Автор Беляков Юрий Петрович. Оригинал статьи.
Москва-Волга.Ру: в статье присутствовали незначительные неточности, которые исправлены. Так же материал дополнен фотографиями героя повествования.
Хрусталёв Николай Иустинович (1884 – 1935 гг.) – опытный и высококвалифицированный инженер-гидротехник, изыскатель, исследователь, проектировщик и гидростроитель; опытный руководитель.
В 1898 году он поступил на учёбу в Петербургский институт инженеров путей сообщения Императора Александра I, который готовил инженеров путей сообщений широкого профиля – специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений. В 1903 году Н.И. Хрусталёв закончил этот институт, и с этого времени началась его трудовая деятельность на многих объектах водного хозяйства.
С 1907 года Туркестанское переселенческое управление начало вести геоботанические, почвенные и статистические работы с целью создания в Туркестанском крае крупной сырьевой зоны и развития здесь промышленности и сельского хозяйства, а в 1910 году Отделом земельных улучшений (ОЗУ) Главного управления землеустройства и земледелия Российской империи для планомерного проведения работ по изучению и использованию земельных, водных и гидроэнергетических ресурсов реки Чуй создаётся первая специальная проектно-изыскательская партия во главе с инж. В.А. Васильевым [1, 2]. В связи с этим понадобилось много специалистов-гидротехников и Н.И. Хрусталёв получил назначение в эту партию в качестве инженера-гидротехника [1].
В 1913 году он проходил стажировку в Германии на строительстве Берлин-Штеттинского канала и учился у немцев гидротехнике.
Все сотрудники проектно-изыскательской партии В.А. Васильева принимали активное участие в работах по изучению и использованию земельных, водных и гидроэнергетических ресурсов Чуйской долины и уже к концу 1914 года провели детальные изыскания на площади порядка 400 тыс. га, разбили весь будущий орошаемый фонд на ряд отдельных зон и систем в зависимости от площадей орошения.
Результаты этих работ были представлены в проектной документации, подписанной в г. Верном 1 октября 1913 года инженерами В.А.Васильевым и Б.Х.Шлегелем ещё тогда, когда проекты отдельных систем и районов только составлялись и были завершены в 1914 году и рассмотрены и одобрены в двух инстанциях Главного управления землеустройства и земледелия: Техническом и Гидрологическом комитетах. Однако разрешение на производство этих работ с выделением необходимых ассигнований было дано Светом Министров царской России лишь спустя год.
10 августа 1915 года Отдел земельных улучшений издаёт распоряжение «О приступе к работам в долине реки Чуй», выделяются необходимые средства и создаётся специальное строительное управление работ по орошению долины реки Чуй. Начальником этого Управления был назначен В.А.Васильев и все сотрудники проектно-изыскательской партии перешли под его начало. По объёму развернувшихся работ, количеству инженерно-технических работников и рабочих-строителей, по количеству привлечённой для производства этих работ технических средств это была самая грандиозная на территории Кыргызстана стройка.
Среди первоочередных работ по орошению долины реки Чуй в проектно-изыскательской документации был выделен район «Атбаш-Кара-Арча», производителем работ созданного здесь 1-го Атбашынского строительного участка был назначен Н.И. Хрусталёв. Главными объектами строительных работ на этом участке были канал от будущей водозаборной плотины у Чумышских скал до реки Аламедин и гидроэлектростанция проектной мощностью 660 л.с. на магистральном Атбашынском канале в месте пересечения его с рекой Аламедин. Позднее начальник Управления по орошению Чуйской долины В.А. Васильев в пояснительной записке к техническим проектам Чумышской плотины и Атбашынского оросительного канала отмечал, что за время работы на этих гидротехнических объектах Хрусталёв проявил себя опытным инженером, наиболее деятельным и активным участником проекта орошения Чуйской долины.
В 1917 году, после перевода В.А. Васильева в Москву, Хрусталёв Н.И. назначается начальником Управления работ по орошению Чуйской долины. И именно на этот период его руководящей деятельности приходятся все невзгоды и трудности в истории руководимого им строительного Управления: начало первой Мировой войны, период двух революций, Гражданская война и хозяйственная разруха. Резко снизился объём финансирования, что привело к тому, что начиная с апреля 1917 года стали закрываться строительные участки. Все эти факторы привели к фактической остановке стройки. И главной задачей нового начальника Управления работ был поиск источников финансирования.
В связи с этим 9 апреля 1918 года вопрос о состоянии работ по орошению долины реки Чуй по настоятельным просьбам местных органов власти и специалистов водного хозяйства был рассмотрен в Комиссариате Земледелия Туркестана, где было признано необходимым продолжение этих работ, а также было подтверждено сохранение должности начальника Управления за Н.И. Хрусталёвым [2].
Частично положение дел на стройке улучшилось после Постановления Совнаркома от 17 мая 1918 года «Об ассигновании 50 млн. руб. на оросительные работы в Туркестане и на организацию этих работ», из которых 3 млн. рублей были переведены в распоряжение Начальника работ по орошению долины реки Чуй.
В послереволюционный период сотрудники Управления работ по орошению долины рек Чуй, под руководством Н.И. Хрусталёва, продолжали вести изыскательские работы и занимались составлением проектов и разработкой единого сводного перспективного плана водохозяйственных мероприятий на ближайшие 5-10 лет, как основы развития сельского хозяйства страны для условий Туркестанской республики. Этот план, имеющий государственное значение, ещё в начале октября 1918 года был одобрен на заседании Технического Ирригационного комитета. На этом же заседании из числа видных специалистов водного хозяйства, включая Н.И. Хрусталёва, была избрана комиссия, для срочного выяснения и определения насущных задач в связи с проведением земельно-водной реформы [2].
Но к концу года обстановка на стройке продолжала оставаться крайне тяжёлой и напряжённой и Н.И. Хрусталёв дважды в ноябре 1919 года обращается в Управление водного хозяйства Наркомзема Туркестанской АССР с просьбой ускорить выдачу кредитов для продолжения работ на тех участках, работоспособность которых удалось сохранить после известных событий [2].
В 1919 году Хрусталёв Н.И., как опытный специалист водного хозяйства для укрепления кадров был переведён в недавно созданное Управление водного хозяйства Наркомзема Туркестанской АССР и внёс большой вклад в становление, а затем и развитие водного хозяйства ТССР.
В 1926-1930 годах Хрусталёв Н.И. работал начальником Управления работ в Чирчик-Ангренском бассейне, где также занимался вопросами ирригации и строительством гидротехнических сооружений.
3 июня 1930 года Правительством СССР было принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала, (который должен был соединить Белое море с Онежским озером и обеспечить выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути). силами заключённых и потребовалось большое количество инженеров-гидротехников, квалифицированных проектировщиков, конструкторов и путейцев, знакомых с водным хозяйством. Это была одна из значительных строек первой пятилетки и первое в СССР полностью лагерное строительство. По всей стране прокатилась волна репрессий против специалистов водного хозяйства и многие из них были арестованы и направлены на строительство этого канала. Особенно много арестованных было среди Среднеазиатских водников. Под эту волну репрессий попал и Н.И. Хрусталёв. Он был арестован, осуждён по статье 58-7 (за вредительство) и направлен для работы в ОКБ (особое конструкторское бюро) Белбалтлага проектировщиком гидротехнических сооружений и специализировался по проектированию каналов. Его помощником в 1930-1932 годах был будущий академик С.Я. Жук. Но стройке не хватало опытных, высококвалифицированных специалистов, поэтому в 1932 году Н.И. Хрусталёв, за недоказанностью предъявленных ему обвинений, был досрочно освобождён, но со стройки не отпущен. Его лично уговорил остаться новый начальник Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря С.Г. Фирин, хорошо понимающий роль талантливых, инициативных и энергичных инженеров, каким был Н.И. Хрусталёв.
Он был назначен главным инженером Управления строительства Беломорско-Балтийского канала «Беломорстрой» и на этом посту проявил все свои организационные и инженерные способности. Будучи по натуре инициативным и энергичным человеком, он быстро из числа заключённых собрал большую группу инженеров, которые под его руководством занимались проектированием и строительством различных гидротехнических сооружений канала и решали все возникающие проблемы этой грандиозной стройки. В окончательном виде разработанный ими проект сооружений канала длиной 227 км включал 128 гидротехнических объектов, из которых шлюзов – 19 (из них – 13 двухкамерных и 6 однокамерных), плотин 15, водоспусков – 19, дамб – 49 и 33 искусственных канала, 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений [3].
Хорошо понимая необходимость инженерного надзора при строительстве гидротехнических сооружений Н.И. Хрусталёв перед руководством канала поднимает вопрос о необходимости создания такого органа, в результате чего была организована так называемая Инспекция, главным назначением которой было консультировать вопросы, которые возникали на месте, и вообще удостоверяться, что сооружения выполняются согласно проекту.
Строительство канала официально было завершено 20 июня 1933 года и уже 25 июля по всей трассе канала прошёл первый пароход «Чекист», на котором присутствовал и Н.И. Хрусталёв, который для подготовки технического отчёта тщательно и досконально проверял готовность канала к эксплуатации, выявлял недоделки и недостатки, определял работоспособность всех механизмов.
После завершения строительства и пуска в эксплуатацию канала в июле 1933 в системе Управления строительства Беломорско-Балтийского канала ОГПУ произошла реорганизация и оно было преобразовано в Беломорско-Балтийский комбинат для целей эксплуатации канала и освоения прилегающих к каналу районов. 11 июля 1933 года приказом № 64 ББК ОГПУ Хрусталёв Н.И. был назначен главным инженером ББВП.
4 августа 1933 года в жизни Н.И. Хрусталёва произошло знаменательное событие. Он Постановлением ЦИК СССР в связи с окончанием строительства канала, как один из лучших и добросовестных инженеров, своим исключительным трудом и огромной трудоспособностью обеспечивающего качественное выполнение этих работ, за хорошую инженерную работу по проектированию гидротехнических сооружений и их строительству, а также энергичное и квалифицированное руководство этими работами, был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В этом же году большая группа писателей посетила Беломорско-Балтийский канал для освещения строительства канала и сбора материалов для книги об этом строительстве. Писатели встречались с бывшими заключенными, строителями канала, и записывали их воспоминания об этом строительстве. Большое интервью, стенограмма которого сохранилась, дал главный инженер Беломорстроя Николай Иустинович Хрусталев [3].
Позднее часть из этих литераторов (36 человек) приняли участие в написании 600-страничной книги, посвящённой созданию Беломорканала. Памятная книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» была издана в конце 1934 года Государственным издательством «История фабрик и заводов». Редакторами книги являлись: Максим Горький, Л. Л. Авербах, С. Г. Фирин.
К началу 1930-х годов в Москве из-за роста населения начала сказываться нехватка питьевой и технической воды, в связи с этим на июньском (15 июня 1931 года) пленуме ЦК ВКП(б), по докладу секретаря ЦК Л.М. Кагановича о положении с водой в столице и других городах, для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях, было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы, путём строительства канала от реки Волги до реки Москва. При этом также как и при строительстве Беломорско-Балтийского канала был решено использовать труд заключённых, в связи с чем 14 сентября 1932 года был создан Дмитриевский исправительно-трудовой лагерь «Дмитлаг». Заключённые в этот лагерь начали поступать в 1933 году, после введения в эксплуатацию Беломорско-Балтийского канала. Начальником этого лагеря стал С.Г. Фирин, который к себе на работу пригласил Н.И. Хрусталёва и он 16 января 1934 года (приказ № 8 Дмитлага) был назначен заместителем начальника Северного района и начальником работ, а также заместителем главного инженера.
26 апреля 1934 года он был назначен начальником работ Южного района (Приказ № 99 по Дмитлагу НКВД СССР).
Но здоровье Н.И. Хрусталёва, подорванное жизненными перипетиями и тяжёлыми условиями лагерной жизни, стало резко ухудшаться и он был переведён на более лёгкую работу и назначен помощником главного инженера по технической инспекции (Приказ № 167 от 30 июня 1934 года).
В апреле 1935 года он после тяжёлой и продолжительной болезни скончался. Так закончился жизненный путь талантливого инженера-гидротехника и организатора ирригационных, гидротехнических и гидроэнергетических работ в Средней Азии (в Кыргызстане и Узбекистане), а также на строительстве Беломорско-Балтийского и Московско-Волжского каналов.
Похоронен Николай Иустинович на 3-м участке Новодевичья кладбища в Москве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беляков Ю.П., Ибраев Т.Ж. История развития малых ГЭС. ОАО общество «ЧАКАНГЭС», – Бишкек, 2017. – 256 с., илл.
- Билик О.А. Ирригация Киргизии в проектах и объектах. Т 1. Становление. – Фрунзе: Кыргызстан, 1990. – 456 с., фото.
- Беломорско-Балтийский канал им. Сталина: История строительства / Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина… – Москва: История фабрик и заводов, 1934. — 613 с
- Гнетнев К.В. Беломорканал: времена и судьбы. – Петрозаводск: Острова, 2008. – 410 с.: илл.