Архитектор В.М. Перлин, замначальника Архитектурно-строительного отдела

Закончено гигантское гидротехническое сооружение второй сталинской пятилетки – канал Москва-Волга. Доведены до своего логического конца не только гидротехнические сооружения, скрытые в своем большинстве зеркалом воды, но и все надводные сооружения, архитектурно и художественно оформленные.

Архитектурный ансамбль канала можно считать завершенным. Проекты и чертежи воплотились в натуру, в железобетон, в камень, стекло и художественную отделку.

Последние дни были едва ли не самыми волнующими для коллектива архитекторов, когда одно за другим выходили из лесов сооружения, когда величественно и ярко вырисовывалась архитектурная панорама канала и возникали знакомые по проектам и фотоснимкам образы насосных станций, водоприемников, зданий распределительных устройств и трансформаторных мастерских.

Сооруженный в рекордный срок, оснащенный новейшей техникой канал всей своей целевой установкой, всем своим техническим совершенством говорит о неизмеримом превосходстве социалистической культуры над загнивающей культурой капитализма.

Своим архитектурно-художественным обликом, простотой и ясностью форм, синтетическим слиянием трех искусств – архитектуры, скульптуры и живописи, канал показывает невиданный и стремительный взлет социалистического творчества.

Канал – единое сооружение, но это единое сооружение тянется на 128 километров. По трассе канала расположены сотни гидротехнических и эксплуатационных зданий. Каждое из них требовало индивидуального решения, но решения такого, которое логически вытекало бы из всего архитектурного комплекса. В этом едва ли не самая главная трудность архитектурного оформления канала и его сооружений. Задача состояла в том, чтобы архитектура канала выявлялась, как единый ансамбль, основанный на последних достижениях науки и техники, выражающий в идейной форме содержание нашей социалистической эпохи.

Коллектив архитекторов работал упорно и настойчиво над решением этой задачи. В этом нам помогли отказ от уродства «коробочной» архитектуры, борьба с осужденными партией и правительством течением в архитектуре – конструктивизмом и формализмом, с трюкачеством. Мы всегда помнили, что архитектура своими формами, внешней и внутренней отделкой зданий должна радовать трудящихся, ясно и четко выражать сталинскую заботу об удобствах трудящихся, для которых канал создан.

Обращение к классическому наследию и критическое его освоение трактовалось нами лишь, как пример построения художественного образа, предельного в своей логичности и простоте, а не как образец заимствования. Шлюзы и насосные станции—главные объекты, над которыми работали архитекторы. Башни управления шлюзами, симметрично расположенные по оси канала, создали очень выгодную трактовку композиции башен, как порталов, вводящих суда в шлюз.

Такая трактовка архитектурной композиции башен управления уже подсказывала их монументальность, позволила подойти к строгости, гармонии и выразительности этих сооружений. Почти на всех башнях вводится скульптура, дополняющая и развивающая идейное содержание архитектуры. Насосные станции являются вторыми по важности объектами, над которыми работали архитекторы.

Суметь сохранить промышленный и энергетический образ, выразить это в архитектурной трактовке фасадов и объема, создать удобные, светлые и радостные машинные залы – такова главная цель работы над насосными станциями. Мощные гранитные цоколи, члененные по всей поверхности стен большими проемами арок, большие пилястры, проходящие по всей плоскости стен. Таковы приемы архитектурной трактовки зданий насосных станций.

На будках управления шлюзов и зданиях насосных станций применены естественные и искусственные – материалы. Гранит, искусственная каменная штукатурка, производство которой мы не плохо освоили; облицовка панелей плитками внутри машинных зал, светлые тона покраски этих зал; окраска искусственной камневидной штукатурки в светлые тона – все это наиболее гармонирует с зеленью и водой.

Архитектор А.М. Рухлядев, автор проекта архитектурного оформления Химкинского речного вокзала

Говоря об архитектуре канала необходимо в первый ряд поставить одно из наиболее интересных в этом отношении зданий – здание Химкинского речного вокзала. О речном вокзале много говорили и писали. Нам хотелось сделать лишь отдельные замечания. Вокзал отличается от всех сооружений тем, что на нем, как нигде, проявлено искусство архитектора. Это искусство выразилось в умении организовать огромные массы людей. Тот, кто наблюдал, как растекаются прибывшие на вокзал трудящиеся по открытым галереям и плоской кровле, воочию в этом убедился.

По своей внешней форме вокзал приближается к образу транспортного речного сооружения. Сопоставление вертикали – башня со шпилем и звездой, и горизонтали – само здание, не создало того резкого контраста, который столь опасен в аналогичных случаях.

Башня гордо высится над всем зданием, неся эмблему нашего народа – пятиконечную звезду. Применение богатых материалов – гранита, диорита. искусственного и естественного мрамора, дорогой художественной отделки, позолоченной арматуры на вокзале не является элементом излишества и роскоши. Эти материалы приведены умелой рукой художника в полное архитектурное и художественное соответствие, подчеркивающее высокий уровень строительной техники и строительного искусства на канале. Архитектура вокзала – это ярчайший образец сталинской заботы о человеке.

Особо нужно остановиться на скульптуре и живописи канала. Скульпторы и художники в многочисленных скульптурах, барельефах, эмблемах и росписи отобразили лучших людей нашей страны героических летчиков, ударников, чекистов и строителей.

Завершающими в скульптуре канала являются монументы Ленина и Сталина. Скульптор С.Д. Меркуров сумел найти величественный образ великих вождей пролетарской революции. Выполненные в граните, монументы будут представлять грандиозное по силе художественного влияния и смелые по строительной технике сооружения.

Образы великих – вождей пролетарской революции, запечатленные в величественных монументах у входа в канал, всегда будут напоминать о героических делах творцов нашей родины, приведших нас к невиданным высотам человеческого счастья.

В нашей работе мы, безусловно, не избежали ряда ошибок, как в области архитектурного творчества, так и в области непосредственного выполнения в натуре. На этих ошибках воспитывался и закалялся коллектив архитекторов, в своем большинстве состоявший из молодых специалистов, недавно окончивших советские ВУЗЫ.

Сложившийся на канале коллектив архитекторов, заканчивая стройку, накопил огромный опыт работы, творчески и организационно вырос и готов взяться по поручению партии и правительства за создание новых архитектурных образов, достойных нашей великой социалистической эпохи.

 

Подготовил М.И. Буланов. Материал взят с http://www.nasledie.dubna.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя