Домой Картотека Прозоров Адриан Алексеевич (1889-1945)

Прозоров Адриан Алексеевич (1889-1945)

1655
Фамилия: Прозоров
Имя: Адриан
Отчество: Алексеевич
Дата рождения: 1889
Дата смерти: 23 мая 1945
Статус во время работы на строительстве канала: вольнонаёмный
инженер

 

       Родился 6 мая 1889 г. в г.Москва, русский, из семьи врача, б/п, образование высшее.

Семья:

  • отец – Алексей Семенович Прозоров (1846-1900) – окончил в1870 г. медицинское отделение МГУ, работал врачём в МГУ.
  • мать – Варвара Адриановна Больман (1851-1902) – окончила Гейдельбергский университет (Германия), работала врачом, имела степень доктора философии
  • брат – Леонид Алексеевич Прозоров (1878-1941) –  известный русский и советский врач-психиатр, закончил медицинский факультет МГУ, доктор медицинских наук, автор множества научных трудов и книг по психиатрии.
  • жена (с 1913г.) – Татьяна Николаевна Тележинская (Прозорова) (1892-1980) – работала в военной цензуре, окончила курсы Бониуса (в последствии ИИЯ ныне МГЛУ), педагог, преподавала английский язык в академиях Ветеринарной (до 1941), в Военно-Инженерной им.Куйбышева (1946-1958), награждена медалью “За доблестный труд в ВОВ”.
  • сын – Дмитрий (1914 г., умер в младенчестве)
  • дочь – Наталья (1915-1920)
  • дочь – Татьяна Адриановна Прозорова (Расторгуева) (1922-1992) – переводчик, педагог, училась в МИИЯ, преподавала английский язык в текстильном институте, затем в Московском институте иностранных языков, доктор наук, автор нескольких книг и учебников. 
  • жена – Екатерина Николаевна Запольская (1896-1969) – окончила в 1914 г. Московский Екатерининский Дворянский Институт, работала гувернанткой, секретарем-машинисткой в РВС.
  • сын – Михаил (1928-2013) – окончил в 1953г. МВТУ им Баумана, инженер, работал в министерстве приборостроения и средств автоматизации

Проживал в Москве. С 13 лет воспитывался в семье старшего брата – Леонида

Окончил Шелапутинскую гимназию и механический факультет Императорского московского технического училища (ИМТУ). Инженер-механик, конструктор, строитель, гидротехник.

 Работа до строительства канала Москва-Волга.

Учебу в ИМТУ совмещал с работой. Работал чертежником, репетитором, токарем на Мытищинском вагоностроительном заводе кочегаром и машинистом на Киевской ЖД. Во время учёбы познакомился с А.Н.Туполевым.

В 1913 году женился на Татьяне Николаевне Тележинской.
В 1915 году был призван в армию. Служил унтер-офицером в прожекторно-телеграфном батальоне.
Во время гражданской войны работал машинистом, был призван в Красную Армию, окончил курсы Красных Командиров. Был на польском фронте.
В 1920 году демобилизовался. Поступил работать в ЦАГИ в группу А.Н.Туполева. Занимался проектированием аэросаней.

Предположительно, в первой половине 20-х годов женился в первый раз.

Во второй половине 20-х годов перешёл на службу в Управлении мелиорации и землеустройства Наркомата земледелия СССР. Работал в должности учёного секретаря технического комитета.

В это же время женился (во второй раз) на Екатерине Николаевне Запольской. В 1928 году родился сын Михаил.

Арестован 28 августа 1930-го года.

После осуждения был отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. Работал начальником строительства шлюза №1 в Медвежьегорске. Потом был отправлен в Ленинград принимать оборудование для канала, жил в городе свободно, хотя числился в заключении.

Был конструктором ворот и затворов ББК. Из-за отсутствия в стране металла рискованно проектировал ворота шлюзов из дерева.

После окончания строительства Беломоро-Балтийского канала в 1933 г. был досрочно освобожден без снятия судимости.

Судимость

28 августа 1930 г. был арестован в рамках следственного дела №98133 о «контрреволюционной вредительская организации в системе ирригации и мелиорации», которая была во время следствия была трактована как подразделение т.н. Промпартии. Считается, что находясь под следствием (почти год), одновременно с допросами, арестованные работали над проектом Беломорканала.

Обвинен по статьям 58-7 (подрывная деятельность в народном хозяйстве), 58-11 (участие в подрывной организации). Признал себя виновным. 23 августа 1931 года решением заседания комиссии ОГПУ осуждён на 10 лет ИТЛ.

Был отправлен на строительство Беломорканала.

 Работа на строительстве канала Москва-Волга.

Отправлен в Дмитров на строительство канала Москва-Волга.

В декабре 1933 г. в Дмитрове он воссоединился с семьей – женой Екатериной Николаевной и сыном Михаилом. В Дмитрове жили до 1938 г. руководил отделом, который проектировал затворы шлюзов и других сооружений.

В октябре 1938 г. был снова арестован, подвергнут допросам в течении нескольких дней, затем отпущен и уволен с работы.

 Работа после строительства канала Москва-Волга.

В апреле 1939 г. снова принят на работу в проектный отдел Волгостроя в г.Дмитрове , где занимался проектированием Угличской и Рыбинской гидростанций. После начала Великой Отечественной войны получил назначение в 13-е управление по строительству оборонительных рубежей, штаб управления располагался в г.Боровичи, зона действия – вокруг озера Ильмень. За укрепления, построенные на восточном берегу озера Ильмень и реки Волхов был награжден медалью “За трудовое отличие” .

В 1942 г. строители канала Москва-Волга и Главпромстрой НКВД были эвакуированы в Уфу, занимались строительством гидроэлектростанций на реках Урала. Летом 1944 г. после освобождения Карелии в составе правительственной комиссии участвовал в обследовании состояния Беломорканала, по которому два года проходила линия фронта.

Умер от болезни 23 мая 1945 г.

Награды:

  • Награждён значком «Ударник Москваволгостроя»
  • Награжден медалью “За трудовое отличие” за строительство укреплений, на восточном берегу озера Ильмень и реки Волхов.

 

Источники:

    • Информация получена от Елены Антоновой со ссылкой на внука А.А. Прозорова, – Дмитрия Леонидовича Расторгуева.
    • Информация, полученная от внука А.А. Прозорова – Николая Михайловича Прозорова
    • Блог Осипова И.Н. Дело контрреволюционной вредительской организации в системе ирригации и мелиорации 1928-1931 гг. https://osip-in.livejournal.com/6876.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Здравствуйте.
    Могу представить его фотографии, и “расшифровать” все “вопросительные знаки” в статье.

  2. Добрый день, Николай! Всегда рады любой дополнительной информации о строителях канала. Собственно весь проект “Картотека” для того и затеян, чтобы вывести из беспамятства имена и биографии строителей КиМа. В том числе очень рассчитываем на ответные отклики от прямых потомков и людей владеющих этими познаниями о своих родных.
    Связь через почту moskva-volga@lbst.ru или vvr2a@yandex.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя