Просмотров: 762

Тарелки Речного вокзала — реверс

Когда-то давно, примерно год назад, я опубликовал материал, в котором попытался понять, что же изображено на западном фасаде здания Речного вокзала в Москве. Надо был бы сразу писать и о тарелках восточного фасада, но что-то меня останавливало. Во-первых, неуверенность в своих знаниях. Дело в том, что на восточном портале, предваряющем выход пассажиров к причалу, расположены барельефы, посвящённые речной и морской теме, как бы подготавливая будущих путешественников к приобщению к водной стихии. И если с речной темой ещё справился бы, то с морской… Во-вторых, было ощущение того, что найдутся таки дополнительные материалы о барельефах Речного. Так и случилось. Недавно мой коллега по проекту «Москва-Волга.Ру» Сергей Гаев приобрёл замечательную и весьма редкую книгу (тираж всего 500 экземпляров) «Творчество сестёр Данько», подготовленную Владимиром Левшенко и изданную в Санкт-Петербурге в 2012 году. В этой книге приведены «официальные» названия каждого барельефа и указаны фактические исполнители. Что не только помогло с определением прототипов произведений, ни иногда и дало точное название прототипа. Тем не менее, текст стал готовится ещё год назад и на сегодняшний день получился в соавторстве с другим моим коллегой по «Москва-Волга.Ру», с Crazy Hamster, который провёл огромную работу по поиску информации и изображений. Мне же лишь осталось написать вступление и поправить запятые. Для начала уточню, что все 24 фарфоровых барельефа, каждый диаметром около полутора метров были созданы не лично Натальей Яковлевной Данько, а под её руководством группой художников и скульпторов Ленинградского фарфорового завода, как уже известными, так и недавними студентами Ленинградской Академии художеств. Наталья Яковлевна оказалась разочарованной в опыте использования фарфора в архитектуре на примере станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Потому, получив в 1937 году заказ на изготовление барельефов для Речного вокзала, она не принимала непосредственного участия в их создании, руководя бригадой художников в качестве ведущего скульптора завода. Что никак не умаляет заслуг Натальи Викторовны в создании этих барельефов. Согласно легендам, великий Рубенс не полностью писал свои картины, ему много помогали ученики. Но лишь прикосновение кисти маэстро превращало картины в шедевры. Данько за работой. Фотография 1930-х годов Поэтому формат повествования, в отличие от первой части, будет расширен информацией о художниках и скульпторах, принимавших участие в работе.

«Сигнальные флаги». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

01 На медальоне изображены морские флаги и некоторые самые «популярные» морские узлы. Рассмотрим их подробней. Начнем с флагов, которые попробуем расшифровать, обратившись к таблицам флагов морской сигнализации — как отечественной, так и международной: Верхний флаг – Шлюпочный, либо, по международному стандарту — Все должны быть на борту, судно скоро снимается (Papa) Средний флаг – 1-й дополнительный, либо, по международному стандарту – Мне требуется медицинская помощь (Whiskey). С нижним вымпелом сложнее. Как такового в данных списках найти не удалось, присутствует только флаг с тремя синими и тремя желтыми полосами (а на медальоне – по четыре синих и желтых). Если же брать наиболее подходящий, то по международным правилам он означает, что судну необходим лоцман (Golf), по отечественному стандарту – Телеграф. Почему последний флаг был изображён нестандартно? Моё предположение – для сохранения пропорций в композиции. И что же мы получаем при расшифровке «сказанной» вымпелами фразы? По русски — полная белиберда. Латиницей — PWG. Что бы это значило? Заложил ли в эту аббревиатуру автор тарелки Иван Иванович Ризнич какой-то смысл? Морская тема для Ивана Ивановича морская тема весьма близка. К тому же он принял очень деятельное участие в создании барельефов для Речного вокзала, поучаствовав в 10 из сегодня рассматриваемых — либо художником, либо и скульптором, и художником одновременно. Вот и пришло время рассказать об этом художнике. Иван Иванович Ризнич (20.01.1908 — 27.11.1998), сын легендарного Ивана Ивановича Ризнича, офицера подводного плавания (подлодки «Дельфин», «Стерлядь», «Святой Георгий»), впервые в истории российского флота совершивший дальний океанский поход. По семейной версии он погиб в 1920 г. на «барже смерти», затопленной красными в Белом море, по другой версии — в Шанхае летом 1923 года, когда пытался вернуть в Россию угнанное в Китай русское торговое судно. Мачеха — актриса Александринского театра, после революции эмигрировала во Францию. Мальчик с ней не поехал, остался в России, какое-то время был беспризорником, потом был принят в художественную школу. Изобразительному искусству обучался в г. Павловске в Слуцкой художественной школе И.Г. Михайлова. В 1926 году ее окончил и поступил живописцем по фарфору на Ленинградский фарфоровый завод им Ломоносова, где проработал с перерывом до конца жизненного пути.

Ризнич И.И. на ЛФЗ, 1930е годы
Иван Иванович Ризнич на Ленинградском фарфоровом заводе, 1930-е годы.

Был одним из значительных современных художников-анималистов Ленинградского фарфорового завода. Будучи по призванию живописцем, он одновременно профессионально работал и в скульптуре. Народный художник РСФСР, участник всесоюзных выставок, его работы находятся в музейных и частных коллекциях. Срочную службу (до войны) Ризнич отбывал на флоте. Вспоминает Т.Н. Безпалова-Михалёва, тоже художник ЛФЗ: «Вернувшись, Иван Иванович появился на заводе в полном флотском обмундировании. Почему-то клеши на нем казались особенно широкими, а ленточки на бескозырке длинными не по уставу. Иван с удовольствием демонстрировал товарищам свою грудь, спину, руки и все прочие части тела, сплошь покрытые замысловатой татуировкой. При этом доверительно сообщал, что у него на теле все же еще остался небольшой свободный от татуировки участок кожи, который он специально бережет для японских мастеров, являющихся (по словам Ризнича) лучшими специалистами в этом виде искусства. Однако предполагаю, что этот (весьма интимный) участок кожи так и остался незаполненным«. Во время ВОВ служил на Балтийском флоте, участвовал в обороне Ленинграда (старшина 1-й статьи, командир отделения радистов тральщика № 32 «Шуя» ОВРа КМОР КБФ. Служил на нем с 1941 года). Спасся с подорванного корабля, сидя верхом на мине, долгое время плыл по морю, пока его не подобрал другой корабль. И.Ризнич Джунгли - 1В 1951 г. исполнял обязанности главного художника ЛФЗ. 1960-1969 г — вышел на пенсию. В 1976 г. был приглашен на завод и проработал до 1998г. Большой знаток природы, охотник, рыболов, художник-анималист, друг писателя В. Бианки, художников Курдова, Чарушина. Прекрасно владел художественным словом. В 90-е годы, будучи уже очень пожилым человеком, перевернулся в Ладожском озере на лодке, едва не утонул, но, помня военный опыт, несколько часов плыл до берега, толкая впереди себя лодку. Похоронен в Петербурге на кладбище Жертв 9-го января. Современники по достоинству оценили талант И.И. Ризнича и в денежном выражении. Его ваза «Джунгли», созданная в 1935 году, два года назад была продана на аукционе Sotheby’s за 74,500 фунтов стерлингов при стартовой цене почти в 10 раз ниже. Вернёмся к тарелке «Сигнальные флаги». По кромке барельефа изображены морские узлы. Начнём с верхнего и продолжим по часовой стрелке: «восьмёрка», разновидность штыкового узла, вариант боцманского узла и прямой узел.

«Подводная лодка». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

02 На барельефе мы видим две подводные лодки. Скорее всего, это Балтийский флот. Наибольший интерес вызывает подводная лодка на переднем плане, на рубке которой отчетливо видно номер 21. Логично было бы предположить, что это известная лодка К-21, однако заложена она была в декабре 1937 года, на воду спущена в августе 1939, а достроена только в конце 1940 года. Поэтому достаточно маловероятно, что тут изображена именно она. Также, по форме рубки данная подложка не очень походит на известные изображения лодок К-серии: Подлодка серии К Более похоже изображение лодки на медальоне на лодки серии «Щ»: Подлодка серии Щ Подлодка серии Щ - 2 Хотя 100%-го сходства также нет. Сравним еще раз. Тип «К»: Тип К Тип Щ (V серии): Тип Щ (V серии) Поэтому можно предположить, что на медальоне изображена некоторая усредненная подводная лодка из состава Балтийского флота. Хотя я лично склоняюсь к серии Щ, т.к. имела место быть лодка V серии с изначальным названием Щ-21, хотя впоследствии она имела обозначение Щ-105. Также, не забываем, что медальоны были созданы в 1937-1938 гг, лодки серии Щ вступали в строй в 1933-1934 гг, и логичнее было бы изображать именно их, как наиболее передовые из существующих, чем новые, еще не существующие (имею в виду серию К), к тому же, возможно, достаточно секретные вундервафли.

«Теплоход «Абхазия». Скульптор Т.С. Кучкина и роспись И.И. Ризнича

03 Прошу отметить, что текст, посвящённый этой тарелке и расположенный ниже был написан до появления волшебной книжки с названиями барельефов. Можно только удивиться, насколько точно оказалось попадание Crazy Hamster’а: Тут все просто – на медальоне изображен наиболее распространенный и современный на тот момент «крымский» проект пассажирских судов Черноморского морского пароходства. Всего было построено 6 судов данной серии — «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия», и работали они преимущественно на линии Одесса-Батуми. 4 теплохода данной серии строились в СССР, два – в Германии, года постройки серии – 1926-1931. Типичными представителями данной серии являются теплоходы «Абхазия» и «Армения»:

Теплоход Абхазия
Теплоход «Абхазия»

 

Теплоход Армения
Теплоход «Армения»

Теплоход Абхазия схема Судьба всех судов данной серии печальна – 5 из них были уничтожены в 1941 году, последнее – «Абхазия» — летом 1942 года. Немного о скульпторе, Таисии Сергеевне Кучкиной. Она родилась 24 февраля 1909 году в Москве. С 1930 года училась у Александра Терентьевича Матвеева на скульптурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, который успешно закончила в 1936 г. В 1937-1939 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова скульптором. Автор жанровых статуэток и групп. В 1937 г. работала как скульптор-монументалист, выполнив четыре барельеф для фасада Речного вокзала. За короткий период работы на ЛФЗ она создала жанровую скульптуру, преимущественно изображавшую женщин и детей. Оценив в пластике гжельского фарфорового лубка середины 19 века убедительность и красоту выражения материала, Кучкина в согласии с этой традицией трактовала фарфор как мягкую, текучую массу, которая создаёт плавную округлость форм, их пластическую обобщённость. Молодая талантливая художница, только начавшая успешную творческую деятельность, в 1942 году умерла. По одним сведениям в блокадном Ленинграде, по другим — в эвакуации в Иваново.

«Линкор «Марат». Скульптор М.Н. Мох, роспись И.И. Ризнича

04 Crazy Hamster почти угадал название корабля, верно указав серию, в которой он вышел.  Это линейный корабль серии «Севастополь». Первое название линкора было «Петропавловск». Его строительство началось 1909 году, введён в эксплуатацию в 1914. Он был третьим в балтийской серии «Севастополь». Помимо «Петропавловска» были построены «Севастополь» (головной корабль серии, переименован в «Парижская коммуна», затем опять в «Севастополь») , «Полтава» (позже «Михаил Фрунзе») и «Гангут» (позже «Октябрьская революция»).

Линкор "Петропавловск". Фото до 1917 года.
Линкор «Петропавловск». Фото до 1917 года.

«Петропавловск» участвовал в Первой мировой войне, Гражданской войне, Советско-финской войне и Великой Отечественной войне во время обороны Ленинграда. Интересно, но из линкоров типа «Севастополь» только «Петропавловск» участвовал в настоящем морском сражении. В 1921 году его переименовали в «Марат».

Линкор "Марат". Фото до 1941 года.
Линкор «Марат». Фото до 1941 года.

В сентябре 1941 в результате бомбёжки линкор «Марат» был сильно повреждён и вёл оборону Ленинграда практически в полуразрушенном состоянии. В 1943 году кораблю вернули прежнее название — «Петропавловск». После войны линкор до конца так и не отремонтировали, в 1950 году он стал несамоходным учебным артиллерийским судном «Волхов», а в 1953 его отправили на слом. Теперь немного об одном из авторов барельефа, Михаиле Николаевиче Мохе, художнике и скульпторе. В 1929 окончил художественную школу в г.Павловске Ленинградской обл. и поступил на работу на ЛФЗ. На заводе работал с 1929 по 1941 год. Перед самой войной, в 1941 году перешёл работать реставратором в Эрмитаж. Во время войны эвакуировался вместе с Эрмитажем в Ереван. После войны вернулся в Ленинград и проработал в Эрмитаже до 1948 года. В 1953 году вернулся на ЛФЗ. С 1954 по 1960 был главным художником завода. Но после инфаркта был вынужден оставить должность. На ЛФЗ проработал до самой смерти в 1978 году.

Михаил Николаевич Мох. Фото 1957 года.
Михаил Николаевич Мох. Фото 1957 года.

«Крейсер «Аврора». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

05 Crazy Hamster и в этот раз почти попал в точку. «Однозначно на медальоне изображен некий броненосец «додредноутной» эпохи, вобравший в себя черты подобных судов балтийского, тихоокеанского и черноморского типов» — написал он и предложил среди прочих и крейсер «Аврору», логически рассудив, что  в 1937 году (в год открытия канала Москва-Волга) праздновалась 20-я годовщина Октябрьской революции, а «Аврора» и есть олицетворение тех событий. Аврора до революции  

«Волжский теплоход». Скульптура и роспись М.Н. Моха

06 На этом медальоне однозначно изображен теплоход «канальской» серии, предположительно на Волге в районе Жигулей. Типичным представителем этой серии являлся теплоход «Иосиф Сталин»: Иосиф Сталин Данная серия судов строилась к открытию канала Москва-Волга, и флотилия из них прошла по только что построенному каналу в конце апреля — начале мая 1937 года. «Корпуса новых теплоходов — плоскодонные, с прямыми бортами и скошенным форштевнем — были собраны электросварщиками. Восемь поперечных переборок делили их на девять водонепроницаемых отсеков; под закругленной кормой размещались два опять-таки сварных руля и столько же гребных винтов, причем последние находились в частично закрытых туннелях. По первоначальному проекту маневренность теплоходов должны были улучшать еще и два дополнительных руля в носовой части — конструкторы учитывали что лайнерам в каждом рейсе по 128-километровому каналу придется проходить через шлюзы и гидросооружения. В носовых отсеках размещались кубрик для 18 пассажиров, 8 четырехместных кают и грузовой трюм объемом 108 м3. За ними — машинное отделение. Здесь стояли главные двигатели — два четырехтактных, шестицилиндровых, бескомпрессорных дизеля марки 6-БК-43 мощностью по 350 л. с. Они-то и обеспечивали теплоходам этого типа весьма высокую для речных судов крейсерскую скорость более 20 км/ч. Топливные танки вмещали 35 т мазута. Еще один дизель с форкамерным распрыскиванием приводил в действие две динамо-машины, вырабатывавшие электроэнергию, необходимую для освещения и работы различных судовых систем и механизмов. Имелся на судах и паровой котел, обеспечивавший систему парового отопления. За машинным отделением располагались каюты команды, столовая, парикмахерская и еще один грузовой трюм (11 м3). Над корпусом возвышалась эллипсовидная деревянная надстройка, полностью предоставленная пассажирам. Недолгое плавание от Москвы до Калинина они проводили в просторных, комфортабельных каютах, отделанных не пластиком, как теперь, а кленом, чинарой, грушей и дубом. В киноконцертном зале они могли увидеть новые фильмы и выступления артистов, обедали в ресторане, рассчитанном на 100 мест, в хорошую погоду загорали в двух соляриях, а при ненастье любовались окружающим пейзажем с застекленной веранды. Нелишне добавить, что теплоходы названного типа можно отнести к одним из первых в истории экологически чистых судов — конструкция топливных танков была настолько продуманной, что за борт не попадало ни капли мазута, а все сточные воды, пройдя через аппаратуру очистки, возвращались в реку незагрязненными. В центре надстройки, наверху, возвышалась ходовая рубка. В ней было все, что необходимо для управления судном, в том числе и традиционное штурвальное колесо, снабженное электродвигателями, которые, повинуясь рукам рулевого, перекладывали рули. «Канальная» специальность лайнеров, которым приходилось то и дело проходить под мостами, заставила горьковчан сделать обе мачты заваливающимися на верхнюю палубу».

«Якоря». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

07 На этот раз Иван Иванович не стал загадывать ребус, просто изобразив два якоря разных типов – адмиралтейский и якорь Холла.

Адмиралтейский якорь
Адмиралтейский якорь
Якоря Холла
Якоря Холла

Адмиралтейские якоря вышли из массового употребления к середине XX века, якоря Холла оказались более живучи благодаря более простому технологическому исполнению и расширенному функционалу, хотя к современному времени претерпели множественные изменения. Характерным отличием якорей является то, что лапы якоря Холла подвижны. Интересный факт — крейсер «Аврора», упоминаемый выше, был первым кораблём Императорского флота, оснащённым якорем Холла.

«Парусник «Товарищ». Скульптор К.С. Рыжов, роспись И.И. Ризнича

08 Учебный барк «Товарищ» – четырехмачтовый барк, самое крупное парусное учебное судно СССР до окончания Второй мировой войны. Спущен на воду в 1892 году в Белфасте, после серии перепродаж в 1914 году был продан Российской Империи. В 1918-1919 гг. находился в Великобритании, однако в 1921 году был передан Советской России, в 1921-23 гг. проходил ремонт и модернизацию в Германии, в 1923 году переименован в «Товарищ» с портом приписки Петроград. Барк Товарищ В 1941 году попал в руки Вермахта, до 1943 года служил плавучей казармой, когда был выведен из строя советской авиацией в гавани Мариуполя, где и оставался до 1960 года, когда был окончательно разрезан на металлолом. Помимо И.И. Ризнича над барельефом работал скульптор Казимир Станиславович Рыжов. Он родился в 1897 году в Колпино близ Петербурга. Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме и на скульптурном факультете Академии художеств под руководством А.Т. Матвеева. В 1930–х годах работал скульптором на ЛФЗ. С 1936 года стал художественным руководителем Керамического завода на станции Гжель (Московской области). Сохранились сведения о его работе на этом заводе в середине 1950–х годов. Участник выставок, в том числе, «Выставки декоративных искусств, проводившейся МССХ (Москва, 1955). Произведения хранятся в музее ЛФЗ (15 экспонатов), ВМДПНИ, ГМК «Кусково» и других.

«Ледокол «Красин». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

09 Несмотря на нашу слабую осведомлённость в области морского флота и ещё не зная «официального» названия барельефа, у нас даже не возникло сомнений в том, что это легендарный ледокол «Красин». История «Красина» богата событиями и заслуживает отдельного большого рассказа, поэтому нам пришлось приложить усилия, чтобы изложить её вкратце. Ледокол с первоначальным названием «Святогор» был заложен в 1916 году на английских верфях по усовершенствованному проекту (с учётом эксплуатации) ледокола «Ермак» вице-адмирала О.С. Макарова. И уже в 1917 году вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

Ледокол "Святогор"
Ледокол «Святогор»

Однако в 1919 году «Святогора» увели в Англию. Советская Россия смогла получить ледокол только в 1922 году, оплатив задолженность по контракту на строительство ледокола. Ледокол «Святогор» (ставший «Красиным» в 1927 году)  в течение нескольких десятков лет был самым мощным арктическим ледоколом, к тому же имевшим автономность по топливу до одного месяца.

Ледокол "Красин". Фото 1932 года.
Ледокол «Красин». Фото 1932 года.

Бесчисленный полярные экспедиции, спасения судов, других ледоколов и даже экипажа потерпевшего катастрофу дирижабля «Италия» полярной экспедиции Умберто Нобиле, проводки судов, полярные конвои Великой Отечественной войны — всё это на счету «Красина». В 1950-х годов ледокол прошел модернизацию в ГДР, превратившись в дизель-электрический и до 1972 года продолжал выполнять ледокольные функции.

Чертёж ледокола "Красин" после модернизации.
Чертёж ледокола «Красин» после модернизации.

Затем «Красина» перевели в класс научно-исследовательских судов, а 1989 году ледокол «Леонид Красин» был отправлен на заслуженную пенсию, став музейным экспонатом. Сейчас он пришвартован у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

Ледокол Красин сегодня
Ледокол «Красин» сегодня.

«Аванпорт». Скульптор М.Н. Мох, роспись М.Н. Моха и Т.Н. Безпаловой-Михалевой

10 Опять всё очевидно — это Иваньковский (Волжский) гидроузел. В целом достаточно хорошо похож на «настоящий». Видно водосливную плотину ГЭС, саму ГЭС, шлюз №1 канала имени Москвы, аванпорт. Также хорошо различимы фигуры памятников Ленину и Сталину. Монумент Сталину (тот, что левее) был снесен в 1962 году. Сейчас от него остался только стилобат. Далее, в сторону Москвы, схематически показан шлюз №2 в поселке Темпы, а также город Дмитров с автомобильными мостами Рогачевского и Дмитровского шоссе. Так Иваньковский гидроузел выглядел в 1960-х годах. Однако с противоположной стороны: ВРГС 1960-е А так выглядит сегодня: ВРГС сейчас В создании барельефа помимо уже известного нам Михаила Николаевича Моха принимала участие Тамара Николаевна Безпалова-Михалёва. Тамара Безпалова-МихалеваБезпалова-Михалёва Тамара Николаевна (11.03.1912, С.-Петербург – 17.01.1991, Ленинград). Живописец по фарфору. В 1931 году окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум. В этом же году, 20 февраля,  поступила на Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, где работала по договорам до 1975 года. Уже в 1937 году на Всемирной выставке в Париже работы Тамары Николаевны награждаются Серебряной медалью.  В 1941 году стала членом Ленинградского Отделения Союза советских художников. Во время блокады Ленинграда оставалась в городе с маленькой дочерью, которая также выжила. После войны получила квартиру на Рождественской улице в доме 47, мансарду с видом на Смольный собор. В 1954 г. исполняла обязанности главного художника ЛФЗ. Участвовала в огромном количестве выставок, её работы находятся в экспозициях многих музеев, в том числе в Русском музее, Эрмитаже, в Музее керамики в Кусково и других. Помимо совместной росписи барельефа «Аванпорт», Безпалова-Михалёва и Мох, а также художник Алексей Александрович Скворцов выполнили роспись двухметровой вазы для Сельскохозяйственной выставки в Москве, за что получили Почетные грамоты. «До войны у меня и Михаила Николаевича Моха были самые дружеские отношения. До и после войны Мох часто бывал у меня дома. Ходил с моим мужем и мной на лыжах в окрестностях Ленинграда, летом приезжал к нам на дачу в Кавголово. Во время семейных неурядиц, которые, к сожалению, бывали у него часто, подолгу отсиживался у меня на квартире«. — вспоминала Тамара Николаевна.

Тамара Николаевна Беспалова-Михалева и Михаил Николаевич Мох. Фото 1932 года.
Тамара Николаевна Беспалова-Михалева и Михаил Николаевич Мох. Фото 1932 года.

После войны их пути разошлись — «Как-то получилось, что по неведомым причинам дружба эта распалась, нее только со мною, но и со всей нашей дружной компанией«.

 «Мост». Скульптор Кейнер, роспись И.И. Ризнича

11 Казалось бы, что с расшифровкой этого барельефа проблем возникнуть не должно  — обычный мост на канале Москва-Волга. Да, совершенно верно, именно такие конструкции мостов применялись в качестве шоссейных. Но проблема в том, что таких мостов на канале три. Мост Рогачёвского шоссе в Дмитрове: Мост Дмитров мост Дмитровского шоссе в Яхроме: Мост Яхрома и мост Дмитровского шоссе в Хлебниково: Мост Хлебниково Какой же из них изображён на тарелке? Подсказкой надо считать парусник, который нарисован около левой опоры моста. Дело в том, что первые два моста, в Дмитрове и в Яхроме, перекинуты над отрезками канала с узкой судоходной частью. И на яхтах там неудобно ходить. А мост в Хлебниково пересекает Клязьминское водохранилище, весьма удобное для плавания маломерных судов. Недаром там расположено множество яхт-клубов. Но осталась ещё одна нерешённая задача, связанная с этим барельефом. Кто такой скульптор Кейнер? Эта фамилия встречается не только в книге Владимира Левшенко, но и в других источниках, где перечисляются авторы барельефов Речного вокзала. Причём везде он указан без инициалов. Продолжительные поиски привели к тому, что такого скульптора… нет. И не было. Но был другой скульптор — Криммер Эдуард Михайлович (1900 — 1974) — выдающийся художник универсального дарования: график, живописец, сценограф, дизайнер, мастер прикладного искусства (стекло, фарфор, керамика), скульптор, искусствовед. Криммер Эдуард МихайловичЗаслуженный художник РСФСР (1967), Лауреат Государственной премии им. И.Е.Репина (1970). Член Декоративного совета СХ СССР, член правления СХ РСФСР и ЛОСХ, делегат всех съездов художников СССР и РСФСР. С 1918 по 1922 гг. учился на факультете театрально-декорационной живописи Одесского художественного института. В 1923 году переехал в Петроград. С 1929 г. посещал занятия Кружка по изучению новой западной живописи, руководимого К. Малевичем. С 1920-х гг. сотрудничал с ленинградскими издательствами и детскими журналами как автор и иллюстратор. В 1935 – 1937 гг. работал художником на «Ленфильме» и Киевской киностудии. Работал над созданием установки «Конституция СССР» для Всемирной выставки в Нью-Йорке. С 1938 по 1939 гг. руководил модельно-проектной мастерской по конструированию современной мебели. В 1948 – 1950 гг. работал на ЛЗХС. С 1950 по 1974 — один из ведущих художников Государственного фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Работы Эдуарда Криммера находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея. Однако в его биографии написано, что он работал на ЛФЗ только с 1950 года, а тарелки были созданы ещё в 1937 году.  Как же он мог поучаствовать в производстве барельефов? Дело в том, что дядя Эдуарда Михайловича Криммера, Фридрих Эдуардович, был знаком с Натальей Данько. Ф.Э. Криммер был видным советским руководителем банковского дела и внешней торговли, а так же удачливым коллекционером. И Криммер-младший, и Данько бывали в его квартире. Почему бы им там не познакомиться? Почему бы Данько не обратить внимание на молодого талантливого художника? Почему бы ей не пригласить Эдуарда Криммера поучаствовать в проекте, которым руководила? Версия вполне живоспособна. Немного не в тему, о судьбе Фридриха Эдуардовича Криммера. Вот что о нём нашлось: «Фридрих Эдуардович Кример — старец с седой окладистой бородой, который до революции был крупным банковским работником. Примыкал к социал-демократическим кругам и очень много лет дружил с Горьким. В 1917 году он входил вместе с ним в социал-демократическую группу «Новая Жизнь», выступавшую против октябрьской революции. В советское время занимал ответственные хозяйственные посты. Последнее время почему-то работал ученым секретарем в отделе учебных заведений Министерства рыбной промышленности. Припомнили грехи юности, арестовали. Впоследствии дали пять лет. Вряд ли вышел живым из лагеря» — написал о своём сокамернике лета 1949 года Левитин-Краснов А. Э. в книге «Рук Твоих жар» (1941-1956). Предположения Анатолия Эдуардовича к счастью оказались ошибочны. Ф.Э. Криммер умер только в 1963 году.

«Первый полёт над Северным полюсом». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

12 Удивительно, но сюжет с самолётом под номером Н-171 встречается на тарелках Речного вокзала во второй раз. В первый раз он появляется на западном портале: DSCF6177 Напомню, что это АНТ-6, заводской номер 22700, бортовой номер Н-171, знаменитый самолёт советской полярной авиации, который в мае-июне 1937 года под командованием Василия Сергеевича Молокова (1895-1982) достиг Северного полюса и совершил высадку людей и оборудования экспедиции «Северный полюс — 1» под управлением Ивана Дмитриевича Папанина. Другим известным подвигом было снятие со льдов экипажа затонувшего парохода «Челюскин» в 1934 году. Возникает вопрос — если Молокова вспомнили два раза, то почему не вспомнили Валерия Чкалова, любимца Сталина? Игорь Кувырков    

Print Friendly

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *