Домой Картотека Власова Матрона Григорьевна (инокиня Матрона)

Власова Матрона Григорьевна (инокиня Матрона)

52
Фамилия: Власова
Имя: Матрона
Отчество: Григорьевна
Дата рождения: 6 ноября 1889
Дата смерти: 7 ноября 1963
Статус во время работы на строительстве канала: заключённый

 

Родилась 6/18 ноября 1889г. с.Пузо (Суворово) Ардатовского уезда Нижегородской губ., в крестьянской семье. Шести лет она осталась сиротой и была отдана в 1895 году на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. Матрона Власова закончила в ней три класса. У отроковицы обнаружились способности к рисованию и она поступила на обучение к живописцам, а потом живопись стала ее послушанием.

В обители Матрона была иконописцем и прожила до самого ее закрытия в 1927г. После 1918г. монастырь существовал под видом трудовой артели. В 1927г. обитель была окончательно ликвидирована.

В 1928г. инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами — Марией Степаковой-Сергеевой, Еленой Жаворонковой и Анной Артемовой поселилась в с.Кузятове (Нижегородская (Горьковская) о., Ардатовский р.). Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели тихую и мирную жизнь, но и это вызывало недовольство местной власти.

В характеристике, данной инокине Матроне председателем местного сельсовета, о ней говорится: “Живет не на трудовые фонды, занимается службой в церкви, лечением больных, систематически идет против советской власти. Совместно с другими подругами-монашенками распространяет провокационные слухи о скором падении советской власти, голоде и т.д.”

19 апреля 1933г. инокиня Матрона была арестована вместе с проживавшими вместе с ней дивеевскими сестрами.

21 мая 1933 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР обвинена в “антисоветской агитации, распространении провокационных слухов” и приговорена по ст.58–10,58–11 УК РСФСР к 3 годам концлагерей и отправлена в Дмитровский ИТЛ.

Из обвинения:
“Имея классовую ненависть к Советской власти, в организационном порядке систематически вели антисоветскую агитацию, направленную к срыву колхозно-политических кампаний, распространяли провокационные слухи о войне, голоде и падении существующего строя”.
В папках следственных уголовных дел матушек хранятся “вещественные доказательства”: бумажные иконки, фотографии блаженных и стихи — свидетельства “антисоветской пропаганды”.

После отбытия срока заключения в 1936 году инокиня Матрона поселилась в селе Веригино Арзамасского района Горьковской обл. Она устроилась при церкви и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. Также жила на то, что ей подавали за чтение псалтири по усопшим.

Правление колхоза села Веригино дало инокине Матроне такую характеристику: “…Вела агитацию за религию… о том, что можно свободно проводить всякие религиозные обряды, несмотря на срыв работы в колхозе таковыми, занималась агитацией против колхоза, с оставшимися единомышленниками указывала, что нужно терпеть, как мученики, но не входить в колхоз”.

10 ноября 1937 года была арестована Арзамасским РО УНКВД в составе группы 39 человек священнослужителей и мирян Арзамасского района, арестованных в период с 31 октября  1937г. по 10 ноября 1937г.

В день ареста в Арзамасском РО НКВД инокиню Матрону вызвали на допрос, где обвинили в принадлежности к “контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно- террористической организации”.

Она отвечала: “Виновной я себя не признаю”. На этом допрос закончился. По этому делу было осуждено 39 человек, в их числе священники и миряне церкви села Веригино и церквей близлежащих сел, относящихся к Скорятинскому сельсовету. Все они были признаны виновными. Тринадцать человек из них были приговорены к расстрелу, а остальные, в их числе и инокиня Матрона, — к заключению в исправительно-трудовом лагере.

19 ноября 1937 года осуждена тройкой при УНКВД СССР по Горьковской обл. по обвинению “участница к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации, занимающейся а/с деятельностью” по статьям ст.19–58–2,58–7,58–8,58–10,58–11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ.

Через полгода заключения в Горьковской тюрьме инокине Матроне объявили, что она приговорена к десяти годам ИТЛ. Ее этапировали в Казахстан, в Карагандинский лагерь (Карлаг).

В Карлаге работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. Срок наказания она отбыла полностью. Была освобождена 10 ноября 1947г.

Поселилась матушка в селе Выездном близ Арзамаса. Здесь была действующая церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери — одна из немногих, сохранившихся в округе, и при ней нашли пристанище некоторые дивеевские сестры.
Главным занятием инокини Матроны по-прежнему было служение в церкви. Зарабатывала на жизнь она тем, что частным образом на дому выполняла разные мелкие работы: вязала платки, чулки, варежки.
Три года спустя инокиня Матрона направила Наркому внутренних дел заявление с просьбой о пересмотре ее дела и освобождении, на которое не получила ответа. Она писала: “За что меня судили и наказали так строго? За то, что я работала сторожем-уборщицей в церкви, я думаю, что за это карать не могут”.

19 октября 1949 года арестована.

4 марта 1950 года осуждена Особым Совещанием при НКВД СССР по обвинению “участница к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации, занимающейся а/с деятельностью” по статьям ст.58–10 ч.1, 58–11 УК РСФСР на ссылку на поселение в Джамбульскую область Казахстана.

На этот раз она обвинялась в основном по материалам старого дела 1937 года, по которому уже отбыла десятилетний срок наказания. Было заведено новое уголовное дело, последовали многочисленные допросы, длящиеся по два-три часа.
Инокиню Матрону обвинили в проведении “вражеской работы”, настаивали на ее участии в “контрреволюционной организации церковников села Веригино”. Особенно настойчиво от нее требовали признания своей виновности, якобы подтверждаемой многими “свидетельствами соучастников”, пытались заставить оговорить священника церкви села Веригино о.Иоанна Царевского, назвать “соучастников”. Усилия следователей ни к чему не привели. Виновной себя она не признала, никого не оговорила.
Из следственного дела:
“Лиц, скомпрометированных показаниями Власовой М.Г., в следственном деле не имеется”.

Тем не менее, помощник областного прокурора вынес заключение: “Виновна”.

4 марта 1950г. инокиня Матрона была приговорена к ссылке на поселение. Матушку выслали в с.Каменка Луговского района Джамбульской обл. Казахской ССР.

В течении следствия с 19 октября 1949 года по 1 апреля 1950 года содержалась в Горьковской тюрьме.

В 1954г. брат Матроны Андрей Григорьевич Власов написал ходатайство о помиловании своей сестры в Президиум Верховного Совета РСФСР. Он просил разрешить Матроне Григорьевне переехать к нему в село Пузо. 9 октября 1954г. она была освобождена.

Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата Андрея в родном селе Пузо (Суворово). Брат сделал для нее келью в деревянной пристройке к своему дому. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм в селе был закрыт, и службы дивеевскими сестрами, проживавшими в селе, совершались по ночам, несмотря на многие запрещения и преследования. Мать Матрона, чем могла, помогала семье брата по дому: присматривала за детьми, вязала платки. Родные вспоминали, что она умела искусно писать иконы.

Скончалась 7 ноября 1963 года.

Её похоронили слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских.

6 октября 2001 года решением Священного Синода была причислена к лику святых. Мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены 5 сентября 2007 года, после чего были положены в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины Серафимо-Дивеевского монастыря.

Источники:

  1. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
  2. Древо – открытая православная энциклопедия

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя