Автор – Андрей Александрович Ярустовский, в 1941 – 1945 гг. заместитель начальника службы гидросооружений Управления канала.
Опубликовано в журнале «Речной транспорт» № 5, 1975, С.36-38.
В годы войны после ввода в эксплуатацию Угличского шлюза канал Москва- Волга (переименованный в 1947 г. в канал имени Москвы) был одной из основных воднотранспортных магистралей, по которой шло снабжение Москвы. Значительный вклад внес коллектив канала и в дело обеспечения предприятий столицы электроэнергией. Вот наиболее важные события тех дней.
Июль 1941 г. На исходе первый месяц Великой Отечественной войны. Все заметней меняется характер грузов, идущих по каналу Москва-Волга. Больше перевозится военной техники и снаряжения.
Напряженно трудятся работники шлюзов, обеспечивая безаварийную работу сооружений. Одновременно, отвечая на призыв партии, работники канала в свободное от вахт время изготавливают в механических мастерских противотанковые ежи для оборонительных рубежей.
Август 1941 г. По мере продвижения гитлеровских войск нарастала опасность воздушных налетов противника на сооружения канала. Это потребовало защиты и маскировки гидросооружений: перед плотинами были установлены противоминные заграждения; предусмотрен камуфляж зданий сооружений.
Сентябрь – октябрь 1941 г. Все ближе и ближе огневое дыхание войны. Для коллектива канала начались тревожные дни. Предметом его особой заботы стало сохранение уникального оборудования сооружений. С этой целью начали производить демонтаж части агрегатов электростанций канала и оборудования насосных станций и эвакуацию в тыловые районы страны. На каждой насосной станции было оставлено только по два агрегата для снабжения Москвы водой.
Ноябрь 1941 г. В первых числах ноября закончилась навигация на канале.
Враг рвался к Москве. Основным направлением его удара стало северное.
Труженики канала, как и весь советский народ, готовились к отпору врага. Часть работников ушла в партизанский отряд – А, М. Гоголев, А. М. Румянцев, С. И. Родин, И. А. Караулов, М. Д. Звягинцев, А. М. Ларионов, Л. С. Струмиловский.
Стремясь оказать помощь нашим войскам, группа работников канала (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков. Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовскнй, И.Н. Дымент) внесла предложение создать дополнительные водные преграды врагу, используя гидротехнические сооружения. Было предложено перекрыть р. Сестру вместе пересечения ее с каналом и дать дополнительный приток воды в реку из Иваньковского водохранилища через донные водосбросы. Кроме того, в районе Яхромы через соответствующие водосбросы и насосные станции сбросить воду из Яхромского и Икшинского водохранилищ в р. Яхрому. На случай передвижения противника через Иваньковское водохранилище предусматривалось путем интенсивного сброса воды через плотину разрушить ледовый покров.
Детальный план проведения операции был разработан совместно с Инженерным управлением Западного фронта и утвержден командованием.
26–27 ноября. Передовые части немецких войск вышли к подступам Яхромы и достигли районов Красной Поляны. Трасса канала от Волги до Икши стал фронтовой полосой.
Одновременно развернулось наступление врага от Калинина в направлении на Иваньково и Рогачево через Иваньковское водохранилище. В это время командование Калининским фронтом дало указание срочно разрушить лед на Иваньковском водохранилище с целью повреждения ледовых дорог, по которым началось передвижение противника. Лед был разрушен, как и предусматривалось, путем интенсивного сброса воды через плотину Иваньковской ГЭС. Маневрированием затворами плотины непосредственно руководил начальник ГЭС Г.Ф. Федоров. Фашисты вынуждены были искать обходные пути.
28 ноября. Немцы оккупировали г. Яхрому и вышли к шлюзу № 3, перерезав таким образом Дмитровское шоссе. В это время командующий Западным форнтом Г.К. Жуков отдает приказ о затоплении долин рек Сестры н Яхромы.
Во второй половине дня работники канала под обстрелом раскрыли водосбросы и начался сброс воды в р. Яхрому из Яхромского и Икшинского водохранилищ. Одновременно развернулась подготовка к перекрытию р. Сестры, которой руководил главный инженер Больше-Волжского района В.С. Некрасов.
29 ноября – 5 декабря 1941 г. В условиях лютой зимы, налета вражеской авиации, при нехватке необходимого материала круглосуточно велись работы по выполнению задания, которые завершились 1 декабря. Своевременно был осуществлен сброс воды и в реку Сестру из Иваньковского водохранилища. Мощный поток воды, поступавший из донных отверстий практически повернул реку вспять.
В результате интенсивного сброса воды в реки Яхрому и Сестру взламывался ледовый покров, начался ледоход. Уровень рек в отдельных местах поднимался на 6 м, вода вышла из берегов, смывая на пути переправы и заливая все прилегающие дороги. Гитлеровской армии был поставлен заслон.
Декабрь 1941 г. После кровопролитных боев с 6 по 10 декабря войска Первой ударной армии перешли в решительное наступление. Клинско-Рогачевская, Яхромская и Красно-Полянская группировки противника были разгромлены. Враг отступил.
