Буланов Михаил Иванович
Методист МОУ Дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экологического воспитания города Дубны Московской области. Руководитель проекта «Архив» Дубненского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие».
Опубликовано в книге “Канал Москва-Волга: история и современность. К 80-летию со дня начала строительства (материалы и исследования)” (2012, Дмитров), изданной музеем-заповедником “Дмитровский кремль”.
Иллюстрации и ссылки добавлены сайтом Москва-Волга.Ру
Идея создания величественных монументов вождей пролетариата возникла у главного строителя канала Москва-Волга генерального комиссара НКВД СССР Генриха Ягоды.
9 августа 1935 года Генрих Григорьевич Ягода в сопровождении начальника строительства канала Москва-Волга Когана, заместителя начальника ГУЛАГА и начальника Дмитлага НКВД С. Фирина и главного инженера строительства канала Жука посетили Волжский район, где ознакомились сходом работ в нем. Г. Ягода осмотрел оборудование и работу нового бетонного комбината, посетил Волжскую бетонную плотину, осмотрел земляную дамбу, аванпорт и выбрал место, для будущей установки скульптурных изображений Ленина и Сталина при входе из Волги в канал Москва-Волга.
Так было выбрано место для гранитных монументов, которым предстояло соорудить строителям Волжского узла. К сооружению монументов приступили после того, как были окончены основные сооружения Волжского района: бетонная плотина, ГЭС, намывная плотина, восьмикилометровая земляная дамба, шлюз. Каналоармейцам Волжского района предстояло, на берегах аванпорта при входе в канал построить два гигантских гранитных монумента Ленина и Сталина.
Автором гранитных монументов вождям стал Сергей Дмитриевич Меркуров
Краткая справка. Меркуров Сергей Дмитриевич (1881–1952 гг.)
Сергей Дмитриевич родился в городе Александрополе (ныне Гюмри, Армения) 26 октября (7 ноября) 1881 в семье предпринимателя. Учился в Киевском политехническом институте (1901–1902), затем на философском факультете Цюрихского университета, одновременно постигая искусство ваяния в мастерской скульптора А. Мейера; позже занимался в мюнхенской Академии художеств (1902–1905). Работал в Париже; испытал большое влияние искусства символизма, а также скульптурной архаики (Месопотамия, Древний Египет). Вернувшись в Россию (1909), жил в Москве. По эскизам Меркурова были созданы три самых крупных на территории СССР памятника И. В. Сталину. Умер Меркуров в Москве 8 июня 1952 года.
Материалом для своих монументов Ленина и Сталина Сергей Дмитриевич взял великолепный темно серый с красивой кварцевой прослойкой гранит, из Коринского карьера Киевской области.
8 февраля 1937 года по Управлению строительства канала Москва-Волга выходит приказ № 57 «О строительстве монументов», в котором говорилось, что «сооружение этих монументов у входа в канал должно отразить величие канала, как одного из памятников ленинско-сталинской эпохи. Строители канала должны уяснить себе громадное политическое значение своевременного – в краткие оставшиеся сроки – и безупречного по качеству сооружения этих монументов, представляющих большие технические трудности и требующего исключительного внимания и напряженных усилий со стороны всего строительного коллектива».
Персональная ответственность возлагалась на начальника Волжского района капитана государственной безопасности Быховского Сергей Матвеевич (1893-1937 гг.) и на главного архитектора канала Фридлянда Иосифа Соломоновича.
Работы на строительстве монументов были организованы в две смены. Причем к работам по сооружению монументов были привлечены лучшие проверенные на работе и в быту люди Волжского района. На заместителя начальника Дмитлага НКВД Успенского Д. В. возлагалась точное и своевременное исполнение настоящего приказа.
12 февраля 1937 года каналоармейцы и вольнонаемные рабочие Волжского района приступили к работам по сооружению величественных гранитных монументов. Первая трудность, с которой пришлось встретиться строителям – это правильно и надежно выбрать фундамент под монументы. Главный инженер строительства С. Я. Жук принимает решения о создания пустотельного фундамента и постамента из армированного бетона. Для этого строителям предстояло выкопать 11-ти метровой глубины котлован. 20 февраля каналоармейцы приступили к бетонным работам на строительстве постаментов для скульптур. Люди самоотверженно трудились на строительстве монументов. Вот как, описывает литературно-художественный журнал Дмитлага НКВД СССР «На штурм трассы» работу каналоармейцев на строительстве постаментов для скульптур. «Бетонщики отряда Тасарской выйдут в ночь на укладку бетона в постамент огромной статуи И.В. Сталина установленного на восточной дамбе Волжского аванпорта. Такая же статуя Ленина поднимается на западной дамбе. В их постаменты надо уложить 6 тысяч кубометров. На этих почетных работах будут работать только лучшие люди трассы – ударники и значкисты из отряда Тасарской и Лазареева. Над постаментами возведены громадные тепляки, обогреваемые несколькими печами». Конструкцию постаментов и фундаментов были разработаны инженером И. Н. Зверевым. Здесь же на месте создания монументов производилась обработка гранитных блоков. Вес камней колеблется в пределах 5-8 тонн. В апреле в Волжский район со своей бригадой из двенадцати человек прибывает бригадир каменотесов
Яков Васильевич Булкин. Сорок один год работает Яков Васильевич камнетесом. В 1909 года он подружились со скульптором С. Д. Меркуровым, и с тех пор они неразлучные спутники. Со скульптором Меркуровым Булкин выполнил ряд ответственных работ – фигуру Льва Толстого, обелиск Свободы в Москве, фигуру Шаумяна в городе Эривани. В 1935 году он высекал фигуру монумента Сталина, точную копию теперешнего монумента для канала, только значительно меньшего размера. На строительстве монументов наступил ответственный момент по воссоздания скульптур Ленина и Сталина. Скульптором Меркуровым вначале были изготовлены 5 метровые модели монументов. Головы фигур монументов высекались из целых блоков лучшими мастерами Булкиным Я. В., Мамченковым С. Ф. и Макаровым П. М. Высота головы фигуры Ленина равна 3.40 метра, вес её – 20 тонн. Голова фигуры Сталина равна 3.20 метра, вес её 21 тонн.
Для укладки гранитных блоков были построены леса высотой в 30 метров для подъема блоков фигур. В разгар работ по строительству монументов в начале мая прокатилась волна арестов. Первого мая был арестован начальник Волжского района и начальник строительства монументов С. М. Быховский, по обвинению в том, что «являлся участником антисоветского заговора в органах НКВД и за террористическую деятельность». Арестован был и Главный архитектор канала Иосиф Соломонович Фридлянд. Его беда заключалось в том, что он был женат на дочери Ягоды, и являлся зятем Генриха Григорьевича Ягоды.
По Управлению строительства появляется новый приказ по строительству монументов.
Приказ № 288 от 21 мая 1937 года
по Управлению строительства канала Москва-Волга
1. Начальником строительства монументов назначить по совместительству начальника работ Волжского района тов. Мачтет Г. Н.
2. Заместителем начальника архитектурно-строительного отдела тов. Першину установить повседневное наблюдение за работой АСО по строительству монументов.
3. Тов. Кагнеру, совместно с тов. Першиным и тов. Матчет, разработать систему премирования лучших гранитчиков и лично следить за своевременным финансированием строительства монументов.
4. Заместителю начальника ОТС тов. Долгову под личную ответственность обеспечить первоочередное снабжение всем необходимыми материалами строительства монументов.
Начальник строительства канала Москва-Волга
Комиссар Государственной Безопасности 3-го ранга
М. Берман
В газете «Москва-Волгострой» постоянно печатались сообщения о ходе строительства гранитных монументов. Вот одно из сообщений. Газета «Москва-Волгострой» от 14 июля 1937 года.
«На сооружение монументов Сталина и Ленина».
Полным ходом идут работы по сооружению гигантских гранитных монументов Ленина и Сталина у входа в аванпорт канала на Волге. Каменотесы успешно справляются с порученной им задачей. На сооружение монумента Сталина заканчивается монтаж десятого ряда фигур. На монументе Ленина идет сборка девятого ряда фигуры. Успешно идет планировка территории у монументов. В ближайшие дни начнется установка головы фигур монументов. Все работы на монументах будут закончены к 1-му августа.
24 июля наступил ответственный момент установка и закрепления головы фигуры Сталина на 25 метровой высоте. На Дмитровском механическом заводе НКВД для водружения головы был создан специальный подъемник. Прежде чем поднять голову решили попробовать поднять глыбу, которая была, тяжелей головы. При испытании глыба упала на землю. О происшедшем доложили начальнику строительства и начальнику ГУЛАГа Матвею Давидовичу Берману. Который сказал коротко и ясно: «Если голова упадет, ваши полетят тоже!». Голова удержалась, другие тоже. Кроме Бермана. Его голову признали «вражеской». Берман М. Д. был арестован 24 декабря 1938 года и приговорен Военной Коллегией ВС СССР седьмого марта 1939 года к высшей мере наказания. Расстрелян. Определением Верховного суда СССР от 17.10.57 приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Реабилитирован.
Поднятие и установка головы Сталина производилась в короткий срок. Подъем был начат в 7 часов 22 минуты, и через 48 минут 21–тонная гранитная голова была установлена. Установив, голову Сталина каналоармейцы приступили, к разборке лесов, демонтажу подъемных механизмов и уборка всей территории у монумента. На монументе Ленина 25 июля была закончена укладка последнего ряда гранитных камней. После окончания укладки последнего ряда было преступлено к проверке подъемного крана и тросов на подъем полуторной тяжести. 26 июля днем был произведен подъем головы монумента Ленина, высеченного из одного десяти кубометрового камня. Вес головы монумента Ленина составляет 20 тонну.
И вот наступает 1-ое августа, когда гранитные монументы Ленина и Сталина готовы. 1-ого августа Правительственная комиссия приступает к приемке гранитных монументов Ленина и Сталина, сооруженных в аванпорте канала. На десятиметровых железобетонных облицованных гранитом пьедесталах уже установлены 15-метровые фигуры монументов. Сейчас на монументах идет разборка лесов. На монументе Сталина уже разобраны и сняты лебедки, мостовой кран и большая часть лесов разобрана. На монументе Ленина сегодня заканчивается разборка подъемных механизмов. Площадки у монументов приводятся в полный порядок. Монументы Ленина и Сталина являются самыми высокими в мире монументами из естественного камня. Кроме строительства монументов строителям предстояло облицевать около 4.000 кв. метров постамента, террас, подпорных стенок, спланировать большой объем площадей, озеленить их и сделать целый ряд других работ. Коллектив рабочих-гранитчиков первой Московской конторы «Союзспецстрой» с небольшой группой технического персонала облицевал постаменты сооружений монументов за 4 месяца. Открытие монументов Ленина и Сталина было намечено на 18 августа 1937 года. Вот, как об этом сообщалось в газете «Москва-Волгострой» от 11 августа 1937 года.
«Накануне торжественного открытия монументов Ленина и Сталина».
Вчера (10 августа) в 3 часа дня, с величественных монументов Ленина и Сталина сняты леса. Каменотесы тщательно промыли монументы, этим самым, закончив завершающий этап работы. Монументы полностью готовы. В ближайшие дни состоится их торжественное открытие. Сейчас вокруг монументов украшаются площадки, производится одерновка, озеленение. Монументы поражают своим величием и красотой. Гигантские фигуры будут освещаться 60 мощными прожекторами. Вниз к аванпорту канала от монументов спускается гранитная лестница.
Вечером 18 августа 1937 года состоялось открытие грандиозных гранитных монументов Ленина и Сталина, сооруженных на берегу аванпорта канала Москва-Волга.
Всего 7 месяцев потребовалось строителям и каналоармейцам Волжского района построить монументы гиганты. Полная высота сооружений монументов над подошвой фундаментов получилось равной 37 метров. Полная высота монументов над уровнем воды в аванпорте равна 30 метрам. Вес фигуры Ленина равен 450 тонн, фигуры Сталина – 540 тонн.
Век монумента Сталина на берегу оказался недолгим – дотянул до двадцати пяти лет и был снесен в 1962 году по решению ХХII-съезда КПСС.
Ошибся старый каменотес Яков Васильевич Булкин, который говорил: «Мне поручено сохранить для веков образ великого гения человечества, учителя и друга, трудящихся всего мира- товарища Сталина. Нет в мире такого человека, как товарищ Сталин. Нет и таких монументов, какие мы создаем».
Р. S. Другой монумент, который был, установлен у входа в Волго-Донской канал был демонтирован тайно ночью 20 ноября 1961.
Монумент И. В. Сталина был создан по модели скульптора Е.В. Вучетича.
25 апреля 1952 года закончен монтаж монумента на месте установления его у входа в канал Волга-Донской. Размеры данного монумента. Гранитный двадцатиметровый пьедестал, на котором была установлена двадцати четырех метровая фигура Сталина. Общая высота памятника до уровня Волги составляла свыше восьмидесяти метров. Фигура Сталина была изготовлена из красной чеканной меди толщиной 2,5 мм. Металлический каркас вес, которого составлял 110 тонн. Вес оболочки красной меди составлял двадцать (20) тонн.
О размерах можно судить по такому примеру: если длина пальца у человека около 8 см, то длина пальца у фигуры 112 см, то есть более 1 метра.
20 ноября 1961 года в 21 ч. 40 минут монумент Сталина был повержен. В 11 часов ночи двухметровая голова была отделена от туловища. В 12 часов ночи первая машина с головой отправилась на базу.
Материал подготовлен Булановым М. И. Методист МОУ Дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экологического воспитания города Дубны, Московской области. Руководитель проекта «Архив» Дубненского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие».
Так все таки голова отлетела в аванпорт?
Долго искали, но не нашли 🙂 Скорее всего её раздробили.