Пытаясь в очередной раз навести порядок в коллекции фотографий Канала Москва-Волга, создал отдельную папку «Вожди на стройке» и начал сбрасывать в неё соответствующие фото. Затем занялся изучением содержимого. И заметил много интересного и забавного. Как ни странно, фотографий подобного типа у меня оказалось немного. Подавляющее большинство было связано с 22 апреля 1937 года. В этот день Сталин со свитой, состоящей из Молотова, Ворошилова и заменившего Ягоду Ежова посетили Икшинский и Центральный районы строительства Канала. Это был третий визит Сталина на строительство Канала Москва-Волга. В первый приезд 4 июня 1934 года вождь всех народов с Кагановичем, Ворошиловым, Куйбышевым и Ягодой посетил шлюзы №7 и №8, Химкинскую плотину и Глубокую выемку. Во второй, 14 июня 1936 года, в сопровождении тех же Когановича и Ягоды, а так же Орджоникидзе – Перервинский шлюз. С точки зрения советской пропаганды событие выдалось значимым, средства массовой информации всех сортов освещала его со всех сторон. Корреспонденты, фотографы, киношники, а затем и ретушёры. Писали, фотографировали, снимали и полировали до блеска знаменательное событие. Ещё бы – строительство Канала подходит к концу, приближается время раздачи пряников. Одной из парадных фотографий посещения стала аляповатая работа ретушёра: Свита на заднем плане полностью затёрта. Вместо неё воткнут объект, полностью разграфлённый строительными лесами. Есть впечатление, что объект взят с другого фото – как-то он неестественно вписан в сюжет. С вождями дозволено остаться только начальнику строительства Берману, гражданину слева. Но и Берману досталось – в плечах ужали, голову скорее всего приделали с другого снимка. Что бы фотографию поместить на обратную сторону обложки журнала, ретушёр превратился в хренового художника и пририсовал пару облаков, чтобы хоть чем-то прикрыть пустоту. Автор фото неизвестен. И слава Богу. Из авторской работы получился дешёвый лубок. Фото мне встречалось в двух изданиях в качестве «заглавных» – путеводителе по Каналу Льва Кассиля (да-да, вы верно вспомнили, «Кондуит и Швамбрания») и в журнале для англоговорящих USSR under construction. На экспорт – самое лучшее. Гораздо лучше выглядит снимок непрофессионального фотографа. Начальник охраны Сталина Николай Сидорович Власик тоже приобщился к фотожурналистике, запечатлев вождей на строительстве. Не думаю, что он собирался подработать на стороне, но центральный печатный орган партии газета «Правда» опубликовал его фото на следующий день: О ретушёрах. Славно поработали. Все второстепенные персонажи сделаны как бы не в фокусе. Как будто не хватило глубины резкости. Молотов на снимке стоит от фотографа дальше крайнего левого и крайнего правого персонажей и по закону оптики должен быть также не в фокусе. Но он чёток и узнаваем наряду с остальными вождями. Та же «Правда» в качестве сопровождения фотографии опубликовала заметку: ТОВАРИЩИ СТАЛИН, МОЛОТОВ, ВОРОШИЛОВ и ЕЖОВ НА КАНАЛЕ ВОЛГА-МОСКВА. ДМИТРОВ, 22 апреля. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня во второй половине дня канал Волга — Москва посетили товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов. Осмотр канала товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов начали с большой земляной плотины № 22, преградившей путь реке Икше, которая образовала здесь судоходное водохранилище. В этом огромном озере к открытию канала будет 14,5 миллиона кубических метров воды. Из Икшинского района строительства товарищ Сталин, руководители партии и правительства отправились во Влахернскую — на четвертый шлюз, расположенный в 68 километрах от Волги. С четвертого шлюза они выехали в Яхрому. Машины проследовали под новым железнодорожным мостом над каналом между станциями Яхрома и Влахернская. По сравнению со старым, вблизи расположенным мостом — это сооружение огромно. По пути они видели красиво архитектурно оформленный водосброс, у подножья которого скоро забьют фонтаны. В Яхроме товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов ознакомились с третьим шлюзом канала. В их присутствии был приподнят сегментный затвор в верхней голове шлюза, и вода стремительно хлынула в огромную железо-бетонную камеру. Камера стала быстро наполняться. По мостику нижних двустворчатых ворот шлюза товарищ Сталин, руководители партии и правительства прошли на отводный несудоходный канал, по которому волжская вода мощными пропеллерными насосами будет перекачиваться на следующую водную ступень канала. Здесь же были осмотрены машинный зал насосной станции и здание распределительного устройства, где сосредоточивается управление всеми насосными станциями канала. Вместе с товарищами Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Ежовым на канале были т.т. Берман, Фирин и другие руководители строительства канала. Объяснения давали главный инженер строительства тов. Жук, начальник работ центрального района тов. Комаровский и др. Текст спецкора ТАСС стал каноническим и его не один раз перепечатали другие газеты. К примеру «Комсомольская правда». Но сопроводив другим фото: Вожди уже переместились на шлюз №3, все в сборе, никто по пути не потерялся. Отдельно хочется рассказать о фотографе. Снимок сделан любимцем Сталина Фёдором Кисловым, фотокорреспондентом агентства «Союзфото». Кислов был допущен к вождю так близко, что прикуривал от трубки Сталина. В прямом смысле. Тому есть свидетельство в виде фото его коллег, заснявших этот момент. А по мне прикуривать от трубки Сталина – что совать голову в пасть крокодилу. На самом деле Фёдор Кислов был отличным фотографом, которому доверяли фотографировать Сталина и прочий официоз. Потом Кислов прошёл фотокорреспондентом всю войну и остался жив, возобновив работу в Союзфото. Очень похоже, что именно это фото вдохновило на подвиг тогда ещё беспартийного художника Фёдора Александровича Модорова. К 1938 году он создал в стиле кондово-слащавого соцреализма полотно «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга». Похожий на Бермана вытянув руку что-то объясняет Сталину, присутствуют Молотов и Ворошилов. Впереди похожий на Комаровского. Хотя это политически неверно. А где же Ежов? Непонятно. Зато самый левый персонаж чем-то напоминает Ягоду. Сложно зафиксировать исторический момент. Всё переливается в социалистическом калейдоскопе. С точки зрения реализма здесь многое нереально. 22 апреля леса были сняты не со всех строений, присутствуют лишние детали, но об этом позлорадствуем позже. Самое нереальное – на канале открыта навигация и белый пароход заходит со стороны Волги в шлюз. Исторический факт – корабли первой флотилии прибыли на шлюз №3 1 мая в 14:30 и покинули район водораздела около 20:00. Видимо свойство было такое у соцреализма – выдавать желаемое за действительное. Фёдор Александрович был неплохим художником, но коньюктурщиком. Вот как рецензируют его творчество критики: В 20-х — 30-х годах Модоров создал цикл картин, отражающих жизнь Советской армии. В эти же годы к нему приходит слава мастера-портретиста. Его полотна «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга» (1938 г.) и «Сие от них не зависит (1939 г.), выполненные в жанре группового портрета, технически безупречны, но в них явственно присутствует налет конъюнктурности и нарочитой парадности. В годы Великой Отечественной войны художник работал над серией портретов партизан: С.А.Ковпака, П.К.Пономаренко и др., завершив эту серию картиной «Партизаны на приеме у Сталина» (1947 г.). А так пишут о нём биографы: Модоров Федор Александрович (1890–1967) Заслуженный художник РСФСР и БССР. Учился в иконописной школе с. Мстеры с 1901-1905/6. Мастер портрета и импрессионистического пейзажа. Член-корреспондент АХ СССР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств БССР. Живописец. Портретист, автор историко-революционных и жанровых картин. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался под руководством Ф. Регберга. (1910) Продолжил образование в Императорской Академии Художеств (1914-1918). Организатор и директор Мстерского художественно-промышленного училища и художественной школы-коммуны (1918-1922). Член АХХР-АХР с 1923 года. Преподавал во ВГИКе (1939-1941). Член ВКП(б) с 1946 года. Ректор МГХИ им Сурикова (1948-1962). С 1949 года утвержден в звании профессора. С 1964 по 1967 гг. – профессор Московского государственного заочного педагогического института. Работы Ф.А. Модорова хранятся в коллекции Государственной Третьяковской Галерее в Москве, а также в Государственном художественном музее Белоруссии в Минске. Всего в музеях страны хранится до 400 его произведений. Естественно, Фёдор Кислов сделал не один снимок. Должны существовать и другие его фотографии с этого события. Одна из них нашлась в газете «Большевистская сталь», что издавалась в городе Сталинске (ныне Новокузнецк): Вожди на шлюзе №3. Мелкорослый Ежов затерялся или стал неузнаваемым. Второй слева – главный инженер строительства Сергей Яковлевич Жук. Один из немногих, кто сумел пройти мясорубки строительств Беломорстроя и Москваволгостроя, стал директором института «Гидропроект» и после естественной смерти похоронен в кремлёвской стене. При этом членом партии большевиков стал только в 1942 году. Газеты меньшего калибра почти в обязательном порядке освещали знаменательное событие. К примеру «Советская Сибирь» (Новосибирск) от 24 апреля. Но текст использовался только канонический, ТАССовский. Сами понимаете, шаг в сторону и… Найдено ещё одно фото Фёдора Кислова, опубликованное в одной из московских газет – в «Рабочей Москве», «Большевике» или «Сталинской трассе»: Под фотографией подпись «Товарищи Сталин, Ворошилов и другие у камеры шлюза №3». Ворошилов определяется по большой звезде, Сталин – его сразу видно. От Молотова видна только шляпа. А вот что за гражданин левее Ворошилова – для меня пока загадка. Ретушёры также поработали над фотографией, удалив всех лишних за спинами товарищей. А сравнивать придётся с… маркой! Что это за марка? Коминтерн в 1927 году (по некоторым данным в 1925) организовал Общество Друзей СССР. Наиболее активно это общество действовало в Испании, где называлось Amigos de la Union Sovietica (AUS) во время Гражданской Войны 1936-39 годов. В 1937 оно выпускало благотворительные/агитационные (непочтовые) марки. В одном из выпусков присутствует и эта марка. Марка выпускалась в серии из десяти марок, серии выпускались в шести цветах. Современная стоимость марки около 10 евро (~800 руб). Специалисты (то есть филателисты) утверждают, что это первая зарубежная марка, на которой изображён Сталин. И единственная, на которой изображён Ежов. Как мы убедились, на оригинальной фотографии Ежова нет, хотя он и присутствовал где-то рядом. Так что филателисты в этом смысле ошибаются. Не было никогда Ежова на марках. Вот ещё пара марок, других цветов, которые также удалось приобрести в коллекцию: Чуть позже по мотивам этой фотографии была выпущена открытка, с которой исчез неопознанный товарищ, стоявший между Ворошиловым и Сталиным: Даже рижский еженедельный иллюстрированный журнал «Для Вас» опубликовал эту фотографию 9 мая 1937 года. Русскоязычные издания независимого прибалтийского государства тщательно отслеживали события на своей исторической родине, хотя и комментировали в дореформенном написании: Не подкачали и киношники. Отрезок чуть менее 50 секунд, снятый около шлюза №4, позже вошёл в документальный фильм «Москва-Волга» о строительстве Канала режиссёра Рафаила Борисовича Гикова:
Вот что вспоминал Гиков об этом моменте киносъёмки: На Перерву Сталин прибыл неожиданно, и нам не удалось его заснять. После этого мы на всякий случай стали оставлять в Дмитрове дежурных операторов: 22 апреля 1937 года. На “вахте” – старший оператор Тросман. В управлении строительства канала – звонок: в Центральном районе – правительственная делегация. В Яхрому – не в Перерву. Да и собирать “хозяйство” не требуется. Сначала Тросман замер от неожиданности, потом стал двигаться к беседующей группе. Пояснения ей давал начальник работ Александр Комаровский (с этим киношники общались часто), а вот внимательно слушал его – вождь, товарищ Сталин. Много сделать, разумеется, не удалось, но 40 метров отснятого материала стали важным эпизодом будущего фильма. На следующем фото Александр Николаевич Комаровский запечатлён в ответственный момент дачи пояснений главному вождю, в тот момент, когда его снимает киноаппарат. В «Известиях» была напечатана та же фотография, однако в моём распоряжении она оказалась не полностью, с оторванным Ворошиловым. Интересна же она тем, что на ней не заретушированы второстепенные персонажи происходящего события: Чувствуется, что Александр Николаевич собран, речь его выверена, каждое слово взвешено. Ещё бы, с Гениальным не пошутишь. А вожди улыбаются. Они мало понимают в сути рассказа, им весело смотреть на человека, скрывающего свой страх. Возможно снимок сделан тем самым фотографом, в светлой куртке, что попадает в кадр на 20-й секунде фрагмента фильма. На Власика фигурой не похож. Возможно, что это тот самый Фёдор Кислов. Комаровскому, как и Жуку, также посчастливилось в жизни. Он не попал под репрессии. И долго ещё строил различные объекты. К примеру главное здание МГУ. Похоже, что сугубо технические специалисты высокого класса нужны были советскому режиму и он их щадил. Вот как о прибытии Сталина событии пишет сам А.Н. Комаровский в своей книге: В горячие весенние дни 1937 г., когда мы готовились к пропуску первых теплоходов, совершенно неожиданно для нас приехали на строительство канала руководители партии и правительства. В тот день, 22 апреля, я находился на шлюзе № 4. Вдруг из-за поворота показались машины — одна, другая, третья, четвертая… Они быстро проехали к верхней голове шлюза и здесь остановились. Подбежав к передней машине, я увидел, что из нее выходят И. В. Сталин и другие члены правительства. Представившись и коротко доложив обстановку, я пригласил гостей на мост, откуда был виден весь Влахернский узел сооружений — шлюз № 4, насосная станция и красивая панорама канала, перерезающего Галявинский бугор. И. В. Сталин подробно интересовался работой отдельных элементов узла, причальных массивов, смыканием судоходного канала с насосной станцией. Осмотрев этот узел, высокие гости собрались уезжать, но мы пригласили их посетить и другой наш узел у 3-го шлюза, где с некоторых архитектурно оформленных сооружений уже были сняты леса. — Ну, что же, придется уступить строителям, — сказал И. В. Сталин. Остановившись у верхней головы шлюза, гости детально осмотрели сооружение. В это время был открыт сегментный затвор, и вода затопила камеру шлюза. И. В. Сталина особенно заинтересовало крупное отечественное оборудование канала и прежде всего уже смонтированные в то время крупнейшие в мире насосы. — Где сейчас находится в канале волжская вода? — спросил И. В. Сталин. Мы объяснили, что волжская вода, перекачиваемая насосной станцией № 182, уже подошла к нижней голове шлюза № 3. С нижней головы шлюза все прошли к зданию распределительного устройства. С берега канала открывался вид на панораму всего Яхромского узла. Мы доложили гостям, что канал пока не готов, что надо выполнить большого объема планировочные и уборочные работы, но что канал откроется в срок. На шлюзе №3 Сталин и компания осмотрели насосную станцию №183, что хорошо видно на следующей фотографии: Слева от Сталина уже упоминавшийся Берман. Из-за профиля Бермана выглядывает ус и шляпа Молотова. Справа от Сталина улыбающийся персонаж похож на начальника Дмитлага Семёна Григорьевича Фирина. Эх, Семён Григорьевич, недолго тебе улыбаться. Уничтожат тебя по приказу того, кто идёт рядом с тобой, чья фуражка торчит из-за плеча Сталина, Ежова. Мне нравится это фото. Оно динамично и правдиво. Главный вождь считает ворон, будущая жертва не знает, какие пряники получит по окончанию строительства, и предвкушает славу. Жертва и палач тусуются рядом. Верный нарком прикрывет спину Вождя. Вот фрагмент последнего интервью Фирина, опубликованного в газете «Рабочая Москва» 28 апреля 1937 года. Запомните эту дату. Для Фирина она будет очень важна. Часть интервью посвящена приезду Сталина на строительство Канала: Приезд товарища Сталина, товарищей Молотова, Ворошилова, Ежова вызвал большой подъем на всей трассе. Мы не знали, что товарищ Сталин едет на стройку. Он приехал совершенно неожиданно. Трудно передать ту радость и волнение, которое мы испытывали, когда увидели товарища Сталина сидящего в автомобиле вместе с товарищами Ворошиловым, Молотовым и Ежовым. Нам очень хотелось, чтобы дорогие гости осмотрели Волжскую плотину. Там действительно прекрасное, величественное зрелище. Кстати они посмотрели бы и «Московское море», которое сейчас уже стоит того, чтобы побывать на Волжском узле сооружений. Но товарищ Сталин сказал, что он, к сожалению, располагает не большим временем – двумя часами и хотел бы посмотреть все наиболее интересное, что можно уложить в этот отрезок времени. Мы проехали на Икшинское водохранилище. Вышли на временный мостик, который находится в верхнем подходе к шлюзу № 6, на самой грани между водоразделом канала и его северным склоном. Я встречал товарища Сталина на Беломорстрое, когда он приезжал туда посмотреть окончание нашей работы. И как тогда, меня и теперь поразило его исключительное знакомство даже с мельчайшими деталями нашей стройки. Например: когда мы сообщили товарищу Сталину, что имеются некоторые шероховатости с опробованием насосов, то оказалось, что он в курсе и этого дела. Четвертый узел сооружений расположен в очень красивой местности «Влахернской». На фоне большого монументального шлюза виден огромный железнодорожный мост, построенный нашими молодым инженером-комсомольцем товарищем Козловским. Справа находился так называемый «Галявинский бугор», расположенный в глубокой выемке, рядом – насосная станции, понизительная подстанция и другие энергетические сооружения. Все это, видимо, произвело на товарища Сталина хорошее впечатление. Кто-то из сопровождавших его предложил вернуться в Москву. Тогда Комаровский сказал: – Нам очень хотелось, чтобы товарищ Сталин посмотрел третий шлюз. Товарищ Сталин, улыбаясь, ответил: – Надо принять это предложение и уступить строителям. Все направились на третий шлюз. Там в это время шла смена работавших, и строители, узнав Сталина, начали сбегаться со всех сторон. Пройдя к парапету шлюза, гости наблюдали работу сегментного затвора. Он был приподнят. Из-под него с шумом выбивалась вода и заполняла камеру шлюза. Товарищ Сталин тепло разговаривал с нашим главным инженерном С. Я. Жук, который рассказывал о действии пропеллерных насосов небывалой до сих пор мощности. У станции Яхрома, куда были поданы правительственные машины, товарищ Сталин распрощался с нами. Фотографии Сталина в машинном зале насосной станции №183 не обнаружилось. Но машинный зал можно посмотреть и без него. И даже увидеть гигантские насосы: Узнаёте портрет на стене? Никита-бесогон, в миру Никита Сергеевич Хрущёв. Тот, кто через двадцать лет будет крушить миф о Сталине и вскрывать преступления режима. В этот знаменательный приезд неизвестным мне фотографом (а может вездесущим Кисловым) было сделано фото, ставшее вскоре modern icon – Сталин осматривает строительство: У какого шлюза сделано фото тоже непонятно. Да и неважно. Чужие затылки и уши убрали, мелкофактурный невпечатляющий фон заменили. Получили «конфетку»: Ну вот, теперь ясно и понятно, что осматривает вождь. Насосную станцию №183, что в непосредственной близи от шлюза №3. В таком виде фото и пошло в печать в 1938 году. Но потом идеологам не понравились детали. Слишком сложно тут, на строительстве. На заднем плане какие-то люди, остатки стройматериалов и приспособлений. Некультурненько. Ретушёры опять взялись за инструменты: У Сталина открылись глаза и, о чудо! Своим ясным и могучим взглядом он очистил стройплощадку, наклонил здание и погнул флагшток. Может быть вы уже заметили, а может ещё нет – посередине последних двух отретушированных снимков видны две башни. Это башни управления нижней головы шлюза №3. Вот только важные детали на них пока отсутствует – знаменитые каравеллы. Вместо них флаги. Оказывается, каравеллы были установлены чуть позже. Даже при прохождении первой флотилией Канала каравелл на башнях ещё не было. Мне удалось найти фото примерно с того же ракурса и тех же времён, но уже с каравеллами: Следующая фотография на шлюзе №3 также подверглась кардинальной ретуши. Автор фото – опять начальник охраны Н.Власик. Впервые фото увидело свет в «Правде» от 30 апреля 1937 года. Хотя и имеющийся оригинал изрядно подкрашен кистью ретушёра (обратите внимание на воду): На следующем фото Ежов исчезает: Случилось это после 9 декабря 1938 года. В тот день «Правда» и «Известия» опубликовали следующее сообщение: «Тов. Ежов Н. И. освобождён, согласно его просьбе, от обязанностей наркома внутренних дел с оставлением его народным комиссаром водного транспорта». Карьера покатилась под откос. 10 апреля 1939 года нарком водного транспорта Ежов был арестован. 4 февраля 1940 года расстрелян в здании Военной коллегии Верховного Суда СССР. Труп кремирован в Донском крематории. От Ежова не осталось и следа. Не только на фото. Считается, что фальсифицированную фотографию (именно так называется подобная ретушь) впервые описал в своей книге «Пропавшие комиссары» Дэвид Кинг, о чём поведала выставка в Государственном музее истории ГУЛАГа и газета «Ведомости». Жаль, что я чуть раньше не сделал папку «Вожди на стройке» – оба варианта фото у меня были уже давно, выводы сделать самостоятельно не трудно. Странно то, что некоторые умники пытаются опровергнуть фальсификацию, утверждая, что фотограф сделал два снимка – с Ежовым и без. Видимо опровергатели никогда не держали в руках фотоаппарат. Представляю себе сценку: – Товарищи! Прошу внимания, сейчас вылетит птичка. Замрите и не моргайте – бодро командует Власик. – Щелк! – издаёт звук фотоаппарат. – Постойте, ещё один кадр! Наклонов голов не меняем, шагов не делаем, выражение лиц оставляем прежними. А вы, гражданин Ежов, покиньте кадр. Вас всё равно скоро расстреляют. Ежов в недоумении отходит в сторону. – Щелк! – повторяет фотоаппарат. – Ну вот, отлично! Ретушёрам меньше работы – вполголоса заканчивает фразу Власик. Удалось найти фото, сделанного немного позже, примерно в том же направлении, но издали, с правой башни верхнего бьефа шлюза. Фото без вождей и фальсификаций. Автор – великий советский фотограф Наум Самойлович Грановский: Фото с Ежовым/без Ежова было сделано примерно там, где буксир пришвартован к стенке шлюза. Там же было сделано и другое фото, попавшее на испанскую марку. Хотелось бы закончить за здравие, а получается за упокой. «Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить». Известная фраза почти в точности отразила происходящее. Незадолго до описываемых событий, 5 апреля 1937 года был арестован бывший Генеральный комиссар госбезопасности Генрих Ягода. 15 марта 1938 года расстрелян в Лубянской тюрьме НКВД. Чуть позже посещения Сталиным строительства Канала, 28 апреля 1937 года начались массовые аресты среди руководства строительства и заключённых. Звучит странно – арестовать заключённого. Но факт есть факт. Заключённых арестовывали, выносили новый приговор и расстреливали. Известно, что после этих арестов только на Бутовском полигоне было расстреляно около 8000 каналоармейцев. Вечером того же дня был арестован начальник Дмитлага Семён Фирин. Позже по его делу было арестовано ещё 218 человек. В основном работники КВО (культурно-воспитательного отдела) Дмитлага – художники, графики, писатели, поэты. Фирин расстрелян 14 августа 1937 года в Коммунарке. Реабилитирован. Остальные фигуранты его дела также расстреляны. Напомню, что последнее интервью с ним было опубликовано в «Рабочей Москве» именно в день ареста. Но ещё парадоксальней тот факт, что портрет С. Фирина был опубликован в «Известиях» на следующий день после его ареста, 29 апреля: Вместе с Фириным был арестован Сергей Пузицкий, начальник 3-го отдела Дмитровского ИТЛ НКВД (что-то вроде внутренней тайной полиции Дмитлага), комиссар госбезопасности 3-го ранга. Расстрелян 20 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 2 мая первая флотилия торжественно закончила прохождение по Каналу и ровно в 12:00 остановилась у пристани Химкинского речного вокзала. 4 мая начальник Волжского района Сергей Быховский освобождается от работы и исключается из списков личного состава в связи с арестом. Расстрелян 20 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 6 мая 1937 года Главный архитектор Канала Иосиф Фридлянд был снят со всех занимаемых им постов и арестован. Скорее всего из-за того, что был мужем родной сестры Ягоды. 21 июня того же года его расстреляли. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован. В тот же день по делу Фирина арестован Анушеван Лазарев, начальник строительного отряда. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 11 мая 1937 года арестована Лидия Могилянская, сотрудница КВО. Расстреляна 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. В тот же день по делу Фирина арестована Галина Левицкая, скульптор в архитектурной мастерской. Расстреляна 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. 17 мая 1937 года по делу Фирина арестован Павел Лухтикер, сотрудник КВО, секретарь редакции газеты «Перековка». Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. В тот же день по делу Фирина арестован Николай Жигульский, журналист, зав. отделом прозы в журнале «На штурм трассы». Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 18 мая 1937 года арестован Исмаил Шир-Ахмедов, инструктор КВО по национальной работе. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. В тот же день по делу Фирина арестован Давид Виленский, ответственный секретарь журнала «На штурм трассы». Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 19 мая 1937 года по делу Фирина арестован Михаил-Александр Брилев, начальник участка в Дмитровском ИТЛ НКВД. Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 21 мая 1937 года по делу Фирина арестована Екатерина Гусева-Брилева (жена Михаила-Александра Брилева), кассир в парикмахерской для вольнонаемного состава. Расстреляна 19 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. 26 мая 1937 года арестован Николай Ефремов, начальник строительного отряда бетонщиков. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. В тот же день арестована жена Фирина Софья Залесская, сотрудница Разведывательного управления РККА, политрук. Расстреляна 22 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. 27 мая 1937 года арестован Игорь Терентьев, руководитель центральной агитбригады КВО. Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 30 мая 1937 года арестован Роман Тихомиров, журналист, секретарь журнала «На штурм трассы». Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 4 июня 1937 года арестован Глеб Кун, скульптор, график, начальник центральной художественной мастерской. Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 30 июня 1937 года арестован Константин Соболевский, художник центральных художественных мастерских. Расстрелян 14 сентября 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 14 июня 1937 года по делу Фирина арестована Галина Тасарская, начальник строительного отряда. Расстреляна 19 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. В июне 1937 года по делу Фирина арестован Борис Кравцов, командир отдельного дивизиона охраны. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 5 июля 1937 года арестован Пётр Козырев, начальник архитектурной мастерской. Расстрелян 16 ноября 1937 г в Бутово. Реабилитирован. 15 июля 1937 года Канал Москва-Волга официально принят в эксплуатацию. 23 августа 1937 года по делу Фирина арестован Аскер Зейналов. Арестован будучи заключённым. Расстрелян 5 ноября 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 22 сентября 1937 года по делу Фирина арестован Лев Нитобург, литературный работник КВО Дмитлага. Расстрелян 5 ноября 1937 года. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован. 8 ноября 1937 года арестован Георгий Денисов, начальник сметного отдела Рыбинского участка канала Москва-Волга. Расстрелян 3 декабря 1937 года. Место захоронения Бутовский полигон. 5 июля 1938 года в связи с окончанием приема канала комиссией Наркомвода отдельный Дмитровский район ГУЛАГ (Дмитлаг) совместным приказом НКВД СССР и Наркомвода № 416 был ликвидирован. 24 декабря 1938 года арестован бывший начальник Управления строительства канала Москва-Волга Матвей Берман, на момент ареста ставший уже наркомом связи СССР. Приговорен 7 марта 1939 года к высшей мере наказания. В тот же день расстрелян. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован. О Ежове повторять не буду. Только отмечу, что попытка реабилитации его не удалась. Вердикт Военной коллегии ВС РФ – реабилитации не подлежит. Этот список жертв – только пример работы мясорубки репрессий, которая перемалывала не взирая на чины и звания. Были и счастливчики. После заседания 14 июля 1937 года ЦИК СНК СССР постановил пунктом №4 «Досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга 55 000 заключенных». Помилование коснулось только осуждённых по «бытовым» статьям. Остальные зеки в лучшем случае отправились на другие сталинско-гулаговские стройки, в худшем – в Бутово, Коммунарку или Донской крематорий. Почему 28 апреля 1937 года начались массовые репрессии как заключённых, так и вольнонаёмных работников? Предполагаю, что Сталин испугался хорошо организованной системы Дмитлага, созданной в непосредственной близости Москвы Фириным. Под начальством Фирина была хорошо вооружённая и обученная лагерная охрана, немало преданных лично Фирину зеков (как бы ни странно это звучало) и уже освобождённых к моменту окончания строительства. У Дмитлага был даже собственный авиационный отряд. При этом не все работники Дмитлага находились в Дмитрове или вдоль трассы Канала. Часть их вела строительные работы непосредственно в Москве, возводя и канальские объекты, и жилые дома. Всё это под боком у Кремля. Вся машина Дмитлага могла быть направлена против Сталина. Военный переворот теоретически был возможен, подумал параноик Сталин и решил избавиться от опасного соседства, для начала обезглавив структуру – начальника Дмитлага Фирина. А затем разобрался и со всеми остальными. Возможно, что именно поездка 22 апреля 1937 года на строительство Канала Москва-Волга подтолкнула Сталина к конкретным действиям. Из любимой игрушки Канал превратился в нелюбимую. Сталин не стал встречать первую флотилию на Речном вокзале в Химках. Говорят, что когда его спросили: – Иосиф Виссарионович, когда подвести флотилию к стенам Кремля, к первому мая? Сталин пренебрежительно ответил: – Да хоть ко второму. «Пожелание» было выполнено в точности. 2 мая 1937 года корабли стали на якорь у Кремля. Хотя логичнее было это сделать в праздник, в Международный день трудящихся. Сталин не позволил использовать свою фамилию в названии Канала, хотя предложения были. Более 10 лет Канал имел «техническое» название – Канал Москва-Волга. И только в 1948 году ему присвоили имя Москвы в честь 800-летия города. Краткое резюме посещения Сталиным и свитой 22 апреля 1937 года строительства Центрального и Икшинского районов, примерно распределённое по времени:
- Земляная плотина №22
- Временный мостик у верхних ворот шлюза №6
- Верхняя голова шлюза №4
- Временный мостик у верхних ворот шлюза №4 (киносъёмка)
- Железнодорожный мост №421 (проездом между Влахернской и Яхромой)
- Мостик нижних ворот шлюза №3
- Правый берег шлюзовой камеры шлюза №3 (фото на марке, фото с Ежовым и без)
- Машинный зал насосной станции №183 (фотомонтаж Сталин соло)
- Правый берег отводного канала шлюза №3 (фото с Фириным)
- Здание распределительного устройства
- Станция Яхрома (отъезд)
Время в пути – 2 часа. Использованные материалы: Книги: Лев Кассиль «Канал Москва-Волга. Путеводитель». Москва, Водный транспорт, 1938 Архитектура канала Москва-Волга. Под ред. И.Г.Сушкевич. Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1939, тир.10000 Комаровский А.Н. «Записки строителя», изд. Минообороны, Москва, 1972 Федоров Н.А. «Была ли тачка у министра…» Дмитров, СПАС, 1997 Буланов М.И. «Хроника Волжского района канала Москва-Волга», 2007 Периодика: Журнал «USSR in construction» №2 1938 Газета «Правда» №112 (7078) 23 апреля 1937 Газета «Комсомольская правда» №94 (3675) 23 апреля 1937 Газета «Советская Сибирь» №95 (5259) 24 апреля 1937 Газета «Большевистская сталь» №98 (1993) 29 апреля 1937 Газета «Правда» №112 (7078) 23 апреля 1937 Газета «Правда» №119 (7085) 30 апреля 1937 Еженедельный иллюстрированный журнал «Для Вас» (Рига) №19 09 мая 1937 Газета «Известия» 29 апреля 1937 Газета «Дмитровский вестник» №55 8 мая 2004 Газета «Дмитровский вестник» №47 (14843) 3 мая 2012 Интернет: Сайт «Канал Москва-Волга» https://moskva-volga.ru Портал «Мой Дмитров» http://www.moidmitrov.ru/ Сайт «Филателия» http://forum.philatelie.ru/topic1623.htm
России еще только предстоит сделать свой главный исторический выбор. Но это не будет выбор между большевиками-западниками и большевиками-патриотами. Основная масса русского народа находится вне влияния этих отживающих свой век идеологий
Добрый день. При открытии речного вокзала был портрет Сталина. Может есть у кого фото. Этот портрет рисовал мой дед.
Здравствуйте Иван!
Качественных фотографий фасада Речного вокзала того периода нет, они появились чуть позже и уже без портретов. Существует лишь любительское фото стороны Речного вокзала, развёрнутого “к суше”, на котором различимы портреты вождей, в том числе и Сталина.