С каждым днем все дальше и дальше на запад отодвигалась передовая линия фронта от трассы канала Москва-Волга. Канал выполнил роль оборонительного рубежа и тем самым вписал золотую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой.
В результате военных действий в районах, прилегающих к каналу, от пос. Икша и до пос. Соревнование, многие сооружения канала сильно пострадали. Больше всего были повреждены шлюзы № 3 и 4, высоковольтные линии электропередач и телефонные линии связи. На восточной стороне шлюза № 3 оказались полностью разрушенными два здания управления механизмами (одно – на верхней голове шлюза, другое – на нижней) вместе с оборудованием.
При отступлении из Яхромы немцы взрывами повредили верхние ремонтные заграждения и сегментный затвор. На шлюзе № 4 от взрывов пострадали все здания управления шлюза, а также механизмы и аппаратура, находившаяся в них. Сильно повреждено кабельное хозяйство шлюза и дамбы.
Январь – май 1942 г. Предвидя необходимость решения ряда вопросов, связанных с организацией перевозок важнейших грузов в Москву по воде, водоснабжения столицы и улучшения энергоснабжения Подмосковья и московских предприятий, Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении канала Москва-Волга к навигации 1942 г. Задача была трудная. Но коллектив канала был полон энтузиазма. Сознание того, что советские войска идут на запад, бьют хваленые фашистские орды, окрыляло тружеников канала и воодушевляло их на выполнение задания партии и правительства.
Восстановительные работы начались с разборки и очистки территорий шлюзов от завалов, образовавшихся в результате разрушения зданий. Одновременно определялся объем восстановительных работ по всем сооружениям канала. Выяснилось, что восстановление сооружений целесообразно осуществить поэтапно. В первую очередь проводились работы, необходимые для безопасного пропуска наводка: расчистка фарватера канала, восстановление мостов и разрушенных сооружений.
Огромные трудности возникли при восстановлении оборудования шлюзов. Выяснилось, что на шлюзах № 3 и 4 из четырех механизмов водопроводных галерей (по два на каждом шлюзе) уцелел полностью только один. Но из трех разрушенных механизмов можно было собрать один. Это позволило обеспечить на каждом шлюзе опорожнение камер через одну галерею. Одновременно это решение позволило перенести во вторую очередь восстановление разрушенного здания на нижней голове шлюза № 3.
В процессе восстановительных работ встречались сложные проблемы, которые требовали немедленного решения. Отказываясь от сна и отдыха, рабочие и инженерно-технические работники заводов имени Ворошилова, «Серп и молот» и Коломенского в кратчайший срок выполнили заказы для канала. Частичную обработку деталей, их взаимную подгонку и сборку редукторов выполнил эксплуатационный персонал канала.
Одновременно с восстановлением механизмов велись работы по восстановлению ремонтного заграждения шлюза № 3 и сегментных затворов.
Благодаря самоотверженному труду сложная задача восстановления механического оборудования шлюзов была решена. Высокое мастерство проявили механики Я.М. Иванькин, В.Д. Грешнов, А.М. Маслов и многие другие. Не меньшую самоотверженность и изобретательность проявили и электрики. Так, для восстановления электротехнического оборудования шлюзов № 3 и 4 была использована аппаратура с промежуточной головы шлюза № 9. Канал и все шлюзы к навигации были подготовлены своевременно. На отдельных участках навигация 1942 г. открылась в период с 23 апреля по 1 мая, а сквозное движение по всей трассе началось 19 мая. По каналу непрерывным потоком пошли грузы для столицы и фронта.
Не малый труд вложили труженики канала в восстановление электростанции и электросетей. Во время боевых действий электрические высоковольтные сети и связь получили значительные повреждения; разрушены были и высоковольтные подстанции, питавшие электроэнергией шлюзы и насосные станции. Восстановительная бригада под руководством Н.А. Алгазина отремонтировала свыше 130 км высоковольтных и низковольтных сетей, три подстанции 6,6 кВ закрытого типа и четыре трансформаторных киоска. После завершения этих работ была обеспечена подача электроэнергии промышленным предприятиям Москвы и районам Московской области. В годы войны энергосистема канала выработала для московской промышленности свыше 300 млн. кВт.ч энергии.
Для подготовки к открытию навигации 1942 г. потребовалось восстановить свыше 800 км поврежденных линий связи. Связисты проявили не только трудовой подвиг на восстановительных работах. В дни ожесточенных боев в районах, прилегающих к каналу, они оставались на своих местах и обеспечивали бесперебойную связь между воинскими подразделениями.
Восстановительными работами руководила партийная организация канала, возглавляемая парторгом ЦК ВКП(б) А.М. Гоголевым. Неослабное внимание уделяла коллективу канала Московская партийная организация, которая оказала активную помощь в деле налаживания нормальной работы канала.
После проведения второй очереди восстановительных работ с полным восстановлением оборудования канал стал таким, каким он был до войны.
Родина высоко оценила трудовые заслуги коллектива канала по его восстановлению. Большая группа работников была награждена орденами и медалями Советского Союза.