Отдельная благодарность Сергею Гаеву, начавшему исследования по первому капитану теплохода “Иосиф Сталин”.
Александр Яковлевич Куприянов родился примерно в 1900 году. С 15-летнего возраста работал на водном транспорте. Революцию 1917 года встретил, состоя на службе на паруснике «Слуга Покорный» Каспийского торгового флота.
Куприянов стал одним из первых председателей судовых комитетов Советского торгового флота. Когда в Баку заняли интервенты, он добровольцем вступил в только что организованную Волжскую флотилию.
Вскоре Куприянова назначили помощником командира, а затем и командиром вооруженного судна. Участвовал в боях с деникинцами на Нижней Волге у станицы Пичужинская. Каким-то образом имеет отношение к канонерской лодке «Бесстрашный» Волжской военной флотилии, потопленной в 1919 году. Затем участвовал в ликвидации группировок колчаковцев в Сибири и Забайкалье.
После окончания гражданской войны продолжил работать в Волжской флотилии, дослужившись до капитана парохода «Гражданка». «Гражданка» заслуженно слыла передовым судном речного транспорта по чистоте, производственным показателям, культурному обращению с пассажирами. Это был результат терпеливой и настойчивой борьбы военного моряка, штурмана дальнего плавания Александра Яковлевича Куприянова» – писали о Куприянове в газете.
В 15-ю годовщину Волжской флотилии (1933 год) был награжден почетной грамотой Горьковского горсовета.
Ко времени окончания строительства канала Москва-Волга, весной 1937 года был переведён в канальскую флотилию и назначен капитаном теплохода «Иосиф Сталин», флагмана флотилии.
Приняв теплоход со стапелей завода «Красное Сормово», провёл его и остальную флотилию по неприспособленной водной трассе от Горького до Иваньково. Затем возглавил Первую канальскую флотилию при первом прохождении ей канала Москва-Волга.
Первый рейс
А.Я.Куприянов, капитан теплохода «Иосиф Сталин»
В первых числах апреля флагманский теплоход флотилии канала Москва-Волга «Иосиф Сталин» был спущен со стапелей на воду. Вслед за ним были спущены и другие теплоходы – «Вячеслав Молотов», «Клим Ворошилов» и Михаил Калинин».
Началась подготовка к отплытию. День и ночь на теплоходах кипела работа. Строители заканчивали обшивку полов. Механики в последний раз проверяли механизмы. Столяры украшали стены кают матовым орехом, светлым буком и черной грушей. Монтеры заканчивали электропроводку, проводили радиосвязь, устанавливали телефонные аппараты.
Но вот все готово, и 20 апреля назначается отплытие. Курс: Горький – Иваньково.
20 апреля на заводе «Красное Сормово» был большой торжественный день. По-праздничному пестрели яркие флажки, украшая палубы четырех теплоходов. Тысячи людей пришли провожать теплоходы в первый рейс к аванпорту канала Москва-Волга.
В 12 часов 30 минут дня из затона вышли четыре катера, а через 2 часа дается сигнал к выходу теплоходов. Я стою на капитанском мостике флагманского теплохода «Иосиф Сталин». Команда: «Малый вперед!»
– Есть малый вперед! – отвечает штурман, и мы выходим на простор Волги.
Радостный, незабываемый день. Теплоходы проходят среди берегов, густо усеянных народом, нам машут руками, желают счастливого пути. Играет музыка. Люди кричат «ура!»
Так начинается рейс. Ровно и спокойно работают две 350-сильные машины теплохода. Плавно поворачивает судно, хорошо слушаясь руля. Надежная связь быстро передает команду в машинное отделение.
Наш переход рассчитан на 15 дней, но многих берет сомнение: не опоздаем ли? Впереди – опасные места, с мелкой глубиной, со слишком узким фарватером. На теплоход «Иосиф Сталин» мы берем старого опытного лоцмана т. Маслова.
Особенно трудным был последний участок пути от Углича до Иванькова. Ночью, несмотря на полную луну, пришлось встать на якорь. Идти дальше по мелким местам до рассвета было трудно.
23 апреля проходим самые мелководные участки. Уровень воды в них не превышает 1,5 метра. Ширина реки 100-150 метров. Фарватер местами доходит до 30 метров. Малейшая оплошность – и судно можно посадить на мель.
Но все проходит благополучно. Несмотря на большие трудности, мы в 9 часов утра 24 апреля приходим в Иваньково, на одни сутки раньше установленного срока.
Первый рейс закончен. Теплоходы, построенные на заводе «Красное Сормово», выдержали большой и серьезный экзамен. Мы же, экипаж теплоходов, хорошо изучили свои суда и сейчас готовы вести их по каналу Москва-Волга в нашу столицу – Москву.
Будучи стахановцем Московского речного пароходства, в том же 1937 году получил в подарок от Народного Комиссара Водного Транспорта Пахомова карманные часы. Но в соревновании с другими судами по результатам 1937 года экипаж теплохода «Иосиф Сталин» во главе с капитаном Куприяновым уступил экипажу теплохода «Вячеслав Молотов».
В 1934 году у Александра Яковлевича родился сын Евгений. Он, как и отец, стал речником. Отучившись в нескольких речных учебных заведениях, включая рижское училище, Евгений Александрович Куприянов в итоге стал начальником Московского пассажирского речного пароходства.
«У деда было много разработок. В том числе магнитная швартовка судов. Однажды деду стало плохо на рабочем месте. Обширный инфаркт. Дед еле выжил, прогнозы были плохие… При нем и Северный речной вокзал, и парк при нем – все было ухожено. А потом началась разруха… Дедушка даже ходить в парк не мог, видеть все это, у него так болела душа… и сделать он уже не мог ни чего. Окна у нас выходят на пароходство, так что от печальных мыслей дедушке было не скрыться…» – вспоминала о своём деде внучка Наталья.
Других сведений об Александре Яковлевиче Куприянове пока не найдено.
Материал подготовлен по публикациям в газетах “Москва-Волгострой” и “Водный транспорт” за 1937 год.