Сутормина Алла Петровна
НИИ «Гидропроект», Информационно-исторический центр

Опубликовано в книге “Канал Москва-Волга: история и современность. К 80-летию со дня начала строительства (материалы и исследования)” (2012, Дмитров), изданной музеем-заповедником “Дмитровский кремль”.

Иллюстрации добавлены сайтом Москва-Волга.Ру

В целях развития работ по реконструкции водных путей страны, начатых в 1930 г. строительством Беломорско-Балтийского канала, в июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП/б принимает решение о строительстве канала Москва – Волга.

Конечно, сейчас, когда речь заходит о Беломорстрое, строительстве канала Москва-Волга, возникают тяжелые ассоциации, связанные с работой на строительстве канала заключенных. Это печальная страница в истории нашей страны. Может быть, потому, что осознание этого факта так глубоко ранило душу, мы в течение длительного времени совсем не говорили о творческом звене такого строительства – отсюда и неточности в трактовке событий тех лет.

1936 Коновалова Никитин Попов Жук. Из фондов музея "Дмитровский кремль"
1936 Коновалова Никитин Попов Жук. Из фондов музея “Дмитровский кремль”

Какая ответственность лежала на плечах творческого коллектива проектировщиков и его руководителей, работавших в напряженной атмосфере МВД, когда они принимали рискованные и смелые решения, подстёгнутые дефицитом материальных ресурсов, лимитом выделяемых денежных средств, слабым техническим оснащением строительства на фоне общего низкого индустриального развития страны! И всё это при проявлении естественных проблем самого творческого процесса проектирования: жестких сроках, отсутствия исходных данных, малочисленности квалифицированных кадров, малом опыте гидротехнического строительства в стране в целом.

Канал имени Москвы и сейчас является одним из крупнейших и сложнейших гидротехнических сооружений не только в нашей стране, но и в мире.

По сложности, по величине объемов работ строительство канала Москва-Волга значительно превышало аналогичные параметры Беломорстроя. Г.О. Графтио, посетивший Южный район строительства, заметил, что гидросооружения только этого района по масштабам превосходят весь Волховстрой.

Жук С.Я. инженер, рук.инженерской группы по проектированию БМС, орден Ленина. Из книги "Беломоро-Балтийский канал" (1934)
Жук С.Я. инженер, рук.инженерской группы по проектированию БМС, орден Ленина. Из книги “Беломоро-Балтийский канал” (1934)

На этой грандиозной стройке, помимо заключенных, работало около 25 тысяч вольнонаемных работников, из них 3500 инженеров и техников.

Сергей Яковлевич Жук, сплотивший команду специалистов, – впоследствии академик, Герой Социалистического Труда, начальник института «Гидропроект» – начал работать на канале с ноября 1931 г. в должности помощника главного инженера и руководителя технического, изыскательского, гидрологического и проектно-речного секторов, а в должности главного инженера – с декабря 1933 г. и до конца строительства.

Его эрудиция, профессиональные знания, теоретический, практический, преподавательский опыт, увлеченность процессом проектирования, уверенность при принятии смелых решений и готовность брать на себя ответственность за производственный риск в напряженных условиях работы в системе ОГПУ создавали ощущение надежности в коллективе, с которым он работал, и всегда определяли в нем лидера и авторитетного руководителя.

Эти его качества позволили Жуку С.Я. руководить одним и тем же коллективом в течение нескольких десятилетий. Основное ядро этого коллектива сформировалось уже на канале Москва-Волга, где молодым специалистам были поручены ответственнейшие участки работ. Среди проектировщиков были и заключенные, их причастность к творческому процессу во многом помогла им пережить трудные дни заключения. Многие из них стали авторами уникальных решений, воплощенных в проекте канала. Людей объединяло решение сложной технической задачи и атмосфера романтической преданности делу, которая всегда сопровождала их руководителя.

1935 Первый слёт ударников-значкистов Журнал “Москваволгострой” №7 1935 год

С.Я. Жуку, главному инженеру строительства канала Москва-Волга, исполнилось 40 лет в 1932 г., в самом начале его производственной деятельности на канале. Юность свою он провел на берегу Днепра и с раннего возраста мечтал стать инженером-гидротехником. В 1911 г. он окончил гимназию с серебряной медалью, в 1917 г. – путейский институт, получив большую золотую медаль за разработку дипломного проекта («Водный путь от Онежского озера до Белого моря»).

9 апреля 1935. Жук Ягода Фирин Коган на строительстве Волжской плотины Фото В.Ковригин. Журнал "На штурм трассы" №8 1935
9 апреля 1935. Жук Ягода Фирин Коган на строительстве Волжской плотины Фото В.Ковригин. Журнал “На штурм трассы” №8 1935

1924 год С.Я. Жук называл переломным в своей автобиографии. Занимая высокие должности в Управлении водных путей НКПС, будучи преподавателем в Институте путей сообщения, он все время испытывал недостаток производственного опыта; поэтому оставляет Ленинград, благоустроенный и налаженный быт и поступает простым производителем работ на строительство шлюза и плотины на р. Шексне.

9 августа 1935. Ягода Коган Жук. Фото Ковригина. Газета "Известия" от 28 августа 1935.
9 августа 1935. Ягода Коган Жук. Фото Ковригина. Газета “Известия” от 28 августа 1935.

Только через 3 года С.Я. Жук возвращается к проектной работе. С 1927 по 1930 год он руководил проектированием Волго-Донского канала в Новочеркасске и Ростове-на-Дону. В 1928 году состоялась командировка за рубеж, в Германию, для изучения вопросов строительства и эксплуатации каналов.

В 1930 году, в связи с ликвидацией Волго-Донского строительства, С.Я. Жука назначают на должность начальника производственного отдела Управления по постройке водного соединения между реками Камой и Печорой, однако с июня 1930 года, в связи с разворотом работ по организации строительства Беломоро-Балтийского водного пути, это управление передается Беломорстрою и С.Я. Жук автоматически становится начальником проектно-производственной секции Беломорского строительства, а с марта 1931 года – начальником проектного отдела. Судьба дарила ему возможность реализовать на практике тему его институтского дипломного проекта.

22 апреля 1937. Шлюз №3, второй слева Жук. Фото Ф.Кислова. Газета "Большевистская сталь" (Сталинск) №98 (1993) 29 апреля 1937.
22 апреля 1937. Шлюз №3, второй слева Жук. Фото Ф.Кислова. Газета “Большевистская сталь” (Сталинск) №98 (1993) 29 апреля 1937.

Проектный отдел в течение длительного времени размещался в Москве, и только в сентябре 1931 года Жук С.Я. откомандировывается в распоряжение начальника работ Северного района Беломорстроя.

Через месяц его назначают заместителем главного инженера строительства, а еще через месяц, в ноябре 1931 года, переводят на строительство канала Москва-Волга, где он трудится уже от начала до конца строительства, обеспечивая техническое руководство строительством, возглавляя технический сектор и его проектные отделы – мозговой центр строительства.

На канале, на его энциклопедически широком фронте гидротехнических работ закладывались основные направления деятельности будущего института «Гидропроект».

Только благодаря сочетанию науки и практики удалось достаточно быстро и с учётом местных условий найти правильное практическое решение ряда сложных вопросов гидротехники, гидравлики и гидромеханики, стоявших перед строительством, найти новое решение при выборе типов, компоновки и проектирования сооружений, не имевших аналогов в проектной практике.

Наши специалисты без привлечения иностранных кадров, опираясь только на отечественную технику, сумели преодолеть все трудности и найти пути решения сложнейших задач.

Афанасьев, неизвестный, Жук, Будасси, неизвестный. Архив потомков Афанасьева
Афанасьев, неизвестный, Жук, Будасси, неизвестный. Архив потомков Афанасьева

Канал стал настоящей кузницей квалифицированных кадров. Здесь молодые специалисты встретились буквально со всеми видами гидротехнических работ, хорошо поставленными научно-исследовательскими и экспериментальными работами и участвовали в воплощении проектных решений самых разнообразных гидроэнергетических объектов в жизнь.

На канале выросла плеяда выдающихся гидротехников, которые внесли значительный вклад в развитие гидроэнергетики нашей страны.

Богатейший опыт проектировщиков и строителей канала стал достоянием инженерно-технических работников разных специальностей благодаря выпущенному научно-техническому отчету о строительстве канала им. Москвы.

Этот отчёт стал первым отечественным учебником по большой гидротехнике, интерес к которому ощущался на протяжении десятилетий.

Журнал "На штурм трассы" №8 1935
1935 Жук докладывает Ягоде. Журнал “На штурм трассы” №8 1935

Авторитет С.Я. Жука как блестящего инженера был несомненен и в самых высоких правительственных кругах. Тем не менее жесткое время было жестоко и к нему. Его отчим был арестован в 1931 г., осужден к 3 годам заключения; брат был репрессирован в 1938 г. и осужден на 5 лет. Так как на работе в багаже у С.Я. Жука было в основном решение сложнейших технических проблем, на допросы в это смутное время вызывали его жену, в надежде получить от неё какие-либо компрометирующие материалы на самого С.Я. Жука, что было, конечно, безрезультатно.

Фирин, Коган, Ягода, Жук
Фирин, Коган, Ягода, Жук

Когда вышла в свет книга А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг», мир был потрясён, ведь это произведение отразило практически неизвестный до этого пласт жизни общества. Только настораживала безапелляционная позиция автора, в которой он «ответственность за гибель тысяч людей возложил прежде всего на шестерых наемных убийц, записав за каждым тысяч по сорок жизней», и среди этих фамилий назвал С.Я. Жука.

Очевидные противоречия между выявленными документальными материалами о С.Я. Жуке и этим утверждением заставили нас обратиться к А.И. Солженицыну с просьбой ознакомиться с имеющимися данными и внести коррективы в новом тираже его книги.

Обмен информацией проходил через сотрудников Фонда Солженицына и завершился телефонным разговором непосредственно с Александром Исаевичем. Суть его ответа сводилась к следующему: книга написана 30 лет назад, переведена на 35 языков мира. Она выполнила свою задачу. Да, он сидел в лагере в Экибастузе, на Беломорканале никогда не был, в архивах не работал, его книга – это «опыт художественного исследования» и так к этому и следует относиться. Возможно, мы правы, ошибки допустимы, их много – у него по этому поводу большая почта. Много жалоб на то, что искажены некоторые фамилии: пропущены мягкий знак, дефис (аналогия!). Свои материалы мы можем опубликовать.

Сергей Яковлевич Жук - главный инженер строительства Волга-Москва. Газета "Правда" №114 (7080) 25 апреля 1937
Сергей Яковлевич Жук – главный инженер строительства Волга-Москва. Газета “Правда” №114 (7080) 25 апреля 1937

Объективным комментарием к вышеизложенному могут быть неожиданные свидетельства участников строительства канала, в частности, Сергея Голицына, сумевшего, несмотря на свою сложную биографию, устроиться на работу на строительство канала Москва-Волга в качестве вольнонаемного и немного рассказать о С.Я. Жуке в своих воспоминаниях в книге «Записки уцелевшего».

Но надо отметить, что Александр Исаевич Солженицын, при всем нашем уважении к нему (за то, что он, открыв для нас и для всего мира такой незнакомый для основной массы людей пласт жизни, заставил более трезво относиться к реальной действительности), все-таки в своем художественном произведении «Архипелаг ГУЛАГ» совершил большую нравственную ошибку, использовав реальные фамилии без тщательного исследования фактического материала.

Наверное, каждый человек несет в какой-то степени ответственность за свое время: мы – за свое, современники С.Я. Жука – за свое… При этом объединяет всех, видимо, одно: если не можешь изменить ситуацию в целом, то хотя бы хорошо делай свою собственную работу. С.Я. Жук всегда был замкнут, немногословен и глубоко предан своей работе.

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий для uriy tk Отменить ответ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя