в память о жертвах Гражданской войны и политических репрессий

Воробьев С.И.
Президент благотворительного фонда им. академика И.П. Павлова
профессор, доктор биологических наук,
член Исполкома общества православных врачей России

Гобгуртское контрреволюционное восстание малоизвестное событие 1920 года в Прикамье в Удмуртии, но аналогичных восстаний в стране Советов было много, когда советская власть ломала старые устои царской до революционной России. В связи с голодом в стране, советская власть создавала так называемые продотряды по изыманию продовольствия. Развернувшаяся по всей стране продразвёрстка дошла и до далёких окраин — до Старых Зятцев – когда-то большого села в Удмуртии, рядом с которым располагалась деревня Гобгурт, где была организована первая в округе партийная организация большевиков. Продотряды большевиков отбирали всё – хлеб и зерно, лошадей и скотину, оставляя людей на голодную смерть. Народ поднялся стихийно, но оружия не было. Недалеко в лесах отходили на восток за Урал разрозненные отряды колчаковских войск, которые и помогли восставшим. Люди отбили своё продовольствие и уничтожили всю партийную организацию большевиков в Гобгурте. Советская власть жестоко покарала восставших, были введены войска и схвачены организаторы и участники контрреволюционного восстания, которые не успели уйти с колчаковскими войсками. К ответственности привлекли свыше 40 человек. Основных участников восстания приговорили от четырёх до десяти лет тюремного заключения, остальных к условному сроку. Большевики назвали это стихийное выступление кулацко-белогвардейским мятежом или Гобгуртским контрреволюционным восстанием.

Несколько лет назад на месте Гобгуртского восстания был установлен памятный обелиск — камень борцам за советскую власть, с высеченными на камне именами погибших. Однако в этом вооружённом политическом конфликте были пострадавшие и погибшие не только из большевицких рядов, но и из рядов восставших. Тюрьмы и концентрационные лагеря, ГУЛАГовские зоны, вот что прошли участники Гобгуртского восстания, многие из которых не вернулись из лагерей. Память о них должна быть также увековечена – это наша история. Пришло время примирения. Мы в неоплаченном долгу перед всеми жертвами гражданской войны и белым и красным.

В преддверии когда наша страна проводила памятные мероприятия, связанные со 100-летием с начала Первой мировой войны 1914-1916 гг., с последующим началом  Гражданской войны 1917-1923 гг., московский «Благотворительный фонд им. академика И.П. Павлова» по благословению известного оптинского старца – схиархимандрита Илия, духовника патриарха Кирилла, воздвиг Памятный православный крест на месте Гобгуртского контрреволюционного восстания с целью примирения и увековечения памяти всех погибших в годы Гражданской войны. 

Осенью прошлого года по инициативе того же благотворительного фонда были установлены Поклонные кресты на месте бывшей 147-ой колонии ГУЛАГ рядом с пос. Лынга и в самом посёлке на месте будущего храма, посвященные памяти погибшим и пострадавшим в нашей стране в годы  политических репрессий. К этим памятным событиям, по приглашению фонда, приезжал всероссийский старец Илий, который посетил Якшур-Бодьинский район и встречался с руководством Удмуртской республики.

Организаторами и участниками Гобгуртского восстания были разные люди: зажиточные хозяйственники и простые крестьяне, бывшие члены земской управы и вернувшиеся с фронта солдаты, также разрозненные части колчаковских войск, отступавших в сторону Прикамья. В их числе был и мой дед —  Воробьев Елизар Прокопьевич, воевавший в Первую мировую войну унтер-офицером в царской армии, а после Октябрьского переворота в 1917-1918 гг. вернувшегося с фронта.

2014г. Освящение митрополитом Викторином Поклонного креста по жертвам Гражданской войны 1917-1923 гг. на месте  Горбутского контрреволюционного восстания в Удмуртии
2014г. Освящение митрополитом Викторином Поклонного креста по жертвам Гражданской войны 1917-1923 гг. на месте  Горбутского контрреволюционного восстания в Удмуртии

В 1933 году в разгар сталинских репрессий дед был осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду» и как «участник Гобгуртского контрреволюционного восстания». В протоколе собрания актива колхоза Горный Лозо-Ворцинского сельсовета, полученного из Центрального государственного архива Удмуртской АССР значится: «Слушали: об уточнении кулацких материалов на Воробьева Елизара Прокопьевича, участника Гобгуртского восстания …». Его арестовали в 1933 году по ст. 58 УК как «врага народа», без суда и следствия «судим во внесудебном порядке» дали 5 лет лагерей. Дед отсидел весь срок в «контрреволюционном лагере» (так значится в архивной справке) — Дмитлаге ОГПУ, где он строил канал Волга-Москва, был освобождён и вернулся, но вынужден был с семьёй уехать из Старо-Зятцинского района на спец-поселение в посёлок Лынга (находившемся в 23 км) где Елизар Прокопьевич, по-видимому, как антисоветчик должен был находиться под постоянным надзором НКВД, тем более, что там находился штаб 147 колонии  ГУЛАГ («Кресты в ГУЛАГе«).

В этом посёлке я и родился в 1955 году. К тому времени 147 колония ГУЛАГ была уже как год законсервирована. Вероятно, в силу своего контрреволюционного прошлого деда не брали на государственную работу, т.к. он был лишён избирательского права, поэтому он занимался на дому – столярничал, делал домашний инвентарь, плёл прекрасные корзины и т.д., но любимым его занятием было пчеловодство, в усадьбе у деда была пасека из 24 ульев. Хорошо помню, как будучи подростком, дед угощал мёдом и рассказывал о свой жизни, как он воевал в Первую мировую войну и был награждён Георгиевским крестом, он много читал – заставлял читать и нас внуков, до сих пор остались его книги и «Роман-газеты».

2013г. Молитва старца Илия о жертвах политических репрессий у Поклонного креста на месте бывшей 147-ой колонии ГУЛАГ в Удмуртии
2013г. Молитва старца Илия о жертвах политических репрессий у Поклонного креста на месте бывшей 147-ой колонии ГУЛАГ в Удмуртии

В соответствии с указом от 16.01.1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий имевших место в период 30-40-х и начало 50-х годов» Елизар Прокопьевич был реабилитирован, не дожив до этой светлой даты 10 лет (скончался 9.12.1979). В 1995 году все члены семьи Воробьева Е.П., в том числе и мой отец Иван Елизарович, были признаны пострадавшими от политических репрессий. Реабилитация коснулось и многих других жертв сталинских репрессий. На соседней улице рядом с нами проживала немецкая семья Крегера Федора Федоровича, который родился в Поволжье. С 1939 по 1942 году Федор Федорович служил в Красной армии, защищал нашу родину от немецко-фашистских захватчиков, а в 1942 году был также репрессирован и сослан на спец-поселение сначала в Нылгинский район Удмуртии, а потом в наш посёлок Лынга. С его детьми, мы деревенские мальчишки постоянно соперничали, кто из нас лучше плавает, бегает, лазит по деревьям и т.д., в этом лесном посёлке  прошло моё детство. Участь семьи Крегера постигла почти всех советских немцев, живших в Поволжье. По приказу Сталина в 1942 году многие из них были репрессированы и отправлены в далёкий тыл на принудительные работы. В нашем посёлке-поселении проживало около 11 немецких семей. Все они находились на учете в комендатуре НКВД, не имели право выезжать даже в соседние деревни.

История посёлка Лынга не очень велика, официальная дата появления посёлка 1932 год, как лесопункта по заготовке древесины. Именно с заготовкой, переработкой древесины связана история возникновения Лынги. Однако, как утверждают местные краеведы в годы Первой мировой войны уже было какое-то поселение, в котором заготавливали древесный уголь для Ижевского и Воткинского оружейных заводов. Поэтому можно с большой вероятностью утверждать, что история посёлка насчитывает более чем столетний временной отрезок. В основе названия посёлка Лынга лежат удмуртские корни «лон», «лын» — что означает низкое место и «га», «ва» — что переводится вода, водный поток, ручей. Таким образом, можно сказать, что Лынга это низинный посёлок у воды. Действительно посёлок стоит на заболоченной низинной местности, по которой протекает небольшая речушка Лынгинка.

2013г. Памятная надпись на срубе Поклонного креста «В память о политзаключенных и военнопленных 147 колонии ГУЛАГ» (фото с сайта Вести. Ижица)
2013г. Памятная надпись на срубе Поклонного креста «В память о политзаключенных и военнопленных 147 колонии ГУЛАГ» (фото с сайта Вести. Ижица)

Во время Великой отечественной войны жители посёлка Лынга принимали активное участие в строительстве стратегически важной железной дороги Ижевск-Балезино, которая проходила через посёлок, разделяя его на две равные половины: зарека (центральная часть) и ж/д станция (западная часть). «Дорога мужества» так её называли впоследствии: именно благодаря трудовому героизму и самоотверженности жителей близлежащих деревень и строителей, ж/д трассу удалось проложить в очень сжатые сроки. Этот небольшой участок дороги, около 100 км полностью проходил по Удмуртии, и был крайне нужен стране, соединив две стратегические ветви: северную и южную, позволил кратчайшим путём доставлять продукцию уральских и прикамских оборонных заводов на фронт. Дорогу начали строить в января 1942 года и закончили в ноябре 1943 года. Учитывая важность этого стратегического участка ж/дороги, по которому можно было без задержек и перегрузок отправлять лес и лесоматериалы фронту, вероятно, была открыта дополнительная мужская зона на 60 заключенных в Лынге, где уже находился штаб 147-ой колонии и состоял из 30 человек. Начальником 147-ой колонии был капитан внутренних войск Коренюк.

Самым тяжелым участком дороги считался небольшой, но очень пересечённый Кекоранский участок, расположенный в нескольких километрах от Лынги, на котором работали лынгинцы. Возрастной состав, который в настоящее время был официально опубликован к 70-летию запуска дороги, поражает. Вдумайтесь в эти цифры и поймёте на чьих костях был преодолён самый трудный Кекоранский участок, где одновременно трудились не менее 5 тыс. человек в возрасте: 18-20 лет – 852 чел.; 16-18 лет – 670 чел.; 14-16 лет – 1306 чел.; 12-14 лет – 660 чел.; 10-12 лет – 54 чел. Всего руками женщин, стариков и детей было перелопачено, как указано в издании «Дорога мужества» под ред. А.А.Лапшина, 3 млн. кубометров земли.

Все мероприятия по установке Поклонных крестов в Гобгурте, Лынге и на месте бывшей 147-ой колонии ГУЛАГ осуществлялись Благотворительным фондом имени академика И.П. Павлова. Фонд был создан православными учеными по старческому благословению в 2005 году в Москве. Основными задачами фонда является культурно-просветительская и духовно-нравственная деятельность по объединению усилий светской и духовной власти на создание духовно сильного и нравственно здорового общества, возрождению традиций верного служения Отечеству, укреплению нравственных устоев традиционных духовных ценностей, воссозданию и реставрации памятников российской истории, науки, культуры и православия. По инициативе и участию фонда были осуществлены многие благотворительные мероприятия.


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД
им. академика И.П.ПАВЛОВА

г. Москва
тел. (965) 121-63-03
E-mail:9651216303@mail.ru

Благотворительный фонд им. академика И.П.Павлова, занимающийся воссозданием и реставрацией памятников российской истории, науки, культуры и православия, по благословению известного оптинского старца — схиархимандрита Илия, духовника Святейшего Патриарха Кирилла строит храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в посёлке Лынга Як-Бодьинского района Удмуртии рядом с бывшей 147-ой колонией ГУЛАГ в память о жертвах политических репрессий.

Бывшая 147 колония ГУЛАГ была открыта в 1942 году для людей, совершивших нарушения и проступки, также осужденных по статье 58 и 59 УК РСФСР – «враги народа». Колония находилась на севере Удмуртии рядом с лесозаготовительным посёлком-поселением Лынга, в таёжных лесах в 100 км от границы с Пермским  краем. Рядом проходили Старо-Сибирский тракт на восток и тракт Ижевск-Игра на север. Через посёлок проходила на север железная дорога — однопутка Ижевск-Балезино, построенная в 1943г. и соединяющая северную и южную стратегические железные дороги.

Необходимо отметить, что малоизвестное Гобгуртское контрреволюционное восстание в Удмуртии в 1920 году проходило рядом — в нескольких десятков километров от того места, где в дальнейшем откроют посёлок-поселение Лынгу и 147 колонию ГУЛАГ. В этом вооружённом политическом конфликте были пострадавшие и погибшие не только из большевицких рядов, но и из рядов восставших – «кулацко-белогвардейских». Тюрьмы и концентрационные лагеря, ГУЛАГовские зоны, вот что прошли участники Гобгуртского восстания, многие из которых не вернулись из лагерей. Память о них должна быть также увековечена – это наша история.

В 147-ой колонии умерло от голода и болезней более 800 советских заключённых только по официальным данным. В годы войны большую группу осуждённых перевели из других лагерей ГУЛАГа, которые находились в Карелии. В колонии отбывали наказания личности, в своё время хорошо известные, например, бывший главный режиссер Одесского театра, управляющий Донбасским угольным бассейном, также были бывшие директора заводов, строек, комбинатов. Интересен тот факт, что в колонии находился известный скульптор, который разрабатывал и устанавливал рубиновые звёзды на башнях Московского кремля. Достаточно много было осуждённых из творческой интеллигенции по политическим статьям – это врачи, учителя, инженеры, художники и музыканты.

В марте 1946 года в 147 колонии была массовая амнистия политзаключенных. В освободившуюся зону привезли немецких военнопленных около 200 человек. Режим работы и распорядок дня для немцев был такой же, как и для наших заключенных. Они также заготавливали лес, занимались разгрузкой и погрузкой шпал для строительства железной дороги. Примерно через год в 1947 г. немцев отправили в Германию, однако не все вернулись на родину, многие погибли от болезней и морозов в этом лесном Прикамском крае. В 1954 году колония была законсервирована, после чего в ней открыли обычный лесопункт по заготовке древесины, который в 1965 году был ликвидирован. Поиски документов и материалов краеведами по 147 колонии ни к чему не привели, как сказал один из высокопоставленных начальников КГБ, все документы были уничтожены.  

Однако, в 1985 году немецкое правительство нашло место, где отбывали заключение немецкие военнопленные и поставила два памятника своим соотечественникам в пос. Лынга, на которых написано на немецком и русском языках: «Здесь покоятся военнопленные — жертвы второй мировой войны». Для нас россиян это было удивительно, что Германия не забыла своих погибших военнопленных, оставшихся навечно в нашем крае. Однако для увековечивания памяти нашим соотечественникам, к сожалению, мы не смогли так быстро преодолеть бюрократические и иные препоны. Жители посёлка Лынга, краеведы, неоднократно обращались к местным властям для установки хотя бы памятной доски о советских политзаключенных, погибших в годы репрессий на территории малоизвестной 147-ой колонии, но всё безрезультатно. Германия смогла найти место заточения своих соотечественников, получить разрешение на установку памятников и поставить их, и как не парадоксально — в юбилейный для нашей страны год – 1985 (40-летие победы СССР в Великой отечественной войне).

Нам же гражданам России, увековечить память своим политзаключенным удалось лишь только в 2013г, когда Благотворительный фонд им. академика И.П. Павлова пригласил схиархимандрита Илия посетить это историческое место и поставить два памятных креста на месте где располагался штаб колонии и её зона. В 2014 году, по благословению старца Илия, мы начали строительства православного храма рядом с бывшей колонией.

Но, тем не менее, необходима поддержка. Наверняка сохранились какие-то документы, возможно, имена политзаключенных, отбывавших сроки в 147-ой колонии в Удмуртии, для того чтобы в дальнейшем поминать их в нашем строящемся храме. Хотелось бы в дальнейшем открыть небольшой мемориальный комплекс на месте этих событий.

Надеемся, что наше обращение поможет нам осуществить задуманное, восстановить справедливость и оставить память о тех страшных событиях нашим потомкам. Мы в неоплаченном долгу перед всеми жертвами политических репрессий.

С уважением,
уроженец посёлка-поселения Лынга, внук репрессированного по 58 ст.
Президент благотворительного фонда,
профессор, доктор биологических наук,
лауреат Правительственной премии РФ,
член Исполкома общества православных врачей РФ,
С.И. Воробьев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя