Фамилия: | Шестоперов | |
Имя: | Сергей | |
Отчество: | Владимирович | |
Дата рождения: | 14 августа 1904 | |
Дата смерти: | 26 августа 1984 | |
Статус во время работы на строительстве канала: |
инженер |
Сергей Владимирович Шестоперов родился 14 августа 1904 года в городе Москве в семье «потомственного почетного гражданина» музыканта-профессионала. Отец, Владимир Яковлевич Шестоперов обладал исключительными музыкальными способностями. Великий русский композитор П.И. Чайковский, живший летом 1881 года в г. Каменке на Украине по соседству с семьей Шестоперовых в письме ректору Московской консерватории С.И. Танееву с восторгом отзывался об одаренном 9-летнем мальчике и просил руководить его учением. Он получил музыкальное образование, а также юридическое, закончив Московский университет. Однако музыка была его страстью до конца жизни. После революции, в 1918 году Владимир Яковлевич Шестоперов работал музыкантом и обеспечивал свою семью, в которой подрастало трое детей – братья Яков и Сергей, сестра Мария. Дети рано лишились родителей: мать умерла в 1911 году, отец – в 1924 году. Сергей Шестоперов учиться начал в 1912 году в городском училище, затем были четыре гимназических года, которые закончились с началом революции. Было не до учебы, зато с лихвой хватило тяжелого, поденного труда. В 1920 году он устроился техником-каптенармусом в Аэросъемочном научно-опытном институте Красного Воздушного Флота Республики, где проработал до июня 1922 года. Затем была работа кладовщика, помощника тракториста в I-ом Государственном тракторном отряде Наркомзема и одновременно учеба на подготовительных курсах при Московском химико-технологическом институте им. Д.И. Менделеева. Эти годы были потрачены не только на тяжелый труд, но был приобретен незаменимый жизненный опыт, который подсказал – нужно учиться дальше. В 1922 году Сергей Шестоперов поступил в Химико-механический Вечерний Рабочий Техникум при МХТИ им. Д.И. Менделеева, который закончил в 1926 году и в том же году стал студентом Московского института инженеров транспорта. В 1930 году получил диплом инженера строителя-гидротехника. Был послан по разверстке в г. Киев в Днепровское пароходство и работал старшим инженером на строительстве Киевского речного порта. Осенью того же года был призван на действительную военно-производственную службу в РК ВМФ, которую проходил в Управлении берегового строительства и Управлении начальника инженеров морских сил Черного моря. До 1934 года включительно молодой инженер набирался практического опыта на строительстве фортификационных и морских гидротехнических сооружений, будучи начальником лаборатории по испытанию строительных материалов. В это время он специализировался в области организации, проектирования и технологии бетонных работ. Во время Великой Отечественной войны при обороне Севастополя укрепления, построенные Сергеем Владимировичем Шестоперовым, были использованы гарнизоном Тридцатой батареи Южного фронта. Качество бетона, примененного при строительстве, было таково, что ни одна бомба, ни один снаряд, включая снаряды 800-мм калибра (знаменитой «Доры») не пробили бетона, хотя были и прямые попадания. По признанию немцев, описавших штурм Тридцатой батареи (в книге, вышедшей в 1943 году «для служебного пользования»). «Разрывы сверхтяжелых снарядов не оказали никакого влияния на людей, находившихся под бетоном». В 1934 году в Москве начиналось грандиозное строительство гидротехнического сооружения, которое должно было соединить столицу с морскими путями. Строительство канала Москва-Волга потребовало привлечения лучших умов и практиков, и Сергей Владимирович Шестоперов направляется на великую стройку века. Здесь он работал начальником отдела бетонных работ, начальником лаборатории строительства, где практически начались исследовательские изыскания. Сергей Владимирович впервые предложил трехкомпонентный гидротехнический цемент, который стал источником большой экономии, исследовал повышение водостойкости и долговечности бетонов, осуществил пуцноланизацию цемента методом мокрой присадки, изучал сцепление арматуры в бетоне, применяя арматуру диаметром свыше 42 мм (до 100 мм), разрабатывал методы скоростного строительства бетонных сооружений с применением принципа регулирования режима твердения, начал изучение морозостойкости различных цементов и бетона. Эти и многие другие технические предложения, родившиеся на стройплощадках, закладывали фундамент научной школы о бетоне С.В. Шестоперова. Незаурядные способности, трудолюбие и страстная любовь к науке обусловили его дальнейшие успехи на научном поприще. К этому периоду относятся его первые публикации об исследованиях и практическом опыте гидротехнического строительства в журнале «Москваволгострой». А с июля 1935 года С.В. Шестоперов уже входит в состав редакции журнала. А.Н. Комаровский: «Всю техническую политику по крупным бетонным работам на строительстве канала определял отдел бетонных работ Управления строительства, возглавляемое молодым, знающим, а главное, очень настойчивым в проведении своих идей Сергеем Владимировичем Шестоперовым. Принимая и внедряя верные решения по организации бетонных работ и технологии бетона, Сергей Владимирович в то же время добивался повсеместного применения только сверхтяжелого бетона». Молодого талантливого инженера заметил известный ученый-гидротехник академик С.Я. Жук, учеником и помощником которого стал С.В. Шестоперов. А. Салуцкий: «Эти поездки [с С.Я. Жуком] Шестопёров, между прочим, описал в своём романе «Записки инженера», посвящённом строительству канала Москва-Волга. Роман по сути дела можно было бы назвать летописью стройки, потому что он создавался непосредственно в период работ, хотя был основан на взаимоотношениях вымышленных героев. Переполненный впечатлениями дня, Сергей Владимирович иногда вызывал по вечерам стенографистку и диктовал ей главы своего романа. А по воскресеньям в его комнате порой собирались друзья, и он читал главы вслух. Слушатели, как правило, приходили в восторг, чего, впрочем, нельзя было сказать о редакторе издательства, которому Шестопёров предложил роман. Написанный живым разговорным языком, он прекрасно воспринимался на слух, тем более в эмоциональном исполнении автора, однако при редакторском чтении выглядел несовершенным. В итоге роман не опубликовали. Но за Шестопёровым прочно закрепилось прозвище «Маяковский в прозе». Правительство СССР оценило заслуги молодого специалиста и по окончании строительства канала Москва-Волга Постановлением ЦИК СССР от 14 июля 1937 г. Шестоперов С.В. был награжден высшей наградой страны – орденом Ленина. Перевод на строительство Куйбышевского гидроузла (за эту работу Указом Президиума Верховного Совета Шестоперов С.В. награжден орденом «Знак Почета»), а затем в Гидропроект дали новый импульс научным изысканиям Сергея Владимировича. Будучи начальником Центральной бетонной лаборатории, он продолжает исследования бетонов в лабораторных условиях. В августе 1940 года во время служебной командировки самолет, на котором летел Сергей Владимирович, потерпел аварию. Тяжелые травмы на время отодвинули научную работу на второй план. Но уже в марте 1941 года Шестоперов С.В. снова в строю. Всю оставшуюся жизнь он будет превозмогать боль и недомогание, но этого никто не будет видеть. В начале Великой Отечественной войны военный инженер Шестоперов С.В. направляется в Уфу, где участвует в строительстве металлургического завода. Работа по бетонированию дна домны была выполнена с высоким качеством и в срок, за что Приказом ЧМС НКВД СССР была объявлена благодарность и выдана денежная премия. С марта 1942 года Сергей Владимирович в составе большого коллектива строителей работает на строительстве Челябинского металлургического комбината. Он назначается начальником отдела стройматериалов и начальником Центральной лаборатории Челябметаллургстроя НКВД. В 1944 – 1948 гг. Указами Президиума Верховного Совета СССР С.В. Шестоперов был награжден орденом «Красная Звезда», медалями «За оборону г. Москвы», «За Победу над Германией», «В Память 800-летия г. Москвы», «30 лет Советской Армии и Флоту». С декабря 1944 года по июль 1945 года инженер-майор С.В. Шестоперов работает в г. Таллинне главным инженером на строительстве морской базы – объекта оборонного значения. После окончания Великой Отечественной войны 9 июля 1945 года Сергей Владимирович Шестоперов приступает к работе заместителя директора по научной работе Дорожного научно-исследовательского института ГУШОСДОРа МВД СССР и полностью посвящает себя науке. Новаторские предложения Шестоперова, коренным образом изменившие взгляды на цементобетон, в 1947 году получили высокую оценку Гостехники при Совете Министров СССР. В 1946 году С.В. Шестоперов защищает кандидатскую диссертацию и 28 мая 1946 г. Решением Совета Военно-инженерной Краснознаменной Академии им. В.В. Куйбышева ему присуждается ученая степень кандидата технических наук, а 24 января 1948 года он был утвержден в звании старшего научного сотрудника по специальности «строительные материалы». В 1951 году С.В. Шестоперову и коллективу ученых и инженеров за разработку виброуплотняющей техники и внедрение способов механизированной укладки бетона была присуждена Сталинская премия. В 1954 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14 мая С.В. Шестоперов в звании инженер-подполковника был уволен в запас Министерства обороны СССР. 28 февраля 1955 года – откомандирован в распоряжение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного строительства и проектирования Минтрансстроя СССР (ЦНИИС). Накопленный огромный научный материал позволил С.В. Шестоперову защитить в 1954 году докторскую диссертацию, посвященную долговечности бетона. Монография «Долговечность бетона» является уникальным научным трудом, выдержала три издания (1955, 1960, 1966гг.) и до настоящего времени представляет интерес для специалистов. За новые достижения в науке и практике С.В. Шестоперов Правительством СССР награждается вторым орденом Ленина. В 1959 году Сергей Владимирович Шестоперов избирается по конкурсу на должность заведующего кафедрой дорожно-строительных материалов Московского автомобильно дорожного института. Работа в МАДИ новый этап в жизни Сергея Владимировича. Появилась потребность отдать молодому поколению специалистов все то, что было наработано. На кафедре создаются новые лаборатории, среди которых – лаборатория физико-химических исследований материалов, расширяется лабораторная база. К работе привлекаются аспиранты из Узбекистана, Калмыкии, Молдавии, Египта, Сирии, Вьетнама и других стран мира. В эти годы кафедра становится одной из ведущих в стране, центром научных и практических разработок в области цементобетона и асфальтобетона. Сергей Владимирович был организатором и постоянно действующего Всесоюзного семинара по физической химии бетонов во главе с академиком АН СССР И.В. Петряновым-Соколовым. За «Разработку научных основ создания долговечного морозостойкого бетона для транспортного и гидротехнического строительства» в 1982 году профессору, доктору технических наук Сергею Владимировичу Шестоперову была присуждена Государственная премия СССР. Звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» было присвоено С.В. Шестоперову за его огромный вклад в развитие науки о цементобетоне, за признание его научных достижений во всем мире. В последние годы жизни Шестоперов С.В. изучал влияние состава цементов и химических добавок на свойства бетонов. В период работы в МАДИ Сергей Владимирович неустанно трудился над созданием учебников, по которым учатся многие поколения студентов. Учебник «Дорожно-строительные материалы» (М., 1969) был переведен на английский язык и неоднократно издавался за рубежом (в 1983, 1987, 1988 годах). Сергей Владимирович Шестоперов прожил большую жизнь, много сделав для людей, науки, своей страны. 26 августа 1984 года его сердце остановилось. Решением Ученого совета института на кафедре дорожностроительных материалов установлена мемориальная доска для увековечения памяти о профессоре С.В. Шестоперове – ученом мировой известности. Публикации С.В. Шестоперова в период его работы на строительстве канала Москва-Волга 1934 Шестоперов С.В., Кувыкин Б.А. За высокое качество бетона // Москваволгострой. – 1934. – № 4. С. 4-9 https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-4-1934/ Шестоперов С.В., Кувыкин Б.А. Бетонирование зимой // Москваволгострой. – 1934. – № 6. С. 6-10 https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-6-1934/ Шестоперов С.В. ЦБЛ // Москваволгострой. – 1934. – № 6. С. 29 https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-6-1934/ 1935 Шестоперов С.В., Марусин Я. Применение трепелов на МВС // Москваволгострой. – 1935. – № 1. С. 10-12 https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-1-1935/ Шестоперов С.В., Нефедов Н. Присадка трепелов в бетоны канала // Москваволгострой. – 1935. – № 2. – С. 4-8. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-2-1935/ Шестоперов С.В., Якуб И.А. Гравий для бетона гидросооружений // Москваволгострой. – 1935. – № 2. – С. 9-13. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-2-1935/ Шестоперов С.В. Холодильник Центральной бетонной // Москваволгострой. – 1935. – № 3. – С. 9. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-3-1935/ Шестоперов С.В. Типовые составы бетона // Москваволгострой.- 1935. – № 7. – С. 6-11. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-7-1935/ Шестоперов С.В. Бетон для моста № 423 // Москваволгострой. -1935. – № 7. – С. 31-36. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-7-1935/ Шестоперов С.В., Кувыкин Б.А. О выборе крупного отощателя для гидротехнического бетона // Москваволгострой. – 1935. – № 11. – С.8-12. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-11-1935/ Шестоперов С.В. Бетон на канале // Строительство Москвы. – 1935. – № 9/10. – С. 36-37. https://moskva-volga.ru/stroitelstvo-moskvy-9-10-1935/ Шестоперов С.В., Марусин Н.Г. Применение трепелов на Москва-Волгострое // Москваволгострой.- 1935. – № 1. – С. 10-12. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-1-1935/ Шестоперов С.В. Вибраторы и вибрация // Техника. – 1935. – 12 сент. 1936 Шестоперов С.В. К вопросу о цементе для гидротехники и помольно-смесительное устройство // Москваволгострой. -1936. – № 2. – С. 8. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-2-1936/ Шестоперов С.В., Кувыкин Б.А. О романтике бетона// Техника молодежи. – 1936. – № 11-12. – С. 49-59. https://moskva-volga.ru/tehnika-molodyozhi-11-12-1936/ 1937 Шестоперов С.В., Кувыкин Б.А. Гидротехнический цемент и проблема использования портландцемента // Москваволгострой. – 1937. – № 1-2. – С. 32-33. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-1-2-1937/ Шестоперов С.В. Бетонные работы. Обзорноотчетная статья по бетонным работам на канале им. г. Москвы// Москваволгострой. – 1937. – № 6. – С. 41-48. https://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-6-1937/ Шестоперов С.В., Юнг В.Н., Кувыкин Б.А. Гидротехнический цемент и проблема использования портландцементов // Строительная промышленность. – 1937. – № 5. Источник: По материалам книги Сергей Владимирович Шестоперов: жизнь и научно-педагогическая деятельность / сост. Э.В. Котлярский, Л.А. Феднер, Н.В. Шашина; МАДИ. – М., 2004 |