Открытки о канале Москва-Волга. Часть 2. Наборы в коленкоровых папках.

152
Газета Советское искусство № 36 (382), 5 августа 1937 года.
Газета Советское искусство № 36 (382), 5 августа 1937 года.

По окончании строительства канала Москва-Волга был организован рейс парохода «Алексей Стаханов», на борту которого было около тридцати фотографов, некоторые из которых стали знаменитыми советской фотографии. С 4 по 9 апреля 1937 года Юрий Ерёмин, Николай Андреев, Аркадий Шайхет, Михаил Прехнер, Наум Грановский, Н.Бирюков, Александр Хлебников, Андрей Телешев, Николай Кубеев, А. (или М.) Радин, А.Пархоменко, Роберт Диамент (Киев), В.Лебедь (Киев), Леонид Великжанин, Беляев, Наталья Бодэ, Козловский, Борис Козюк, Либерман, Солодовников, Стронько, Шалашов и другие фотографы путешествовали от Москвы до Дубны и обратно и делали фотозарисовки, в последствии ставшие классическими канальскими видами. Об этой поездке рассказывалось в журнале «Советское фото» № 9 за сентябрь 1937 года.

По результатам поездки в московском Доме печати была проведена выставка лучших работ. На ней участвовали около 120 фотоснимков. Есть сведения, что был выпущен каталог выставки, но его пока разыскать его не удалось.

Сохранились наборы фотооткрыток, в которых были использованы снимки из этой поездки. С одним из наборов можно ознакомиться в зале истории канала Москва-Волга в Долгопрудненском историко-художественном музее.

Для исследований оказались доступны три набора открыток из этого путешествия в коленкоровых переплетах – две папки серого цвета и одна голубого. Размеры папок чуть больше, чем размер стандартной открытки. На передней стороне серебром вытеснено «КАНАЛ МОСКВА-ВОЛГА» и годы его строительства 1933-1937.

Почему год начала строительства указан 1933 – непонятно. Никогда и ни для кого не было секретом, что строительство началось в 1932 году. Но тот же период указан и на фасаде Речного вокзала в Москве. Почему – остаётся загадкой.

Внутри папок вклеены по три клапана, чтобы открытки не высыпались. На внутренней стороне некоторых обложек вклеена цветная схема канала.

Посередине задней стороны выдавлен (без серебряного тиснения) логотип Союзфото Фотохудожник, а в левом верхнем углу – цена. Интересно, что цена составляла от 5 руб до 4 руб 50 коп, что будет объяснено позже, и отдельно указана цена папки – 1 рубль.

В голубой папке сохранился листок с выходными донными: Москва, 1937 год, заказ Б-29415, 20 фото, тираж 5000 экземпляров, цена 5 руб., отпечатано на 5-й фабрике Союзфото Москва, Пятницкая, 76.

В то же время на вклеенной карте канала указано другое место печати – типография МВС (Москваволгостроя), г.Дмитров и другой тираж –  5300 экземпляров.

В первой серой папке (с ценой 5 рублей) вклеена карта канала с теми же выходными данными, но выходные данные набора отсутствуют, а на второй серой папке вместо схемы канала напечатаны выходные данные: Москва, 1937 год, заказ Б-29416, 18 фотографий, тираж 5000 экземпляров, цена 4 р. 50 к. Уменьшенное с 20 до 18 количество фотографий и отсутствие вклеенной схемы канала снизило цену на 50 копеек.

Понятно, что выборка для исследований небольшая, но вывод можно сделать следующий: наборы открыток выпускались двумя тиражами по 5000 экземпляров: дорогой, с вклеенной картой и 20 открытками Б-29415 и «упрощённый», без карты и с 18 открытками Б-29416.

После тщательного изучения папок и выходных данных наборов приступим собственно к открыткам. Открытки выполнены фотопечатью, то есть это настоящие фотографии. На оборотной стороне никаких надписей нет. Так как ни в одной папке не оказалось полного комплекта, изображения были объединены и удалены повторы. В результате осталось ровно 20 открыток, как и указано на бо́льшей упаковке.

Полный список фотографий с указанием фотографов:

  1. Карамышевская плотина. Фото Н.Грановского. Ф-4143
  2. Башня управления шлюза №3. Фото А.Шайхета. Ф-4144
  3. Шлюз №6. Фото А.Шайхета. Ф-4145
  4. Шлюз №7. Фото Ю.Ерёмина. Ф-4146
  5. Вход в Московское море. Фото А.Ерёмина. Ф-4147
  6. Шлюз №2 ночью. Фото Ю.Ерёмина. Ф-4148
  7. Пристань у г.Дмитрова. Фото Ю.Еремина. Ф-4149
  8. Вид Акуловского водохранилища с Пестовской плотины. Фото Ю.Ерёмина. Ф-4150
  9. Химкинский порт. Фото Н.Кубеева. Ф-4151
  10. Шлюзование в камере шлюза №6. Фото Н.Кубеева. Ф-4152
  11. Катера подходят к шлюзу №5. Фото В.Лебедя и В.Козюка. Ф-4153
  12. Шлюзование катеров в камере шлюза №5. Фото В.Лебедя и Б.Козюка. Ф-4154
  13. Шлюз №8. Фото В.Лебедя и Б.Козюка. Ф-4155
  14. Здание Химкинского вокзала. Фото А.Хлебникова. Ф-4156
  15. Химки. Портовые здания. Фото Н.Бодэ. Ф-4157
  16. Шлюз №1. Фото Р.Диамента. Ф-4158
  17. Московское море. Фото М.Родина. Ф-4158-А
  18. Здание Химкинского вокзала (деталь). Фото М.Прехнера. Ф-4159
  19. Тоннель Волоколамского шоссе. Фото А.Телешова. Ф-4160
  20. Катера у причалов Химкинского вокзала. Фото Ю.Ерёмина. Ф-4161

Однако не все фото были взяты из фотопутешествия по каналу. Фото «Тоннель Волоколамского шоссе» А.Телешова вероятно было добавлено для целостности серии – оно было снято на участке канала, по которому фотографы не проходили.

И ещё одно небольшое замечание. Несмотря на то, что фотографа Юрия Ерёмина поругивали в статье о поездке в упомянутом журнале: «Увлеченный богатством световых возможностей, он в ряде снимков канала свел свою работу к разрешению чисто формальных, этюдных задач. По серии Ю. Еремина трудно судить и о масштабах сооружения», в комплекте использовали пять его работ, что составило четвёртую часть от общего количества!

Обратите внимание на указанные в правом нижнем углу каждого снимка шифры вида Ф-41ХХ. За небольшим исключением нумерация данной серии сквозная от Ф-4143 до Ф-4161. Значение шифров не ясно, но именно они позволят разобраться с другим набором открыток, о котором речь пойдёт в следующей статье.

И напоследок.

Казалось бы удивительным, что на фотографиях не запечатлены гигантские скульптуры Ленина и Сталина, установленные в аванпорте канала.

 

Но ничего удивительного в этом нет. Во время путешествия по каналу в начале августа 1937 года фотографы ещё не могли запечатлеть монументы во всей красе. Несмотря на приказ о завершении строительства гранитных памятников Сталина 25-26 июня, а Ленина – 4-7 июля 1937 года, Правительственная комиссия приняла их только 1 августа, а строительные леса с обеих скульптур были сняты только 10 августа 1937 года. Поэтому фотографы могли наблюдать примерно такую картину, совсем не подходящую для парадных фотографий.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя