На строительстве канала Москва-Волга. 1 – Г.Д.Афанасьев, 3 – С.Я.Жук (главный инженер строительства), 4 – А.В.Будасси. Из архива потомков Афанасьева.
Вашему вниманию предоставляется глава будущей книги, готовящейся к изданию Долгопрудненским историко-художественным музеем, об инженере Александре Владимировиче Будасси. Будасси не оставил после себя никаких воспоминаний и дневников, его жизненный путь приходилось восстанавливать по мельчайшим крупицам информации. Он не был руководителем больших строек, он был всегда во втором эшелоне строительства. Таких часто называют «тягловой лошадью», которая выполняет гигантские объёмы работ, а награды и поощрения чаще достаются другим.
А.В.Будасси родился в Санкт Петербурге в 1878 году и получил образование инженера-путейца, окончив Санкт-Петербургский Институт Инженеров Путей Сообщения Императора Александра I в 1903 году. Участвовал во множестве строек как в дореволюционной, так и в Советской России. На его счету железные дороги, мосты, оросительные и судоходные каналы, морские сооружения, промышленное и гражданское строительство. В начале 1930-х годов был осуждён по «делу мелиораторов» и попал на строительство Беломоро-Балтийского канала. Разглядев в Будасси прекрасного инженера, один из руководителей строительства Беломорканала, кадровый офицер НКВД Григорий Давыдович Афанасьев взял его под «своё крыло». Афанасьев занимался «организационными» вопросами, Будасси – непосредственным воплощением чертежей в жизнь. Этот дуэт сложился на многие годы и многие стройки, до самой смерти Будасси в 1940 году.
Представленная глава рассказывает об участии Будасси в самом грандиозном строительстве его жизни – строительстве канала Москва-Волга.
Игорь Кувырков
Канал Москва-Волга
Афанасьев был назначен на строительство канала Москва-Волга. Благодаря этому обстоятельству «спор между ведомствами» выиграл НКВД и приказом по Строительству канала Москва-Волга №133 от 30 августа 1933 года вольнонаёмный Будасси Александр Владимирович был зачислен на должность начальника ПТЧ (производственно-технической части) VIII отделения [Дмитлага] с 19 августа 1933 года[1]. Таким образом он стал начальником исполнения всех работ на Хлебниковском участке строительства канала Москва-Волга, который одновременно являлся VIII отделением гигантского Дмитровского исправительно-трудового лагеря НКВД, сокращённо Дмитлага.
Хлебниковский район строительства включал множество сооружений, в основном мостов: Дмитровского шоссе через Клязьминское водохранилище, Савёловской железной дороги через реку Клязьму и через канал в районе станции Хлебниково, Октябрьской железной дороги в районе станции Химки и Ленинградского шоссе через Химкинское водохранилище. Помимо этого, на участке располагались 3 заградительных ворот: «новосельцевские», «долгопрудненские» и «левобережные» – весьма сложные и трудоёмкие сооружения. Но основной задачей стала выемка грунта на Новосельцевском бугре и Глубокой выемке. Задача по организации производственных работ по строительству громадного котлована Глубокой выемки длиной свыше 6 километров, глубиной до 23,5 метров и шириной по нижней части 85 метров, а верхней до 140 метров была неимоверно сложна. Мало кто смог с подобным справиться. Именно этот участок, один из самых сложных и объёмных по производству земляных работ на всём строительстве канала, наилучшим образом подходил опытнейшему «кубатурщику» Будасси.
Обстоятельный Будасси перевёз в Химки дом, построенный для жены и двух детей-близнецов ещё в Повенце. «Жила семья в собственном доме на Ленинском проспекте, примерно позади памятника В.Чкалову. Сам дом был привезен из Карелии – это был тот же самый дом в котором семья жила на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Роскошный дом, даже по современным критериям – из лиственницы, двухэтажный, с тремя крылечками, высокими потолками и подвалом. А вокруг – дивный дачный поселок»[2] – вспоминает уже в современное время внучка А.В.Будасси, Екатерина Андреевна Будасси.
Будасси появился на строительстве Глубокой выемке спустя год с начала её строительства. За этот год неимоверно тяжёлым ручным трудом заключённых Дмитлага было выполнено менее одной пятой от планируемого объёма выработки, составлявшего 10 миллионов кубометров грунта. Дальше вручную рыть было уже невозможно – измождённые заключённые-каналоармейцы вымирали с катастрофической скоростью, а оставшиеся в живых были не в силах вырыть котлован для будущего канала.
К этому времени Ковровский экскаваторный завод подчинения НКВД смог перепрофилироваться с ремонта иностранных экскаваторов на выпуск собственных. В августе 1933 года на Глубокую выемку поступили первые три отечественных экскаватора. Так начался второй, механизированный этап работ на Глубокой. Стройка задыхалась без экскаваторов, каждый из которых заменял 350 каналоармейцев-землекопов.
Помимо того, что грунт из будущего канала нужно было вынуть из котлована, его нужно было вывести на безопасное расстояние. Сваливать его по краям берегов канала было опасно – неустойчивые, пронизанные плывунами склоны могли не выдержать дополнительной нагрузки и обвалится, засыпав будущее русло. Поэтому были организованы свалки для грунта – Южная, включавшая Западную по правому берегу канала в долине реки Химки и Восточную по левому берегу в районе села Киреево и Северная, в болотистой долине реки Клязьмы в треугольнике между деревнями Ивакино, Яковлево и Павельцево, принявшая бо́льшую часть грунта из Глубокой выемки.
Огромные объёмы было возможно вывезти только по железнодорожным путям, причём полной колеи, не узкоколейкам. С большой вероятностью заслуга планирования железнодорожной системы вывоза грунта с петлёй для разгрузки на Северной свалке в немалой степени принадлежит Будасси, имевшего и образование инженера-путейца, и большой опыт в строительстве железных дорог.
Летом 1934 года встала серьёзная задача разгрузки вагонов. Интервал вывоза гружёных составов из Глубокой выемки стал достигать 5 минут. Соответственно разгрузка состава должна была производиться с такой же скоростью.
Инженерная мысль Будасси спасла ситуацию. Он предложил использовать для разгрузки вагонов гидромониторы. До Будасси гидромониторы, или иными словами «водяные пушки», достаточно широко применялись на земляных работах: и на строительстве канал Москва-Волга, и на строительстве Днепрогэса. Будасси же предложил гидромониторами смывать грунт с платформ. Смытая пульпа, то есть смесь грунта с водой, попадала в желоба, которые регулярно перекладывали для равномерного распределения грунта в отвалах.
Для этого на берегу реки Клязьмы между Яковлево и Ивакино была построена гидроустановка, выкачивавшая воду из реки и под давлением направлявшая её на платформы с землёй. Разгрузка одного вагона стала составлять в среднем 4-5 минут, что экономило время и рабочую силу. Сооружение гидросмыва оказалось осень хлопотным делом, Будасси вынужден был обращаться напрямую к самому наркому внутренних дел Ягоде для получения дефицитных насосов. А местные жители ещё долгое время эти места называли «Смыв».
Приказом по Строительству №130 от 27 октября 1934 года «начальнику работ Хлебниковского района Будасси за инициативу и осуществление гидравлического способа разгрузки грунта с железнодорожных платформ» была выдана денежная премия в размере 1000 рублей[3].
Н.В.Филимонов встретился с Будасси на строительстве канала Москва Волга и красочно описал рабочие будни строительства:
«На этом канале А. В. Будасси был назначен начальником работ большого строительного района и закрепил широкую известность прекрасного организатора массовых земляных работ.
У Будасси на выемке «Глубокой» канала Москва – Волга было огромное хозяйство – работало более 31 экскаваторов, 50 железнодорожных составов, 1200 платформ кружились по путям в забоях и на кольцевой свалке с сотней железнодорожных стрелок.
Мы, инженеры со Свирьстроя, приехавшие знакомиться с каналом, встретили Будасси в начале северной горловины выемки, недалеко от центрального диспетчерского поста. Вместе поднялись на балкон здания. Оттуда были хорошо видны выемка, пути, частично и свалка, куда отвозился вынутый грунт.
– Почему до сих пор не закончили погрузку? – кричал в трубку диспетчер. – Копаетесь, как жуки… – Оглянувшись на входящих гостей, он немного сбавил тон: – Бросьте басни рассказывать, Немедленно кончайте погрузку!
Диспетчер с шумом бросил трубку, ему было явно не до нас. Надо было неотрывно следить за работой, сразу реагировать на задержки и неполадки, происходившие на многокилометровом конвейере, где непрерывно двигались груженые и порожняковые составы.
Диспетчер продолжал кричать в телефонную трубку, а мы с интересом осматривали огромную выемку. Внизу под нами стучали платформы, гудели паровозы, то втягивая через горловину порожняк, то выводя из выемки составы, нагруженные рыхлой землей.
– Весело вертится карусель! – говорил нам Будасси, по-хозяйски осматривая выемку. – Любо-дорого смотреть! Перестала наконец «Глубокая» быть узким местом. Но донимают еще нас плывуны – попадет на них экскаватор и завязнет на метр, а то, бывало, и на два. Тогда весь план вверх тормашками… А что тут делалось в апреле? Невообразимо! Топь до пупа земли, на свалке что ни день – огромные оползни!.. Кстати, вы были там?
– Были, подробно интересовались. Можно сказать, у вас вообще образцовое хозяйство!
– Транспорт заедает… Вот что я вам, голу́бы мои, скажу. Надо бы работать на больших выемках без транспорта. Думаю об этом, – говорил Будасси.
Решительный, энергичный, высокого роста, он все еще держался прямо, не сутулясь. Его большие черные глаза сверкали. Было видно, что он очень заинтересован мыслями о новом способе земляных разработок»[4].
15 сентября 1935 года сооружение Глубокой выемки было завершено[5]. А днём раньше, 14 сентября, приказом по Строительству №313 Будасси и другим работникам была объявлена благодарность «за успешное и своевременное выполнение большой и ответственной работы по гражданскому строительству»[6].
Но на этом работа в Хлебниковском районе строительства не завершилась. Приказом №129 от 22 марта 1936 года на начальника Хлебниковского района Афанасьева и начальника работ Будасси была возложена постройка и эксплуатация камнеобрабатывающего завода в Хлебниковском районе[7]. Таким образом Будасси оказался у истоков будущего Московского Камнеобрабатывающего Комбината (МКК), ставшим в последующие годы одним из градообразующих предприятий города Долгопрудного.
4 ноября 1935 года в Хлебниковском районе было завершено строительство уникального железнодорожного моста Октябрьской железной дороги. Мост построили с большим запасом функциональности и прочности. Строительство велось ударными темпами и чуть менее чем за год мост был выстроен и успешно прошёл испытания. «В семейном альбоме сохранились фотографии, на которых изображено открытие движения по железнодорожному мосту через канал имени Москвы в Химках, и соответствующие записи. Этот мост строил и мой дед – инженер-конструктор А.В. Будасси»[8] – вспоминает внучка инженера.
Только несколько лет назад возможности Химкинского железнодорожного моста были использованы полностью – поезда Октябрьского направления пошли по всем четырём проложенным путям.
К середине лета 1936 года профильные для Будасси работы, связанные с железной дорогой и выемкой грунта, в Хлебниковском районе закончились. Приказом №377 от 7 июля 1936 года Будасси был назначен начальником сооружения по переустройству Октябрьской железной дороги в Завидовском районе[9], 29 августа того же года приказом по Строительству №172 он был назначен уже заместителем начальника работ Завидовского района[10].
Спустя два месяца Будасси вернулся поближе к своему химкинскому дому. Приказом №188 от 31 октября 1936 года он был назначен заместителем начальника работ Сходненского района с 1 ноября 1936 года[11]. Возможно, что он опять попал «под крыло» к Афанасьеву, потому что Сходненский гидроузел передавался в Хлебниковский район строительства, то есть под руководство Афанасьева, ещё 30 августа 1935 года.
Стройка заканчивалась и наступало время получать по заслугам. Приказом по Строительству канала Москва-Волга №16 от 4 февраля 1937 года Будасси А.В. бывший начальник работ Хлебниковского района в числе особо отличившихся работников районов по гидромеханизации награжден денежной премией в размере 1500 рублей[12].
В отличие от Беломорстроя, для москваволгостроевцев руководство страны оказалось несравненно щедрее на награды. Число награждённых различными орденами строителей канала Москва-Волга составило 404 человека. За Беломорканал ордена получили только 30 человек. Постановлением ЦИК СССР от 14 июля 1937 года «О награждении работников строительства канала Москва-Волга и заводов-поставщиков» начальник Будасси Афанасьев, в должности начальника Хлебниковского района, получил орден Ленина, а сам Будасси, в качестве заместителя начальника работ Сходненского района, поскромнее – орден Трудового Красного Знамени.
[1] Архивная справка №858 от 8 июля 1976 года ЦГАОР СССР (ГА РФ Ф.9489, Оп.2, Д.11, Л.96)
[2] Газета «Химкинские новости» №33 (2180) от 18 июля 2014 года, стр.8
[3] Архивная справка №858 от 8 июля 1976 года ЦГАОР СССР (ГА РФ Ф.9489, Оп.2, Д.36, Л.90)
[4] Филимонов Н.В. По новому руслу. Лениздат 1967. Стр.243-244
[5] Журнал «Техника-Молодёжи» 1936 №11-12, стр. 8
[6] Архивная справка №858 от 8 июля 1976 года ЦГАОР СССР (ГА РФ Ф.9489, Оп.2, Д.61, Л.292)
[7] Архивная справка №858 от 8 июля 1976 года ЦГАОР СССР (ГА РФ Ф.9489, Оп.2, Д.78, Л.323)
[8] Газета «Химкинские новости» №33 (2180) от 18 июля 2014 года, стр.8
[9] Архивная справка №858 от 8 июля 1976 года ЦГАОР СССР (ГА РФ Ф.9489, Оп.2, Д.79, Л.33)
[10] Архивная справка №858 от 8 июля 1976 года ЦГАОР СССР (ГА РФ Ф.9489, Оп.2, Д.80, Л.438)
[11] Архивная справка №858 от 8 июля 1976 года ЦГАОР СССР (ГА РФ Ф.9489, Оп.2, Д.85, Л.373)
[12] Архивная справка №858 от 8 июля 1976 года ЦГАОР СССР (ГА РФ Ф.9489, Оп.2, Д.111, Л.36)