «Перековка» за 1934–36 гг. и с использованием архивных документов из ГА РФ.

Статья взята с http://www.nasledie.dubna.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя