Юрий Баранов
Подмосковье. Неделя.
11 сентября 2002 года №35 (75) стр.13
70 лет назад начали, 65 лет назад кончили строить канал Москва-Волга, к 800-летию столицы переименованный в канал имени Москвы
Юбилей водной артерии пышно не отмечали. В телевизионных новостях сообщили, что канал строили заключенные, в основном уголовные, а не политические, что из 250 тысяч погибли 100 тысяч: 10 тысяч расстреляно, остальные умерли от непосильного труда и болезней. Все правильно, за исключением того, что не шпана, не урки составляли основную массу рабов, а раскулаченные и священнослужители.
У меня к каналу особый интерес: в числе первых его строителей была моя мать. Нет, нет, ее не арестовывали, ее направили на стройку по распределению, после окончания института. Она была, как тогда говорили, “вольняшкой”. Мать и не предполагала, то стройка – это гигантская “зона”, что на топографическую съемку в леса и болота ей предстоит идти с рабочими-зеками (кто забыл, напомню: зек – это сокращение от “заключенный каналоармеец”). По законам зоны молодые инженеры прошли сначала курс владения оружием. Слава Богу, маме ни разу не пришлось хвататься за него.
В рабочие ей дали священников, в основном немолодых. Священники ее жалели: они знали, что у неё дома маленький ребенок (то есть я), которого она могла видеть только уезжая в Москву на выходной, и то не на каждый – половина уходила на разного рода “штурмы” или встречи “гостей”.
Тут надо сказать, что мать была молода, очень хороша собой, происходила из интеллигентной семьи – и поэтому ее нередко включали в нарядную, благоухающую духами “Красная Москва”” толпу “строителей канала”. Именно с такой толпой милостиво беседовали посещавшие стройку политические руководители, высший комсостав НКВД и экзотические гости, журналисты, писатели, ученые. Конечно, встречи с железным наркомом Ягодой – это запоминающиеся, но краткие эпизоды в маминой жизни, но нередко ей приходилось общаться с непосредственными руководителями стройки. Это были начальник строительства Лазарь Коган, главный инженер Сергей Жук и начальник ДмитЛага Семён Фирин (в его ведении находились кадры).
Все они, и руководители, и рядовые чекисты, и ядро заключенных специалистов и рабочих, перешли на Москва Волга Строй со строительства ББК – Беломорско-Балтийского канала. Там, напомню, за два года непосильного труда погибли четверть миллиона человек. Это дало основание А.И. Солженицыну написать в своем фундаментальном труде “Архипелаг Гулаг”, что на откосах Беломорканала надо бы “выложить шесть фамилий – главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наемных убийц, записав за каждым тысяч по сорок жизней: Семен Фирин – Матвей Берман – Нафталий Френкель – Лазарь Коган – Яков Раппопорт – Сергей Жук. Да приписать сюда, пожалуй, начальника ВОХРы БелБалтЛага Бродского, да куратора канала от ВЦИК – Сольца”. Солженицын опустил партийного куратора Беломора – Кирова. Те же имена можно бы выложить и на откосах канала имени Москвы, только вместо Бродского вписать Орловского да Никиту Хрущева, который как глава Московской городской и областной парторганизации курировал стройку. И не забыть Зиновия Кацнельсона, сменившего Фирина.
Исторические события и фигуры – не шахматы с четким разделением на черных и белых. Если Беломорканал с самого начала был бессмыслицей в экономическом смысле, то канал Москва-Волга, напротив, принес огромную [утеряно]
Савёловской дороге. Дважды она пересекает канал – между Водниками и Хлебниковом и между Туристом и Яхромой. Подолгу из окна вагона можно видеть канал, водохранилища, шлюзы. История запечатлена и в названиях станций – Каналстрой, Соревнование, Темпы. При виде шлюзов я вспоминаю читанные книги, рассказы матери и ее старых товарищей, с которыми она вместе работала на великой и трагической стройке, о том, что не всегда трупы возили на “полигон” (слово “кладбище” в применений к зекам не употреблялось), а бросали в бетон при заливке шлюзов и причальных стенок.
Мой товарищ, тогда школьник, жил в доме, совсем близко от которого натянули колючую проволоку, отгораживавшую зону. Он видел, как заключенные пилят лес. Особенно запомнились ему непривычные в подмосковных лесах фигуры зеков из среднеазиатских республик, одетых в халаты. Они не умели пилить деревья, делали это сидя на снегу, часто падающая ель убивала несчастного…
Около станции Яхрома, высоко поднявшись над башнями гидроузла, горят на солнце склепанные из листовой меди макеты каравелл. С чего вдруг копии испанских кораблей XV века взметнулись в русское небо? А это товарищ Сталин, когда вожди совершили прогулку на теплоходе по только что открытому каналу, сравнил плавание по новым водам с плаванием колумбовых каравелл. Вождь образно выразился – приближенные подсуетились.
А недалеко от каравелл, при подходе к Дмитрову – крест и скорбные даты, выложенные у его подножия: 1932 – 1937. Год начала и год окончания строительства.
“Стимулом к труду” были зачеты. В зависимости от успехов в соревновании, могут день засчитать за полтора или за два и тем самым скостить срок. Оценку дает штаб соревнования, а там учитывают не только чисто трудовые успехи, сколько земли перелопатил, но и общественную работу. Пляши в самодеятельности, пой песни, еще лучше – сочиняй. И сочиняют! Восхваляют в стихах начальника концлагеря Фирина. Ему мало зековской силы, зековского тела, ему нужна душа.
Фирин слывет покровителем искусств, покровителем творческой интеллигенции. Человек он вальяжный, речь грамотная, знает много языков, даже простой народ слышал [утеряно]
засланными из СССР агентами Коминтерна Фирин пытался раздуть революцию в Германии. Одно время он был даже… заведующим военным отделом ЦК Компартии Германии. Провал этой авантюры очень помог возвышению Адольфа Гитлера; когда нацисты громили коммунистов, поминали и Фирина, иностранца, еврея из Вильно, пролезшего на один из ключевых постов в КПГ.
Но тогда этих подробностей зеки, конечно, не знали. Они знали только, что от Фирина зависит жизнь и смерть, расстрел и освобождение от тяжелых работ. Поэт Михаил Брилев, окончив срок заключения, остался вольным на стройке. У него родилась дочь, и он назвал ее Фириной в честь протежировавшего ему начальника концлагеря. Кто сейчас скажет, почему не уехал из Дмитрова Брилев, почему остался на стройке – добровольно, “по совету начальства” или из страха перед жизнью с клеймом бывшего зека. Брилев расстрелян в 1937-м…
Когда услышите в вагоне электрички Савеловского направления – “Следующая остановка – Соревнование”, вспомните обо всем этом. Названия оттуда – от Френкеля и Фирина. Если же вы захотите подробней узнать о достижениях передовиков соревнования и каких они темпов добивались на Москва Волга Строе, или, что то же самое, в ДмитЛаге, вы можете вычитать в сохранившихся газетах восторженные заметки о том, как женщины в одиночку поднимали камни в 4 пуда весом. Или про то, как объявлялся очередной штурм – непрерывные 62 часа работы. А ведь после этих штурмов и рекордов люди приходили в сырые бараки, где их “доставали” с общественной работой. Не можешь песню сочинить – оформи стенгазету.
Великий пролетарский писатель Максим Горький, приехав в ДмитЛаг, восхвалял чекистов за то, как они перевоспитывают преступников. Даже слезу пролил. Можно было подумать, что он еще не вернулся из эмиграции, не бывал ни на Соловках, ни на Беломорстрое и не понимал, что идет массовое уничтожение людей.
Начальник строительства Коган был крутым – иначе он бы не занимал таких постов. Сын купца первой гильдии, родом из Сибири, Лазарь Иосифович рано включился в революционное движение, но был не большевиком и не бундовцем, а анархистом. [утеряно]
Милосердная царская юстиция пожалела юного убийцу – и смертная казнь была заменена Когану на бессрочную каторгу. Но вскоре грянула революция – и освобожденный узник царизма активно включается в красный террор. В дмитровском парке он велел построить себе особняк, требовал от подчиненных порой невозможного – и добивался своего, “Нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевики”. Разумеется, Коган еще в двадцатом году перешел из анархистов в большевики.
По маминым рассказам, грубого Когана боялись меньше, чем лощеного Фирина. А боялись все – в разной степени и по разным причинам. Матери, например, не раз намекали, что оперчасть недовольна ее “гнилоинтеллигентским” обращением с зеками – она называла на “вы” всех священников, которые таскали ей на съемках теодолит, рейки, топоры для рубки мешающих деревьев и веток и другие грузы, и ничего не могла с собой поделать.
Но чаще, чем на Когана и Фирина, она “выходила” на главного инженера Сергея Яковлевича Жука. Это был человек совсем иного склада. Да, он внесен Солженицыным в число главнейших убийц, и это, разумеется, справедливо, но справедливо и то, что он был замечательный инженер, технарь, а не политик и не чекист, хотя и занимал высокие должности в системе ГУЛАГа. Расскажу эпизод из семейного “архива”. Когда устанавливали огромную статую Сталина, на совещании у С.Я. Жука зашел разговор, как ее монтировать, как насадить верхнюю часть на нижнюю. “Да очень просто, – поспешил со своим мнением молодой тогда инженер В.И. Грушин (друг нашей семьи), – петлей за шею подхватим и поднимем…” Все онемели. Сергей Яковлевич Жук сделал вид, что ничего не слышал и повторил вопрос: “Ну что молчите? Давайте предложения…” Проблему решили так: верхнюю часть статуи подняли в сетке…
Мама тяготилась работой на канале – не самой работой, а тем, что была оторвана от семьи. А иначе там нельзя было работать. Но и речи не было о том, чтобы уволиться. Как мама говорила с горькой улыбкой, своим спасителем она должна считать такую страшную личность, как Зиновий Борисович Кацнельсон. Он стал преемником Фирина, когда того, прежде чем арестовать и расстрелять по обвинению в шпионаже, перевели “на другую работу”. Кацнельсон (до этого он зверствовал на Украине в должности замнаркомвнудела) сразу начал критиковать “недопустимо либеральные” фиринские порядки. Тут и Коган слетел (вместо него стройку возглавил бывший начальник ГУЛАГа М.Д. Берман – ненадолго, до скорого расстрела). Ища, к чему бы придраться в фиринско-когановском наследии, новое начальство, новое руководство наткнулось и на скромную персону моей матери. “Что за идиотство посылать женщину на съемки в леса с бандой преступников!”. Воспользовавшись суматохой перетряски, мать смогла уволиться. Конечно, дав “подписку о неразглашении”…
Реабилитированы все руководители ГУЛАГа и концлагерей: Берман, Коган, Фирин, Кацнельсон (называю только упоминавшихся в этой статье) и т.д. и т.д. А о жертвах этих палачей Хрущев не заботился: не осудил коллективизацию и ее зверства, не осудил расправу над священнослужителями.
И последнее. Как уже говорилось, канал Москва-Волга оказался полезным для экономики нашей страны. Но прибыль нельзя оторвать от затрат. Если в фундамент какого-то даже очень эффективно работающего предприятия вперемежку с кирпичами заложены золотые слитки, то 100 000 загубленных [утеряно]
В заголовке указаны выходные данные “из будущего”: 11 сентября 20_22_ г.
А в первом предложении: “800_0_-летие Москвы. 🙂
Спасибо, поправил. Действительно, как из будущего 🙂
Абсолютно типовая статья про канал. Всё, как под копирку: “ГУЛАГ”, “рабы”, “жертвы”… Хочется, хоть раз почитать что-нибудь на техническую тему, о канале в широкой прессе – без политики и “шаблонных” представлений! Но все статьи об этом, увы остались в 1930-х. 🙁
На 100% не соглашусь – в статье присутствуют семейные воспоминания с личностными характеристиками персонажей. Что, по моему, интересно.
Насчёт статей 30-х годов – на сайте их множество. Из газетной периодики они с противоположным знаком по отношению к этой статье, по сути – агитки. Искать здесь – http://moskva-volga.ru/category/biblioteka/periodika/
По технике – журнал Москваволгострой, почти вся подписка – http://moskva-volga.ru/category/biblioteka/zhurnaly/moskvavolgostroj/
Да, я об этом и говорю… В 30-х – всё только “хорошо”, в наше время – всё только “плохо”… 🙁
В наши дни труды о канале, если не брать в расчёт откровенных борцов с СССР, всё рассказывают исключительно о судьбах и людях… Это конечно интересно, но это, можно сказать “самостоятельный отдельный жанр”. Почему никто, абсолютно отстранённо и аполитично не напишет про техническую составляющую вопроса: опыт эксплуатации, работа в наши дни? Вечно слушать только про загубленные “сотни тысяч” уже надоело! Берут цифры с потолка, хотя по данным того же Мемориала, речь идёт о порядке 30 000, но никак не сотнях. И пережёвывают десятилетиями одно и тоже…
В желании в очередной раз пнуть “кровавый сталинский режим”, и переписывая не вникая друг у друга стандартные тезисы, совершенно несправедливо замалчивается не только значимость канала, но и грандиозность самой стройки, уникальные технические решения, труд самих строителей, которые далеко не все были ЗК “каналормейцами”. И совершенно не воздаётся должное значению канала, как культурного, художественного и технического произведения искусства (совершенно не боюсь столь громких эпитетов). Вот – это обиднее всего! По сути незаслуженно забыт труд действительно сотен тысяч… Впрочем, кому это интересно? Считать жертвы – куда занимательнее. 🙁
> Насчёт статей 30-х годов – на сайте их множество. Из газетной периодики они с противоположным знаком по отношению к этой статье, по сути – агитки. Искать здесь – http://moskva-volga.ru/category/biblioteka/periodika/
По технике – журнал Москваволгострой, почти вся подписка – http://moskva-volga.ru/category/biblioteka/zhurnaly/moskvavolgostroj/
Да, это всё безусловно очень интересно, но требует долгого, глубокого осмысления и анализа…
Только всё это из “той” эпохи. А последние лет 30 в массы идут исключительно статьи про жертвы и репрессии… В лучшем случае биографию участников событий. Необъективность и шаблонность в реализации – увы налицо.
Всё в наших руках!
Сколько таких страшилок со времен Хрущева, как мутная пена поднимается и обливает грязью, порочит действительность. Воспоминания мамы этого героя ничего не стоят. Где ее конкретный вклад в строительство? То что ее использовали, как нарядную куклу? Смешны примеры с зэками южанинами, что они не умели пилить деревья. Словно в Средней Азии не растут деревья. А знаменитая тяньшанская ель?
Я жил в Киргизии, там столько горных лесов. Ферганская долина в лесах. Грецкий орех, тополя, карагач, алча все это растет в дикой природе. Да в каждом ауле, хоть в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане росли сады. Эта статья опубликована в 2002 году. И в ней ни капли правды.
В 7 номере журнала “Строительство и Архитектура Москвы” в 1977 году опубликован очерк, посвященный 40-летию канала Москва-Волга. Прилагаю его текст:
6 июля 1977 года исполнилось 40 лет со дня ввода в эксплуатацию канала Москва – Волга. В честь 800-летия столицы он был переименован в канал имени Москвы.
Сооружение канала – одна из крупнейших строек второй пятилетки. Бурное развитие столицы, рост её населения, огромные масштабы строительства требовали коренного решения вопроса водоснабжения города, создания технически совершенного и по возможности короткого глубоководного подхода к Москве, который позволил бы направлять в Москву грузы со всех концов европейской части СССР.
В Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР хранятся документы, отражающие историю строительства и пуска в эксплуатацию канала. Среди них планы, отчеты, докладные записки, проекты, протоколы и стенограммы заседаний, переписка. Документы позволяют представить воочию ход строительства.
В июне 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) было вынесено решение о разработке проекта соединения Москвы-реки и Волги. Проектные организации совместно с Госпланом и Наркомводом приступили к составлению проекта сооружения. Было предложено несколько вариантов трассы канала.
К осуществлению был принят Дмитровский вариант: трасса брала своё начало на правом берегу Волги села Иванькова и двигалась на юг мимо Дмитрова, с выходом к реке Москве в районе деревни Щукино.
Строительство канала Москва – Волга было начато в сентябре 1932 г., а уже в середине июля 1937 г. канал был сдан в эксплуатацию.
На строительстве было использовано множество механизмов, транспортных средств, стройматериалов. Ковровский экскаваторный завод, Одесский завод имени Январского восстания и др. участвовали в поставке оборудования, материалов и аппаратуры. Следует учесть ограниченность имевшихся в то время реальных технических возможностей. Несмотря на значительный рост выпуска оборудования, обеспечить им строительство канала в желательном размере было очень трудно.
Документы того времени свидетельствуют, что в 1934 г. фонды на оборудование и материалы для постройки канала Москва – Волга были крайне недостаточны. Глубокие выемки отдельных каналов и котлованов под сооружения достигли 25 и более метров. Объём всех земляных работ составлял свыше 135 млн. м3 (на Беломорстрое всех земляных работ было до 21 млн. м3). Всё это требовало применения экскаваторов и вывозки земли поездами. Не хватало и опыта в строительстве подобных соору¬жений: средний и младший технический персонал зачастую имел низкую квалификацию.
Однако, несмотря на сложность задач и огромный объём работ, грандиозная стройка была закончена в невиданно короткий для того времени срок – 4 года 8 месяцев.
В практику гидростроительства впервые было введено много новых специальных приспособлений, конструкций. Здесь впервые в Советском Союзе началось применение автоматики и телемеханики на шлюзах и гидроэлектрических станциях. Недаром канал имени Москвы называют колыбелью отечественной автоматики и телемеханики в гидроэнергетических и судоходных сооружениях.
1938 год для канала имени Москвы был первым годом нормальной эксплуатации и освоения сложнейших механизмов.
С пуском канала снабжение жителей столицы водой значительно улучшилось.
Ранее роль водного транспорта в общем грузообороте Москвы была очень скромной. После постройки канала и реконструкции всех примыкающих к нему водных путей в столицу доставляются грузы со всех концов европейской части СССР.
Соединение Москвы-реки с Волгой открыло широкие возможности судоходной связи столицы с другими районами, в том числе через Мариинскую систему и Беломоро-Балтийский путь – с северными.
Главными грузами, поступающими в канал, были: нефть из Астрахани и переработанные нефтепродукты из Ярославля с крекинг-заводов, лесоматериалы из Карелии, удобрения и металл с Камы, хлеб, рыба, овощи, торф с Волги.
Канал позволил развить интенсивное пассажирское движение. Были организованы регулярные пассажирские линии по маршрутам Москва –Астрахань, Москва –Горький, Москва –Калинин.
В связи с развитием грузового и пассажирского транспорта были сооружены грузовые гавани, пристани, удобные пассажирские павильоны; построены прекрасные речные вокзалы в Химках и Калинине.
Всего на канале возведено около 240 различных сооружений, в том числе 11 шлюзов, 3 бетонные плотины и 8 гидроэлектростанций, 19 шоссейных и железнодорожных мостов.
• • •
В разработке архитектурного ансамбля канала принимали участие архитекторы А. Рухлядев, В. Мовчан, Д. Савицкий, В. Кринский, скульптор С. Меркуров и другие.
С окончанием строительства канала изменился и внешний облик столицы. Жилищное и общественное строительство, которое велось в Москве в годы первой пятилетки, не было связано с рекой. В 1935—1936 гг. были созданы проектные мастерские, комплексно разрабатывавшие планировку и застройку берегов реки и речные сооружения. Мастерским было предложено оформить Краснопресненскую, Смоленскую, Дорогомиловскую, Бережковскую, Причальную, Котельническую, Ново-Спасскую, Ростовскую и все остальные набережные Москвы-реки, водоотводного канала и часть набережных реки Яузы, от её устья до Садового кольца. Планировка берегов Москвы-реки превратила её в ось города. Обводнение Москвы явилось и предпосылкой развития системы зелёных насаждений.
Работы по благоустройству канала имени Москвы и прилегающих территорий продолжаются и сегодня.
Недавно Исполком Московского городского Совета депутатов трудящихся принял решение о благоустройстве и приведении в порядок зданий, сооружений и территорий, прилегающих к реке Москве и каналу имени Москвы. Был утверждён комплексный план мероприятий по благоустройству, разработанный исполкомами районных Советов совместно с ГлавАПУ г. Москвы, Управлением канала имени Москвы, Московским речным пароходством. Выполнение этого плана явится ещё одним этапом превращения Москвы в образцовый коммунистический город.
Г. ЗИМИНА
Центральный архив народного хозяйства СССР,
Строительство и архитектура Москвы, 1977, 7.