Носарев А.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы (Инженерно-исторические очерки). – М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2004. – 260 с., цв. илл. Тираж 5000 экз.
Предисловие
Мы, авторы этой книги, влюблены в нашу профессию – профессию строителя мостов. И мы призываем каждого, кто прочтет эту книгу, разделить нашу любовь к мостам – этим красивым, смелым, надежным сооружениям скромно служащим людям.
Замечательный сербский писатель Иво Андрич написал: «Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов. Они важнее, чем дома, священнее храмов, ибо они более общие. Они принадлежат всем и каждому, равные со всеми, нужные, воздвигнутые всегда на месте, где сходится максимальное число человеческих нужд, они более долговечны, чем прочие сооружения…»
Мосты не просто соединяют берега рек, но еще и украшают ландшафт вокруг себя, они часто выступают в качестве архитектурных памятников.
С давних времен на Руси строили мосты из самого распространенного материала – дерева. Деревянные мосты того времени были шедевром строительного искусства. Виртуозы «мостники» сооружали любой мост с помощью только одного топора без гвоздей, скоб или крючьев. Такой мост мог быть мгновенно разрушен водой или самими людьми, если требовала обстановка, но его с той же скоростью могли снова построить либо на прежнем месте, либо там, где это удобно, и никакой проблемы со строительным материалом не возникало – дерево всегда под рукой.
Еще в войске Ярослава Мудрого было образовано подразделение «мостников» – строителей мостов и переправ, которые хранили секреты профессионального мастерства. И это было в самом начале XI века. Строительство деревянных мостов сыграло весьма важную роль в становлении российского государства.
К сожалению, в последующие годы наши инженеры-мостовики увлеклись сталью и железобетоном, а дерево, наш основной строительный материал, было незаслуженно забыто. Нам по всей бескрайней России нужно сейчас строить такое количество дорог, и в основном в сельской местности, что полностью сбрасывать со счетов деревянные мосты нельзя. Тем более деревянные мосты могут служить не меньший срок, чем железобетонные.
Мы часто встречаемся с мостами, построенными вблизи монастырей, храмов и 9ерквей, причем они переживали одни и те же исторические события. Храмам, по справедливости, уделялось значительно больше внимания, чем мостам. Поэтому мы часто приводим фото храмов, около которых построены мосты.
Мы работаем над книгой «Храмы и мосты» и собираем материал о совместной истории тех и других, если они построены рядом или неподалеку друг от друга.
Пусть каждый читатель вообразит себе жизнь без мостов. Неудобства, связанные с жизнью без мостов, даже трудно представить, а ведь следует учесть, что к мостам относятся и путепроводы, эстакады, всевозможные транспортные «развязки» и виадуки с акведуками. В Москве только один акведук – Ростокинский и один мост–тоннель–акведук на Волоколамском шоссе, а количество мостов, путепроводов, эстакад и «развязок» измеряется сотнями.
Сегодня мы предлагаем читателю книгу о мостовом хозяйстве нашей столицы – о мостах через Москву-реку и канал имени Москвы. Именно они пропускают главные транспортные магистрали в 9–миллионном городе. Их пока только 49: в том числе только автодорожных – 28, железнодорожных – 8, автодорожных, совмещенных с метро– 2, один только для метро, один мост-тоннель-акведук, пешеходных – 10.
Для сравнения, в Париже 37 мостов через Сену, но среднее расстояние между мостами 0,386 км, а в Москве среднее расстояние 1,55км, то есть в 4 раза больше.
В Москве явно недостаточно мостов через Москву–реку. Их в ближайшее время нужно довести как минимум до 100. Мы укажем некоторые места, где «сам Бог велел» построить мосты. Эго – проблема, и нужно признать, что в вопросе о планировании транспортной сети города в последнее время (примерно 50–60 лет) допущены грубые ошибки. Действительно, теперь каждый, кто хочет перейти улицу или «чахнет» в «пробках», пытаясь проехать даже по тротуару, видит, что здесь что–то не так.
Назрело время, когда следует строить могучие транспортные «развязки» или административным путем вводить ограничения на движение автомобилей. И никому уже не удастся списать безобразия в городском движении на недисциплинированность пешеходов и водителей или недостачу сотрудников ГИБДД.
Проблему не решить введением улиц без движения транспорта или строительством очередных «колец». Нужна комплексная программа строительства транспортных «развязок», мостов, эстакад и путепроводов. Нужно взять пример с таких городов, как Сан–Франциско, Мюнхен.
Вернемся к основной теме. Существующие мосты через Москву-реку и канал были построены в ХХ веке, и только один – новый железнодорожный Андреевский – был сделан в 2001 г. Но история многих из них начиналась значительно раньше. Авторы привели некоторые данные о прежней истории ряда мостов.
Однако основная цель предлагаемой книги состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей к скромным труженикам улиц и дорог – мостам, которые надежно служат человеку. Все мосты приведены на фотоснимках. Фотоснимки всех существующих мостов и церквей сделаны лично авторами.
Нам бы очень хотелось, чтобы каждый, прочитавший книгу, пройдя или проехав по мосту, мог бы присоединиться к словам Джордона Коулмана, английского драматурга XIX века, который постоянно повторял: «Воздайте хвалу мосту, по которому прошли».
Мостовики принадлежат к особой категории людей, и не только потому, что проектируют и строят самые прекрасные инженерные сооружения, когда–либо возведенные на нашей планете, и не только потому, что соединяют берега, неся цивилизацию и прогресс человечеству, а потому, что они обладают широкой натурой.
Это умные, смелые и дерзкие люди, патриоты своей профессии, чуткие друзья и товарищи.
К ним принадлежит коллектив перспективной строительной компании СК МОСТ, прошедшей суровую школу БАМа и отточившей свое мастерство на строительстве и реконструкции тысяч малых, средних и больших мостов и труб. За ними будущее!
В память о многочисленных строителях мостов по всей России они взялись сохранить и увековечить труд инженеров, создавших удивительные мостовые сооружения нашей столицы – Москвы.
Авторы сердечно благодарят коллектив строительной компании СК МОСТ и в особенности ее президента, Евгения Георгиевича Сура, за моральную и материальную поддержку в издании этой книги.
Содержание:
I Взгляд назад – шаг вперед 11
II Мосты на юго-востоке Москвы 37
Бесединский мост (№ 1) 38
Братеевский мост (№ 2) 42
Сабуровские железнодорожные мосты (№ 3 и № 4) 44
Нагатинский мост (№ 5) 48
Алексеевский (Даниловский, Кожуховский) железнодорожный мост (№ 6) 51
Автозаводский мост (№7) 55
Новоспасский мост (№ 8) 62
III Мосты центра Москвы 71
Шлюзовой мост (N9) 72
Шлюзовой пешеходный мост (№ 10) 74
Большой Краснохолмский мост (№ 11) 76
Малый Краснохолмский мост (№ 12) 80
Зверев мост (№ 13) 82
Большой Устьинский мост (№ 14) 83
Комиссариатский мост (№ 15).88
Садовнический мост (№ 16) 89
Чугунный мост (№ 17) 91
Большой Москворецкий мост (№ 18) 94
Малый Москворецкий мост (№ 19) 102
Лужков мост (№ 20) 103
Большой Каменный мост (№ 21) 110
Малый Каменный мост (№ 22) 120
Крымский мост (№ 23) 123
Пушкинский (Андреевский) пешеходный мост (№ 24) 128
Андреевский железнодорожный мост (№ 25) 141
«Андреевский» автодорожный мост (№ 26) 150
Лужнецкий мост (№27) 153
Краснолужский автодорожный мост (№ 28) 160
Краснолужский железнодорожный мост (№29) 164
«Киевский» пешеходный мост (№ 30) 173
Бородинский мост (№ 31) 184
Метромост (Смоленский) (№ 32) 194
Калининский мост (№ 33) 196
Мост «Багратион» (№ 34) 198
Дорогомиловский автодорожный мост (№ 35) 205
Дорогомиловский железнодорожный мост (№ 36) 205
«Филевский» железнодорожный мост (№ 37) 212
Краснопресненский (Шелепихинский) мост (№ 38) 214
IV Мосты на северо-западе Москвы 215
Крылатский мост (№ 39) 216
Карамышевский мост (№ 40) 220
Хорошевский мост (№ 41) 221
Строгинский мост (№ 42) 224
«Щукинский» пешеходный мост (№ 43) 226
Спасский мост (№ 44) 227
Железнодорожный мост через канал им. Москвы (№ 45) 230
Мост-тоннель-акведук (№ 46) 233
Пешеходный мост через канал им. Москвы (№ 47) 245
Ленинградский мост (№ 48) 247
Химкинский мост через канал им. Москвы на МКАД (№ 49) 252
Заключение 257