Продолжая тему “бродячих сюжетов” в среде дмитлаговских художников, интересно рассмотреть трансформацию сюжета женщин за рулём.
Дмитлаговский художник, тридцатипятник Василий Жарков, работавший в Центральных художественных мастерских, первым использовал тему женщины за рулём и использовал её в оформлении “сборника творчества каналоармеек”, включившего в себя стихи и прозу женщин-заключённых Дмитлага под названием “Каналоармейка”. Книга вышла в серии “Библиотека “Перековки” под номером 10 в октябре 1935 года.
Его старшие товарищи, как по возрасту, так и по опыту, продолжили развитие темы. В мартовском выпуске журнала “На штурм трассы” 1936 года сразу два художника предложили свои интерпретации в совершенно разных манерах. Глеб Кун изобразил вариант городской женщины за рулём автомобиля, в крагах, с развевающимся лёгким шарфом и даже неким подобием модной причёски.
Шофёрка Сергея Щёлокова изображена вполне пролетарско-каналоармейского типажа – в кабине грузовика, в бушлате и рабоче-крестьянской косынке.
Не смог удержаться от разработки колоритной и многообещающей темы и другой дмитлаговский художник, Константин Соболевский.
Первая работа на эту тему появилось в книге “Каналоармейский плакат” (“Библиотека “Перековки” №27), сданной в набор 4 июня 1936 года. Скорее всего плакат был создан не к изданию книги, а ранее, и, несомненно, под влиянием набросков Куна и Щёлокова.
Чуть позже, в июле 1936 года, Соболевский опубликовал очередной набросок женщины за рулём в июльском номере журнала “На штурм трассы” за 1936 год.
В ноябре того же года плакат с женщиной-шофёркой приобрёл практически завершённый вид и был опубликован в ноябрьском номере журнала “На штурм трассы”.
В конце 1936 года вышел сдвоенный номер за ноябрь-декабрь общесоюзного журнала “Техника – молодёжи” с огромным тиражом 125 000 экземпляров, полностью посвящённый строительству канала Москва-Волга. Он стал “пробным шаром” для издания книги о канале в серии “История фабрик и заводов”, основанной ещё М.Горьким. Но внутриполитическая борьба не на жизнь, а на смерть в силовых органах страны похоронила практически полностью свёрстанную книгу.
Благодаря публикации в этом журнале, а не внутри Дмитлага и не на страницах лагерной прессы, плакат Константина Соболевского с изображением шофёрки стал широко известен и легко узнаваем, благо ему была отведена целая страница.
В 2000 году была напечатана серия открыток “Художники Дмитлага”. К сожалению серия состояла только из 5 открыток с работами только двух художников. Плакату Соболевского повезло – он был выбран издателями и опубликован, причём в своей последней версии по журналу “Техника – молодёжи”. Жаль, что качество печати оставляет желать лучшего, но лучше так, чем никак.
P.S. На следующий день после публикации материала мне прислали современные фотографии, сделанные в Химках. Искусство Дмитлага продолжает вдохновлять!