Журнал “Строительство Москвы”, январь 1932 №1, с.14-18

Начальник строительства канала Москва-Волга П.Бовин

Потребление воды в Москве за годы революции увеличивалось неимоверно быстро, обгоняя все проектные предположения. В этом росте нашли отражения и рост промышленности Москвы, и рост благосостояния трудящихся, и систематическая работа Моссовета над ликвидацией последствий купеческого ведения городского хозяйства. За годы революции водопроводная сеть расширялась почти исключительно на рабочих окраинах, и таким образом уничтожена неравномерность распределения коммунальных услуг между различными районами Москвы.

Но несмотря на огромные достижения Московского совета, несмотря на удвоение норм потребления воды по сравнению с довоенным временем, потребление в Москве (128 л. на человека) стоит ниже лондонского и берлинского (200 литров на человека).

Постановление июньского пленума ЦК ВКП(б) обязывает Моссовет довести душевое потребление воды до 250 литров в сутки уже к 1935 г.

Для выполнения этой директивы придется работать в двух направлениях. Во-первых, потребуется расширение водопроводной и канализационной сети, которая в настоящий момент охватывает только 40,2 проц. всех строений в Москве и увеличение мощности накачивающих станций в Рублеве.

КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ РАЗРЕШИТЬ ЗАДАЧУ ОБВОДНЕНИЯ МОСКВЫ-РЕКИ

Одновременно нам придется работать и над созданием новых водных ресурсов для Москвы.

В настоящий момент основным источником водоснабжения столицы является бассейн Москва-реки, из которого берется 30 – 33 млн. ведер е сутки, т. е. ровно половина ее среднесуточного дебета. Вторая половина дебета расходуется на нужды судоходства. Игнорировать интересы судоходства мы конечно не можем. Еще до войны бассейн Москва-реки перерабатывал свыше миллиона тонн грузов. В настоящее время грузооборот ее дошел до 1 200 000 т, дальнейшие перспективы судоходства по Москва-реке буквально необозримы. Перевозки дешевых местных строительных материалов и массовых грузов с Волги должны в большей своей части совершать по реке. Этого требует напряженное состояние ж.-д. транспорта.

Известно также, что перевозки по реке значительно дешевле (в большинстве случаев в 4 раза) ж.-д. перевозок. Ясно диктуется необходимость УЛУЧШЕНИЯ судоходства по Москва-реке; но тогда усиление забора воды из Москва-реки не может иметь места, так как при увеличении расхода воды из реки на нужды водоснабжения ухудшится режим реки, понизятся глубины и в конце-концов уничтожится возможность судоходства.

Вот почему июньский пленум ЦК ВКП(б) по докладу т. Кагановича о социалистической реконструкции городов, в отношении водоснабжения Москвы, принял решение: «Несмотря на имеющиеся достижения в расширении водопроводной сети, проводимые до настоящего времени мероприятия не разрешают кардинально всей проблемы обеспечения Москвы водой. Нынешнее состояние Москвареки с ее крайне ограниченными водными ресурсами создает уже в ближайшее пятилетие угрозу как для водоснабжения Москвы, так и в особенности для судоходства. На ряду с производимыми текущими мероприятиями, обеспечивающими расширение водоснабжения на ближайшие два года, ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москва-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».

Для осуществления этой цели по постановлению СНК СССР Моссоветом в октябре месяце организовано Управление строительства канала Москва – Волга.

230 КМ ИЛИ 138 КМ? САМОТЕК ИЛИ ШЛЮЗЫ?

Соединение Верхней Волги с Москва-рекой намечается не в первый раз. В начале XIX столетия велись работы по соединению Волги с Москвой в течение 14 лет, с 1825 – 1844 гг. За это время был построен канал, соединяющий реки Сестру и Истру длиной 8 верст. Эти реки были спрямлены, было устроено водохранилище в 450 000 куб саж. шлюз. Соединение это, преследуя запасных вод и был построен 41 исключительно лишь судоходные цели, конечно не могло выдержать конкуренции железных дорог. Система была заброшена, так как она была рассчитана на пропуск мелких судов с бичевой и конной тягой, в то время как к концу ее строительства на Волге уже появились пароходы.

В настоящее время намечается это соединение конечно в ином масштабе и по другой трассе и при том не только для цепей судоходства, но и для нужд водоснабжения. По первому варианту соединения намечается сброс воды Волги в канал от деревни Родня на Волге выше города Старицы, с направлением его на Клин и далее через водораздел 2 бассейнов Волги и Москва-реки к реке Истра.

Второй вариант намечает соединение от устья реки Шоши через тот же водораздел на реку Истру.

Разница этих вариантов заключается в том, что в первом случае вода идет по каналу по принципу естественного стока, во втором вода накачивается специальными насосами на водораздел и уже оттуда спускается самотеком в реку Истру.

Для осуществления соединения по первому варианту потребуется вблизи города Старицы построить плотину. Эта плотина задержит воды Волги и образует водохранилище с полезным запасом воды в 1 250 млн. кубометров. Для того чтобы воды Волги спускались к Москве по принципу естественного стока, высота их на Волге должна быть выше всех тех точек, через которые должен пройти канал на пути к Москве. Расчеты показывают, что вода у Старицы должна для этой цели быть поднята до 167 м над уровнем моря; но для того чтобы иметь этот подъем и при неблагоприятных гидрологических условиях, придется подъем воды у Старицы повысить до отметки 175 м. над уровнем моря. Вместе с тем, подымая воду до отметки 175 м мы накапливаем запасы ее, достаточные не только для того чтобы питать водой канал, но и для того, чтобы в навигационный период пропускать воду на Тверь и Рыбинск опять-таки в размерах, достаточных не только для поддержания судоходства в его настоящем виде, но и достаточном для некоторого улучшения его. Сам канал по этому варианту начинается головным сооружением, предназначенным для регулирования питания канала водой. Головное сооружение представляет собой систему щитов, открываемых и закрываемых с таким расчетом, чтобы в канал поступали непрерывно ровно 45 м3 воды в секунду. Извилины канала (см. чертеж) на путях к Москве обусловлены стремлением найти трассу его с наименьшим количеством земляных работ. Приближаясь к Москве, канал смыкается с рекой Истрой, на которой в свою очередь строится плотина, образующая Истринское водохранилище объемом 420 млн. м3.

Как видно на чертеже, намечаются два варианта подхода канала к Москве. По одному варианту канал проходит ЧЕРЕЗ Истринское водохранилище и выходит в Москва-реку у села Тушина.

По другому варианту канал проходит МИМО Истринского водохранилища, сохраняя соединение с Москва-рекой у Тушина, далее огибает Москву с северо-восточной стороны и соединяется с Москва-рекой вторично у села Печатникова вблизи Сукина болота, на котором предполагается устройство главного бассейна московского порта.

Возможность транзитного судоходства по каналу обеспечивается устройством шлюзов. Для пропуска судов с Волги от Рыбинска и Тьеры через Старинное водохранилище и обратно у Волжской плотины намечается сооружение шлюза, так как разница уровня воды в водохранилище и на Волге ниже Старицы будет равна 36,4 м. Из Старицкого водохранилища суда входят в канал также посредством устроенного здесь шлюза; разница горизонтов в водохранилище и в канале будет равна 8 м. Далее, шлюзы сооружаются у села Тушина и Печатникова при соединении канала с Москва-рекой в районе Москвы (см. чертеж).

По второму варианту соединения Волги с Москва-рекой канал начинается несколько выше устья реки Шоши, впадающей в р. Волгу ниже Твери, и направляется вдоль Октябрьской ж. д. к Клину и далее через тот же водораздел по трассе, совпадающей с направлением первого варианта.

Разнится второй вариант от первого главным образом тем, что по нем вода от р. Шоши подается в Москва-реку не естественным стоком по каналу, как она идет от д. Родни, а путем механического накачивания воды в канал. А накачивать воду надо вследствие того, что канал должен пройти через водораздел, высшая точка которого равна 195,1 м над уровнем моря, в то время как уровень воды Волги у устья Шоши 113,6 -114 м. Для преодоления высокого водораздела этот вариант предусматривает устройство по каналу 10 шлюзов и 5 насосных станций.

Преимущество этого варианта перед первым самотечным заключается в том, что он короче. Длина канала по первому варианту 230 км, а по второму варианту – 138 км. Но его решающий недостаток тот, что он дороже в эксплоатации.

ЭСКИЗНЫЕ ПРОЕКТЫ УЖЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ

Кроме работ по проектированию соединения Волги с Москва-рекой, производится и проектирование и московского порта. Работы по московскому порту ввиду необходимости тщательной увязки проекта порта с промышленным, городским и ж.-д. строительством требуют много времени и ограничиваются пока изыскательскими и проектными работами.

Что же касается схематического проектирования канала и всех сооружений, связанных с этим строительством, то первоначальные проектные работы закончены полностью и сейчас осталось только подсчитать стоимость работы по осуществлению соединения Волги с Москва-рекой.

Подсчет стоимости работ составляет весьма сложную часть задачи проектирования, так как здесь почти невозможно пользоваться укрупненными показателями или измерителями. Если подсчеты стоимости работ по сооружению плотин, электрических станций и других сооружений облегчены уже имеющимся опытом как внутренним, так и зарубежным, то расчеты земляных работ (выемки, насыпи и т. д.) должны учитывать конкретные особенности почвы, рельеф местности и пр. на очень большом протяжении в 230 км. Здесь необходимо проведение изыскательских работ в наиболее ответственных участках канала, необходима проверка карт, необходимо совершение действий, требующих времени. Но все же и подсчеты стоимости Земляных работ близятся к концу.

ПЛОТИНУ НА ИСТРЕ – В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Строительство канала в лучшем случае будет закончено в 1935/36 г. Но водоснабжение Москвы находится в состоянии, не позволяющем ожидать окончания строительства канала и требует принятия мер по увеличению водных ресурсов Москва-реки уже в 1933/34 г. Выше уже было сказано, что в проекте канала намечается сооружение плотины на реке Истре. Если эта плотина будет построена раньше канала, то она создаст водохранилище, питаемое водами реки Истры, достаточное для удвоения потребления воды в Москве. Поэтому естественно, что строительство Истринской плотины является первоочередной задачей в ближайшее время, как мера обеспечивающая снабжение Москвы водой до подачи ее по каналу. Одновременно сооружение Истринской плотины составляет важную часть работ по строительству самого канала.

Строительство Истринской плотины находилось до января 1932 г. в ведении треста «Водоканализация». Ныне оно передано Управлению строительством канала Волга – Москва.

1932 Г, – ПОД РАЗВЕРНУТОЙ ПОДГОТОВКИ

По контрольным цифрам на 1932 год, на строительство канала отпущено 28 млн. p., которые предполагается израсходовать следующим образом: на строительство рабочих городков – 3 460 тыс. руб., на подсобные предприятия – 2 млн. руб., на шоссе и ж.-д. пути-4 300 тыс. руб., на связь – 470 тыс. руб., на основное оборудование – 3 млн. руб., на изыскания и проекты – 4 500 тыс. руб., на Истринское строительство – 7 млн. руб. (ориентировочно).

Приведенное распределение средств, отпускаемых строительству, сложилось на основании тщательного изучения опыта наших больших строек и на основании учета требований, выдвигаемых 6 условиями т. Сталина. Тщательная подготовка рабочих проектов и чертежей, своевременное создание надлежащих жилищных условий для рабочих и техперсонала, создание транспорта на территории стройки служат реальной гарантией быстрого развертывания работ по строительству в будущем году.

НЕОСЛАБНОГО ВНИМАНИЯ И ПОМОЩИ ТРЕБУЕТ КАНАЛ

Работники строительства сознают всю ответственность, которая падает на них, и отчетливо представляют себе все трудности осуществления величайшего в мире сооружения. По своему протяжению канал Волга – Москва – самый большой в мире: Панамский канал в три раза и Суэцкий почти в два с половиной раза короче намечаемого соединения. По объему земляных работ канал Волга – Москва стоит на втором месте после Панамского канала, где было разработано 165 млн. м3 земли, в то время как по схематическому проекту объем земляных работ по каналу Волга – Москва равен 150 млн. м3.

По срокам выполнения канал Волга – Москва выдвигается на первое место в мире: Панамский канал осуществлялся с перерывами 30 лет, Суэцкий – 11 лет, Кильский – 14 лет, канал Волга – Москва должен быть осуществлен в 1936 г.

Нечего и напоминать, что такое грандиозное строительство может быть доведено до конца только при том условии, что оно будет поддержано всей московской общественностью, всеми московскими организациями и будет стоять в центре неослабного внимания широких масс трудящихся всего Союза.

Запросы строительства велики и неотложны уже сейчас. В 1932 г. строительство должно произвести предварительные изыскания по трассе канала, произвести многочисленные бурения на протяжении 230 км, построить жилища, пути сообщения и наполовину реализовать строительство Истринской плотины, значение которой для московского водоснабжения нельзя преувеличить. Для всего этого московские и союзные организации должны будут найти достаточное количество инженеров, рабочих и материальных ресурсов и передать их строительству канала.

Уже с самого начала работ по сооружению канала достаточное количество механического оборудования, его состояние, его качество, его комплектность играют решающую роль. Московская машиностроительная промышленность должна взять на себя шефство над оборудованием канала.

Снабженческие организации должны знать, что любое, хотя бы и самое незначительное невыполнение их обязательств перед строительством тягчайшим образом будет отражаться на темпах строительства.

Необходимо поставить строительство в такое положение, при котором все запросы строительства находили бы везде живейший отклик и выполнялись быстрейшими темпами.

Но для того, чтобы добиться такого положения, необходима энергичная и широкая популяризация идеи канала.

Необходимо систематическое разъяснение значения канала во всей системе работ по социалистической реконструкции Москвы. Информация о канапе и пропаганда канала должны показать строительство канала, как узловой пункт и важнейшую часть этой реконструкции. Разъяснительная работа в массах о значении канала должна привести к тому, чтобы каждый московский пролетарий знал, что если не будет канала, то он останется и без воды. А недостаток воды для большого города равносилен недостатку воздуха.

И когда на борьбу за канал будут подняты все трудящиеся Москвы, когда каждый рабочий, техник, инженер будет считать строительство канала своим делом, то при помощи московской общественности и под руководством Московского комитета партии участники строительства канала смогут пустить и пустят волжскую воду в Москва-реку в 1936 г.

Источник – Электронекрасовка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя