Фамилия: | Василенко | |
Имя: | П. | |
Отчество: | ||
Дата рождения: | неизвестно | |
Дата смерти: | неизвестно | |
Статус во время работы на строительстве канала: |
инженер |
Волжский узел. Сооружения Волжского узла являются головными сооружениями канала. От них начинается канал. Они создают подпор, необходимый для образования водохранилища. Это водохранилище удачно названное «Московским морем», явится аккумулятором, питающим весь канал и столицу водой. В волжский узел входит ряд сооружений. Бетонная плотина, подняв уровень Волги на 18 метров, дает возможность пропускать в период весенних вод излишки воды. Песчаная дамба длиной 9,5 километров пересекает пойму Волги и является чисто подпорным сооружением. Высота этой дамбы от 2 до 10 метров. Земляная плотина преградила старое русло Волги. Шлюз №1 по напору воду является самым большим на канале. В бетонной коробке шлюза уровень воды будет подниматься до 18 метров. Перед шлюзом с помощью дамбы образуется аванпорт- водная акватория площадью в 40 квадратных га. Аванпорт будет служить для остановки судов перед шлюзованием, для составления караванов. В аванпорте будут укрываться суда во время «штормов», которые могут быть достаточно большими в Иваньковском водохранилище. Водяная площадь этого водохранилища равняется 325 квадратным километрам. Объем воды – около 1.200.000 кубометров. Водный путь по нему дойдет до города Калинина. Схема сооружений Волжского узла запроектирована чрезвычайно интересно и несколько необычно. В частности, здесь была предусмотрена постройка бетонной плотины на сухом берегу. Такая бетонная плотина встречается в практике гидростроительства весьма редко, и у нас в Союзе подобных плотин еще нет. Бетонная плотина основана на мягких грунтах, что является вторым примером в мировой практике гидростроительства. Впервые на таких же мягких грунтах была построена Свирская плотина. В СССР был специально разработан тип плотины на таких грунтах – тип тяжелой бетонной, распластанной плотины. Геологические условия на Волге несколько лучше, чем на Свири. Однако следует принять во внимание, что расчетный напор волжской плотины в полтора раза больше. Волжская плотина имеет некоторые особенности в щитовых отверстиях и затворах. В частности, здесь применен несколько необычный тип донных отверстий, необходимый для пропуска воды во время строительства. Кроме того, назначение щитов донных отверстий состоит в том, чтобы пропускать в особенно полноводные паводки излишки весенних вод. Над донными щитами в плотине устроены верхние рабочие щиты, которые пропускают воду в обычное время. Рядом с бетонной плотиной построена гидростанция мощностью в 30.000 киловатт с двумя турбинами. Она является единственной в СССР гидростанцией открытого типа. При гидростанции открытого типа нет надобности сооружать огромную высокую надстройку машинного зала, где помещается и работает мостовой кран для монтажа турбин и другого оборудования. Этого зала и мостового крана на Иваньковской гидростанции нет. Монтаж и демонтаж производятся здесь с помощью портального крана, который предназначен для подъема и опускания щитов бетонной плотины. Здание гидростанции не возвышается над бетонной плотиной. Оно чрезвычайно удачно вяжется с самой плотиной. Эта система сооружения гидростанции сэкономила государству около 2 миллионов рублей. При строительстве Волжской плотины большое внимание уделялось ее архитектуре. Совместно с гидростанцией она будет представлять красивый ансамбль, единое архитектурное целое, простое и в то же время величественное и монументальное. Песчаная плотина, закрывшая старое русло Волги, является намывной плотиной. Путем намыва гидромеханизмами в течение трех с половиной месяцев удалось воздвигнуть земляную насыпь объемом около 500 тысяч кубов. Плотина чисто песчаная, нз речного перемытого песка поймы Волги. Песок добывался на расстоянии полутора километров от места укладки и перегонялся по трубам. Вдоль от берега к берегу в песчаную плотину забит металлический шпунт. Песчаная плотина имеет в высоту 23 метра. Сооружение такой плотины гидравлическим путем осуществляется в СССР впервые. При ее сооружении общепринятыми методами – насыпью потребовалось бы не менее двух лет. Шлюз, расположенный на месте деревне Иваньково, ныне перенесенной на 5 километров ниже Волжского узла, является уникальным по таким показателям, как напор воды и объем бетона. Этот шлюз – наибольший на всем канале Москва-Волга. Верхний затвор шлюза, как и на всех шлюзах канала представляет собой новость в практике мирового шлюзования. Вместо обычных двухстворчатых полотен здесь сделан секторный затвор, опускающий в момент прохождения судов на дно в нишу порога. Для пропуска шоссейной дороги под верхней головой шлюза устроен тоннель. Он красиво архитектурно обработан и представляет собой очень простое и оригинальное решение вопроса, связанного с устройством шоссейной дороги. Иначе пришлось бы через голову шлюза устроить разводной мост или искать других сложных выходов. Общий объем работ на Волжском узле составляет по земляной выемке и насыпи 17 миллионов кубов, по укладке бетона 600 тысяч кубов. Вся эта работа выполнена в три года. Как видно из краткого описания, Волжский узел представляет комплекс сооружений, грандиозных не только по своему объему. Во многом они являются новым вкладом в практику гидротехнического строительства. Опыт строительства канала Москва-Волга и в частности Волжского узла заслуживает всестороннего изучения. На основе этого опыта мы будем двигать вперед дело советской гидротехнике. Инженер П. Василенко. Источник: Архив М.И.Буланова |