Кокурин Александр Иванович
Государственный архив Российской Федерации
Опубликовано в книге “Канал Москва-Волга: история и современность. К 80-летию со дня начала строительства (материалы и исследования)” (2012, Дмитров), изданной музеем-заповедником “Дмитровский кремль”.
Иллюстрации и ссылки добавлены сайтом Москва-Волга.Ру
16 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала «Москва-Волга». Первоначально строительство было поручено Наркомводу СССР. Постановлением СНК СССР от 10 октября 1931 года было утверждено «Положение о государственном строительстве по сооружению канала Москва-Волга и Московского порта «Москаналстрой». На Москаналстрой (МКС), находившийся в ведении Президиума Мосгорисполкома, возлагались постройка сооружений, обеспечивающих водоснабжение Москвы, устройство в Москве порта и создание водного пути, соединяющего Москву с Волгой.
27 февраля 1932 года постановлением Совета Труда и Обороны при СНК СССР строительство канала было включено в число «ударных объектов».
Постановлением СНК СССР № 859 от 1 июня 1932 года было предписано «немедленно приступить к сооружению водного канала Волга-Москва, утвердив Дмитровский вариант направления этого канала» с окончанием всех работ по строительству канала к ноябрю 1934 года. Строительство канала было отнесено к особому списку крупных индустриальных строек. Наркомтруду СССР было поручено отвести строительству районы для вербовки рабочей силы, а также разрешить использовать на строительстве части рабочей силы, техперсонала и оборудования, освобождающихся от работ на строительстве Беломорско-Балтийского канала.
Ещё 1 сентября 1931 года на основании постановления СНК СССР № 758 начальником строительства канала был назначен бывший заместитель начальника Центрального управления речного транспорта Наркомвода СССР П.Я. Бовин. На основании постановления СНК СССР от 28 мая 1932 года и приказа ОГПУ № 536 от 9 июня 1932 года новым начальником строительства канала «Волга-Москва-река» был назначен бывший начальник ГУЛАГа ОГПУ Л.И. Коган (он также являлся начальником Беломорстроя ОГПУ по совместительству).
8 июня 1932 года Л .И. Коган подписал приказ № 105 по МКС, которым была объявлена новая схема деления строительства канала Москва-Волга на строительные участки:
– первый участок – Савёлово – Фёдоровка (контора участка размещалась в Савёлове);
– второй участок – от 0 до 18 километра (контора в с. Иванцово);
– третий участок – от 19 до 35 километра (контора в с. Запрудня);
– четвёртый участок – от 36 до 55 километра (контора в г. Дмитрове);
– пятый участок – от 56 до 69 километра (контора на ст. Влахернской);
– шестой участок – от 70 до 80 километра (контора в Икше);
– седьмой участок – от 81 до 97 километра (контора в с. Драчёво);
– восьмой участок ведает постройкой плотины на реке Клязьме у деревни Пирогово и у города Мытищи (контора в г. Мытищи);
– девятый участок – от 98 до 110 километра (контора в с. Хлебниково)
– десятый участок – от 111 до 120 километра (контора в с. Химки);
– одиннадцатый участок – от 121 до 127 километра (контора в с. Иваньково или Покровском-Стрешневе);
– двенадцатый участок – сооружение на реке Москве у с. Шелепиха с конторой на месте работ;
– тринадцатый участок – сооружение на реке Москве у с. Перервы с конторой на месте работ.
Этим же приказом помощнику главного инженера (он же – начальник работ) К.К. Радецкому «с подчиненным ему аппаратом» предписывалось К 15 июня 1932 года выехать для постоянной работы в г. Дмитров, а приказом МКС № 148 от 19 августа 1932 года в г. Дмитров к 1 сентября переводилось всё управление строительства канала.
Приказом ОГПУ № 889 от 14 сентября 1932 года «на территории Московской области был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ с расположением в г.Дмитрове. Начальником Дмитлага был назначен бывший начальник 5 отдела ( отдела снабжения) ГУЛАГа Л.Е. Сорокин. Комплектование кадрами Дмитлага было возложено на Отдел кадров ОГПУ
Приказом начальника Дмитлага (ДИТЛАГ, ДИТЛ) № 10 от 9 октября 1932 года были объявлены следующие правила внутреннего распорядка жизни лагеря:
– подъём – в 5 часов 30 минут;
– завтрак – с 5.45 до 6.30;
– развод на работу – с 6. 30 до 7 часов;
(при выходе на работу партиями заключённых нужно было устанавливать по 5 человек замкнутыми рядами);
– рабочий день – с 7 до 17 часов;
– обед- с 17 до 19 часов;
– с 19 до 22 часов, время, предоставленное для работы КВЧ (культурно воспитательной части);
– с 22 часов 5 минут – отбой на сон.
Начальник лагерного пункта должен был определить запретную зону хождения заключенных. Появление в ночное время в этой зоне на линии огня рассматривалось как попытка к совершению побега, а часовые, стоящие на постах, обязаны были в таких случаях применять оружие без предупреждения. Разжигание костров после отбоя не разрешалось.
Приказом ОГПУ № 965с от 13 октября 1932 года учёт личного состава Дмитлага и его комплектование были переданы в ведение ПП ОГПУ по Московской области.
Совместным приказом по управлению строительства канала и по Дмитлагу № 11 от 15 октября 1932 года «в целях экономии средств и устранения параллелизма» аппараты управления, строительства и Дмитлага сливались по следующим видам работы:
– объединённый финансовый отдел (начальник ФИНО лагеря и зам. начальника ФИНО строительства А.Р. Дорфман);
– объединённый общеадминистративный отдел;
– объединённое Дмитровское прорабство;
– объединённый транспортный отдел;
– объединённый отдел связи;
– объединённый отдел общего снабжения;
– объединённый отдел технического снабжения;
– объединённый отдел рабочего снабжения;
– объединённый санитарный отдел;
– объединённый культурно-воспитательный отдел;
– объединённый лесной отдел;
– объединённый отдел подсобных производственных и хозяйственных предприятий.
Все виды производства по строительству канала как в лагере, так и в Москаналстрое были объединены в Отделе начальника работ. Сектор кадров строительства был упразднён, а его функции были переданы Бюро по найму рабочей силы и техперсонала Общеадминистративного отдела. Взамен расформированного сектора экономики труда было создано Бюро по техническому нормированию при Отделе начальника работ.
Приказом по Дмитлагу № 23 от 25 октября 1932 года начальником Культурно-воспитательного отдела (КВО) был назначен С. И. Ауэрбах.
25 октября 1932 года «железный зампред», как назывался заместитель председателя ОГПУ Г.Г. Ягода, в лагерном журнале «На штурм трассы» опубликовал приказ ОГПУ № 995 «О мероприятиях со стороны ПП ОГПУ, Транспортных органов ОГПУ и Управлений РКМ по борьбе с побегами из Дмитровского лагеря ОГПУ», где было записано следующее: «Строительство канала Волга-Москва возложено на ОГПУ и осуществляется вновь организованным Дмитровским лагерем ОГПУ. Особые условия работы Дмитровского лагеря ОГПУ, несколько десятков тысяч заключённых которого работают в непосредственной близости от Москвы, ставят особо остротро вопросы агентурно-оперативного обслуживания заключённых и требуют от всех органов ОГПУ МО и РКМ всемерного содействия Дмитровскому лагерю в этом отношении. Перед ПП ОГПУ МО и ГУЛАГ ОГПУ мною поставлена задача полностью ликвидировать побеги из Дмитровского лагеря. В этой работе особенно важно чёткое взаимодействие всех органов ОГПУ, как территориальных, так и транспортных, и органов милиции. Приказываю: всем ПП ОГПУ, всем транспортным органам ОГПУ и всем органам РК милиции задания ГУЛАГ ОГПУ, Дмитровского лагеря ОГПУ и ПП ОГПУ МО в отношении запросов, установок, обысков, арестов, засад и т.д., касающихся беглецов из Дмитровского лагеря, исполнять в 24 часа и немедленно сообщать результаты по заданию. Начальнику ГУЛАГ’ ОГПУ и ПП ОГПУ МО докладывать мне об эффективности мероприятий органов ОГПУ и РКМ по данному вопросу.»
В постановлении СНК СССР № 1652/342 от 28 октября 1932 года «О строительстве канала Волга-Москва», в частности, было записано: «Не возражать против использования рабочих и технических сил Беломорстроя для строительства канала Волга-Москва и Истринской плотины, возложив на ОГПУ организацию и руководство этим делом. Строительство окончить к августу 1934 года»
Приказом ОГПУ № 1005 от 31 октября 1932 года были назначены:
– начальником строительства канала – Л.И. Коган (по совместительству с должностью начальника Беломорстроя ОГПУ);
– заместителем начальника строительства – Я.Д. Рапопорт (по совместительству с должностями зам. начальника ГУЛАГа и зам. начальника Беломорстроя О ГПУ );
– помощником начальника строительства – Н.А. Френкель (по совместительству с должностью начальника работ Беломорстроя ). Это назначение осталось только на бумаге, так как к работе в Москаналстрое Френкель, не приступал.
– начальником Финансового отдела строительства – Л.И. Берензон (по совместительству с должностью начальника Финансового отдела ОГПУ)
– главным инженером строительства – А.И. Фидман;
– заместителем главного инженера строительства – С.Я. Жук (по совместительству с должностью заместителя главного инженера Беломорстроя)
– заместителем главного инженера строительства – Н.Ф. Шапошников.
4 ноября 1932 года начальником Проектного отдела строительства был назначен бывший заключённый Беломорстроя В.Д. Журин, сменивший в этой должности А.Н. Комаровского.
На основании приказа ОГПУ № 993с от 23 ноября 1932 года и приказа Дмитлага № 55 от 25 ноября 1932 года Информационно-следственный отдел и ВОХР были слиты В единый 3-й отдел Дмитлага ОГПУ.
Приказом ОГПУ – № 071 от 11 февраля 1933 года новым начальником Дмитлага и одновременно заместителем начальника строительства был назначен заместитель начальника ГУЛАГа (по совместительству) Я.Д. Рапопорт, а бывший начальник Дмитлага А.Е. Сорокин был вновь назначен начальником 5 отдела ГУЛАГа. Этим же приказом заместителем начальника Дмитлага был назначен бывший начальник погранохраны ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю В.Т. Радецкий.
Приказом Дмитлага № 45 от 28 февраля 1933 года при КВО ДИТЛ была организована комиссия связи, в задачи которой входило:
– установление письменной связи со всеми освобождающимися заключёнными;
– оказание помощи всем освобождающимся заключённым.
Председателем указанной комиссии был назначен начальник КВО С.И. Ауэрбах.
В начале марта 1933 года был организован музей строительства Волга-Москва, в задачи которого входило освещение экспонатами музея:
а) общего значения строительства;
б) истории строительства;
в) условий и обстановки, в которой протекает строительство;
г) техники производства, изыскательских, проектных и строительных работ;
д) работы по трудовому перевоспитанию заключённых..
Новому музею было предписано всесторонне использовать опыт строительства Беломорско-Балтийского водного пути (ББВП), положив в основу организуемого музея экспонаты бывшего музея ББВП. Директором музея был назначен инженер Е.Е. Скорняков (по совместительству с должностью начальника модельно-макетной мастерской). Смотрителем музея был назначен заключенный Р.В. Волощак.
Совместным приказом МКС к ДИТЛ № 36 от 13 марта 1933 года был утверждён порядок подачи в ГУЛАГ заявок на рабсилу, согласно которому производственно-экономический отдел (ПЭО) при начальнике строительства (НСТР) к 10 числу каждого месяца должен был устанавливать размеры потребной рабсилы на предстоящий месяц и размеры необходимых пополнений. Подача заявок в ГУЛАГ осуществлялась через Учётно-распределительный отдел (УРО) Дмитлага.
Приказом МКС № 40 от 25 марта 1933 года стрелок ВОХР М.А. Кюсс (автор известного вальса «Амурские волны») был назначен капельмейстером музкоманды Дмитлага.
11 февраля 1933 года помощником начальника Дмитлага был назначен бывший помощник начальника Свирлага по производственной работе К.И. Вейс. Бывший комендант ОГПУ, он в 1926 году был осуждён на 10 лет со строгой изоляцией. 18 октября 1929 года он был назначен начальником 3 отдела УСЛОН, 10 июня 1930 года Вейс был назначен начальником 5 отделения там же, а с 11 сентября 1931 года работал помощником начальника Свирлага.
1 апреля 1933 года начальником 3 отдела Дмитлага был назначен бывший заместитель начальника Управления войск ОГПУ Московской области В.А. Барабанов.
Приказом по строительству № 50 от 13 апреля 1933 года было объявлено официальное название – «Строительство канала Москва-Волга», а так же сокращённое его наименование – «Москва-Волгострой». Таким образом, аббревиатуру МКС сменила новая – МВС. Все прежние печати, ШТАМПЫ и бланки объявлялись недействительными.
Приказом Дмитлага № 104 от 28 апреля 1933 года новым начальником КВО был назначен бывший председатель профкома Центрального аппарата ОГПУ Н.В. Михайлов.
Приказом ГУЛАГа № 50 от 16 мая 1933 года было запрещено использовать на административной и культурно-воспитательной работе заключенных, осуждённых за контрреволюционные преступления. Категорически запрещалось использовать заключённых на работе в 3 отделе лагеря.
Приказом по ДИТЛ № 133 от 20 мая 1933 года в целях активной борьбы с внутрилагерной преступностью, изоляции отрицательного и разложившегося элемента и заключённых, склонных к побегу, 2-й лагпункт 3 отделения (Полуденная Сторожка) был реорганизован в Отдельный лагерный пункт усиленного режима со штрафным изолятором (ШИЗО).
В приказе по МВС № 79 от 6 июня 1933 года было записано следующее: «Разведывательными работами научной экспедиции Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) были выявлены в зоне строительства памятники исторического прошлого (остатки древних поселений, городищ, курганов, могильников и пр.). Так как памятники эти имеют большое научное значение, предлагаю: о всех случаях обнаружения при изыскательских к строительных работах каких-либо памятников древности, а также о случайных находках древних предметов (изделий из камня, кости, рога, железа, бронзы, серебра, обломков глиняной посуды и пр.) немедленно сообщать музею Строительства в Дмитрове или представителям ГАИМК на местах.
Заведующему Музеем строительства по получении сведений о находках археологического характера немедленно совместно с представителями ГАШК выяснять, какие из найденных предметов должны быть помещены в Музее строительства, а какие следует передать в другие специальные музеи и хранилища для изучения. Придавая значение обогащению музея экспонатами археологического характера, имеющими лишь косвенное отношение к задачам Москва-Волгостроя, настоящим напоминаю начальникам отделов строительства о необходимости скорейшего пополнения музея экспонатами, иллюстрирующими к современный ход и достижения строительства Москва-Волгостроя по линии каждого отдела.»
Приказом по Общеадминистративному отделу Дмитлага №22 от 9 июля 1933 года был организован архив с разбивкой на лагерь и строительство, аналогичный с заведённым в ГУЛАГе: архив лагерный со дня основания лагеря и архив по строительству со дня перехода его в распоряжение ОГПУ.
Приказом ОГПУ № 140 от 23 августа 1933 года Я.Д. Рапопорт был освобождён от должности начальника Дмитлага в связи с назначением его начальником Беломорско-Балтийсксто комбината. Новым начальником Дмитлага приказом ОГПУ № 0107 от 23 сентября 1933 года был назначен С.Г. Фирин-Пупко (по совместительству с должностью заместителя начальника ГУЛАГа).
14 октября 1933 года Фирин подписал приказание № 35, где было записано: «Без ведома Когана и моего запрещается кому бы то ни было разрешать проживание з/к на частных квартирах в городе Дмитрове».
Приказом ОГПУ № 399 от 15 октября 1933 года В.А. Барабанов был назначен заместителем начальника Дмитлага, а новым начальником 3 отдела ДИТЛ был назначен бывший помощник начальника СПО ПП ОГПУ МО А.Б. Калачников. Этим же приказом еще одним помощником начальника был назначен бывший помощник начальника Сиблага ОГПУ М.П. Костандогло.
Приказом по Дмитлагу № 376 от 2 ноября 1933 года было объявлено о назначении с 17 октября 1933 года прокурором лагеря прибывшего из Московской областной прокуратуры В.П. Дьяконова.
Приказом по Дмитлагу № 402 от 15 ноября 1933 года В связи с ростом объёма работ на канале штат УРО был увеличен до 117 человек, не считая 20 человек для обработки прибывающих этапов.
Приказом по лагерю № 433 от 26 ноября 1933 года САНО Дмитлага было предписано приступить к организации специальных сангородков «в целях скорейшего восстановления сил и здоровья тех групп лагерников, которые по каким-либо причинам представляют собою неполноценную рабсилу». В 4 отделении Дмитлага, на Оревском пункте, был организован сангородок на 1500 человек с доведением до 2500 человек, во главе с начальником санчасти 5 отделения А.Я. Долгобородовым. В 8 отделении на 4 (Рахмановском) лагпункте – на 600 человек (начальник – врач Рахмановского лазарета С.Я. Колядко). В 12 отделении, на Андреевском лагпункте,- на 500 человек во главе с начальником санчасти этого отделения Добронравовым. Оревский сангородок считался городком управления Дмитлага ОГПУ.
Приказом по Дмитлагу № 434 от 27 ноября 1933 года на начальников отделов и отделений лагеря была возложена обязанность лично следить за помещаемыми в лагерной газете «Перековка» заметками, вскрывающими всякие отрицательные явления, и в трёхдневным срок сообщать Фирину о примятых мерах по существу заметки.
2 декабря 1933 года Фирин установил на строительстве канала такой порядок, когда работы прекращались только при морозе в 30 градусе по Цельсию и 25 градусов для нацменов.
Постановлением СНК СССР № 2620 от 3 декабря 1933 года главным инженером МВС был назначен С. Я. Жук.
В постановлении СНК СССР № 2640 от 7 декабря 1933 года было записано : «Ввиду увеличения габаритов канала Волга-Москва и сооружении на нём, а также ввиду значительного увеличения в связи с этим объёма работ, срок окончания строительства продлить до конца 1935 года с тем, что в эксплуатацию канал вступит с начала навигации 1936 года. Ввиду плохой пропускной способности Савёловской железнодорожной линии при нынешнем её состоянии и невозможности обеспечить перевозки Москва-Волгостроя, признать необходимым в течение 1934 года не позднее августа-сентября уложить вторые пути на участке Хлебниково-Дмитров (45 км)».
12 декабря 1933 года САНО Дмитлага выпустил санминимум для барака, на основании которого каждому лагернику полагалось не менее 3 кв. метров жилой площади при кубатуре воздуха в среднем не менее 6 куб метров; температура барака зимой должна была быть не менее 14 градусов по Цельсию, а вечером не менее 18 градусов.
Ещё в октябре 1932 года в Дмитлаг ОГПУ начали поступать первые заключённые. Они прибывали из Белбалтлага, Свирлага, Темлага, Вишлага и других лагерей ОГПУ. По состоянию на 1 января 1933 года в Дмитлаге же числилось 10400 заключённых, на 1 апреля 1933 года – 39328, на 1 июля 1933 года – 63116, на 1 октября 1933 года – 86914, на 1 января 1934 года – 88534 человека.
По состоянию на 1 января 1934 года на основных работах МВС было занято около 70 процентов заключённых Дмитлага.
Приказом МВС от 17 января 1934 года было объявлено деление районов строительства на следующие участки:
– Северный район: левый берег Волги, правый берег Волги, Карманово, Ольховский, Запрудненский, Лесозаводский и Полуденный участки;
– Центральный район: Яхромский, Медведковский, Икшанский, Оревскии, Куминовско-Михалевский, Голявинский, Игнатовский, Никольский, Татищевский, Микишкинский и Фоминский;
– Восточный район: Пестовский, Пяловский, Листвянский, Горицкий. Каргашинский, Большевский, Обольдинский, Максинский;
– Хлебниковский район: Новосельцевский, Повельцевский, Котовский, Лихачёвский, Химкинский и Долгопрудненский;
– Южный район: Никольский, Щукинский, Строгинский, Карамышевский и Перервинский;
– Истринский район ( деление на участки объявлено не было).
На основании приказа начальника Дмитлага № 49 от 30 января 1931 года в Северном районе МВС был организован городок инвалидов, где для них был создан надлежащий режим, лечение и где их использовали на подсобных работах кустарного типа.
В феврале 1934 года во всех районах МВС были организованы художественные мастерские со штатом от 2 до 4 человек, а при КВО ДИТЛ была учреждена должность инструктора по ИЗО, на которую вскоре был назначен вольнонаемный Г.С. Кун. При управлении Дмитлага была образована бригада художников из шести человек (4 заключенных и 2 вольнонаемных)
15 февраля 1934 года Фирин утвердил «Положение о строительных отрядах», объявленных низовой формой административной и трудовой организации заключенных. Каждый отряд насчитывал от 300 до 600 человек и делился на бригады по 25 – 60 заключенных.
Приказом по ДИТЛ № 81 от 20 февраля 1934 года был объявлен состав совета общества «Динамо» Дмитлага» во главе с В.А. Барабановым Районные бюро общества «Динамо» возглавляли начальники районов Северного – К.И. Вейс, Центрального – И.Ф. Заикин, Хлебниковского – Г.Д. Афанасьев, Южного – М.М. Кузнецов, Восточного – А.А. Данилов, Истринского – П.М. Головкин, Весьегонского – П.П. Честных.
Выступая 8 марта 1934 года на съезде лучших ударниц трассы, начальник Дмитлага Фирин, в частности, сказал: «Мы, чекисты, считаем, что неисправимых людей нет… Нужно учитывать, что наша масса – это не обычная среднеобывательская масса. Это – люди, прошедшие через очень тяжелые жизненные испытания, люди, выросшие и воспитавшиеся на уголовной улице или в антисоветской среде. Нужно без грубости подойти к этим людям, надо помогать им встать на путь советской перековки. На Беломорстрое был обычай: лучшие коллективы соревновались за то, чтобы получить 10-15 отказчиков и поставить их на правильный путь. У нас обратное явление – все от них отмахиваются. Это неправильно. Надо бороться за то, чтобы этих людей переделать!».
Приказом от ДИТЛ № 151 от 20 марта 1934 года находящаяся в г. Коврове на экскаваторном заводе временная командировка Дмитлага в составе 464 заключенных (валовой рабсилы) и 105 курсантов – экскаваторных машинистов – была переименована в отдельный Ковровский отряд во главе с Зайцевым и с непосредственным подчинением управлению Дмитлага.
Приказом по Дмитлагу № 187 от 13 апреля было объявлено о приведённом в исполнение в г. Дмитрове приговоре коллегии ОПТУ: 11 заключенных были расстреляны по обвинению в воровстве, хулиганстве, избиении лагерной администрации, инженерно-технического персонала и лагерников.
Приказом МВС № 76 от 15 апреля 1934 года консультантом при архитектурном отделении Техотдела строительства был назначен профессор Г. Л Веснин.
Приказом по Дмитлагу № 221 от 20 апреля 1934 года было утверждено «Положение о санитарно-курортной отборочной комиссии (СКОК) Санитарного отдела лагеря, в задачу которой входило распределение курортных путёвок между сотрудниками Дмитлага и МВС. Интересно отметить,что как ни боролись чекисты за чистоту языка, «феня» проникала не только в обиходный язык, но и в официальные документы: на блатном языке «скоком» называется квартирная кража со взломом, грабёж.
1 июня 1934 года в Дмитрове открылся I Вселагерный слёт ударников-тридцатипятников (осуждённых по статье 35 УК РСФСР в редакции 1926 Года за воровство). М. Горький прислал приветствие слёту, где, в частности, было записано следующее: «Пора вам, ребята, понять, что, воруя теперь, в наш дни, воруют у государства, что сегодняшние воры – враги уже не маленькой кучки крупных грабителей, а враги 170 миллионов рабочих и крестьян.»
4 июня 1934 года трассу канала посетили Сталин, Каганович, Ворошилов, Куйбышев, Жданов, Ягода. Они осмотрели работы на 7 и 8 шлюзах и Химкинской плотине в Южном районе, а так же на Глубокой выемке в Хлебниковском районе.
Приказом ДИТЛ № 358 от 23 июня 1934 года было предписано выявить всех осевших на жительство вблизи лагеря родственников заключенных и немедленно сообщить о них в ближайшие райотделы ПП ОГПУ МО с целью выселения их за пределы 25-километровой зоны от лагеря. Прописка семей заключенных на постоянное жительство допускалась только в самых исключительных случаях с разрешения Когана или Фирина.
В приказе по ДИТЛ № 359 от 3 июля 1934 года говорилось, что вопросу санитарного состояния кладбищ и отвода участков под них со стороны начальников районов и санитарного надзора районов не уделяется должного внимания. Участки под кладбища занимаются произвольно, без учета охранной зоны канала и расположения водоисточников. Кладбища не окопаны, не обнесены изгородью. Захоронение трупов производится небрежно и особенно в зимнее время (Южный район – Никольский и Щукинский участки, Северный район – Запрудня, Орудьевский район – Орудьево). Было приказано в месячный срок официально оформить такие захоронения участкам, расположенным недалеко от гражданских населенных пунктов пользоваться их кладбищами, а самостоятельные кладбища открывать только в крайних случаях, согласуясь с начальниками санотделений и гражданскими органами санитарного надзора.
Приказанием по лагерю № 3 от 25 июля 1934 года в связи с массовой отправкой из Дмитлага в отдаленные лагеря нарушителей лагерной дисциплины, отказчиков и «лодырей», было предписано полностью очистить все районы от «разложившихся» лагерников. Всего из Дмитлага в северные лагеря было отправлено три эшелона со «злостными нарушителями дисциплины».
10 августа 1934 года на строительстве побывали секретарь ЦК ВКПб Каганович, нарком Ягода, замнаркома внутренних дел СССР Агранов, секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев, секретарь МК ВКП (б) Хрущев и председатель Мособлисполкома Филатов.
Гостей сопровождали: начальник МВС Коган, начальник Дмитлага Фирин, главный инженер МВС Жук и его заместитель Мачтет. Они осмотрели работы в Хлебниковском, Центральном, Северном и Волжском районах. Вечером в клубе в Дмитрове перед руководящим составом МВС и лагеря выступали Каганович, Ягода и Коган.
15 сентября 1934 года на 1-м Вселагерном слёте лагерных корреспондентов и писателей Дмитлага выступил писатель Всеволод Иванов. Приветствие слёту прислал Максим Горький.
Приказом по ДИТЛ № 276 от 19 сентября 1934 года было объявлено об организации отделения Мособлсуда по делам Дмитлага в составе председателя суда И.М. Мальцева, членов суда: зам.нач.лагеря В.А. Барабанова, начальника 3 отдела лагеря А.В. Калачникова. Отделение Мособлсуда разместилось в здании управления лагеря.
Приказом НКВД СССР № 256 от 5 ноября 1934 года было объявлено об окончании строительства водохранилища на реке Истре. Законченная Истринская плотина явились первым значительным вкладом строительства «Москва-Волга» в дело водоснабжения Москвы. В связи с этим 307 лучших каналоармейцев Истринского строительства были освобождены из заключения, 1817 заключённым срок был сокращён на 2-3 года, 2822 заключённым – на 1-2 года, 4273 заключённым – на полгода-год.
В конце 1934 года на строительстве канала выходили газеты: «Перековка», «Каналоармейка», «Перековка тридцатипятника», «За нову Людину», «Канал- Зарбдары», «Долой неграмотность», журнал «На штурм трассы», «Москва- Волгострой», а также книжная серия «Библиотечка Перековки».
Приказом НКВД СССР № 273 от 16 ноября 1934 года была произведена рокировка: начальником 3 отдела Дмитлага был назначен бывший начальник 3 отдела ГУЛАГа НКВД СССР Е.А. Евгеньев, а начальником 3 отдела ГУЛАГа был назначен бывший начальник 3 отдела Дмитлага А.В.Калачников. Приказом по ДИТЛ № 601 от 29 декабря 1934 года Евгеньев был назначен председателем спортивного общества «Динамо» при ДИТЛ и МВС, сменив на этом посту В.А. Барабанова.
В приказе по Дмитлагу№ 487 от 30 ноября 1934 года в связи с 2-летней Годовщиной функционирования газеты Дмитлага «Перековка» было отмечено, что, начав с тиража в 3000 экземпляров, «Перековка» довела его до 30 000 экземпляров, объединив вокруг себя около 5000 лагкоров.
Приказом по ДИТЛ № 37 от 14 декабря было объявлено следующее распределение обязанностей по руководству отделами управления лагеря начальник лагеря Фирин С.Г – планово-экономическая группа, КВО, ФИНО, Отдел кадров и лагерная печать; зам. начальника лагеря Барабанов В.А. – САНО, Отдел снабжения, Общий отдел, УРО и Коммунально-бытовая инспекция; зам. начальника лагеря Евгеньев Е.А. – 3 отдел, ВОХР, решение всех вопросов командировок и пропусков заключённых лагеря.
Приказом НКВД СССР № 82 от 10 апреля 1935 года новым заместителем начальника Дмитлага вместо В.А. Барабанова был назначен бывший начальник 5 отдела ГУЛАГа А.А. Горшков, и новым начальником КВО вместо то М.В. Филимонова был назначен бывший зам. начальника этого же отдела Л.Б.Явиц. Причиной отстранения от должностей в Дмитлаге Барабанова и Филимонова стало пьянство и грубое нарушение ревзаконности.
Приказом НКВД СССР № 045 от 29 апреля 1935 года было запрещено направлять в Дмитлаг осужденных:
а) за измену Родине (ст. 58, п.1-а УК);
б) за шпионаж (ст. 58, п.6 и ст. 193, п. 24);
в) за террор (ст.58, п.8);
г) за диверсию (ст. 58, п.9);
д) бывших членов а/с политпартий (независимо от ст. УК, по которой они осуждены);
е) бывших участников антипартийных к/р группировок: троцкисты и др.
ж) участников к/р фашистских группировок и организаций;
з) руководителей националистических к/р группировок и организаций;
и) бывших белых офицеров (осуждённых по ст.58 УК);
к) руководителей повстанческих к/р. организаций (ст.58, п.2,3,4);
л) актив церковных и сектантских к/р. групп и организаций;
м) за бандитизм (ст. 59, п. 3, кроме осуждённых по ст. 59, п.З-в);
н) иностранных подданных (независимо от ст., по которой они осуждены)
о) приговорённых к ВМН с заменой 10 годами, (независимо от ст.);
п) уроженцев и постоянных жителей г. Москвы и Московской области, а также осуждённых органами НКВД и НКЮ на территории г. Москвы и Московской области.
В приказе НКВД СССР № 99 от 29 апреля 1935 года было записано, что все хорошо работающие заключённые должны быть окружены особым вниманием и в первую очередь удовлетворяться хорошим снабжением удобным жильём и улучшенным питанием, а все лодыри, отказчики и вредители стройки должны беспощадно караться, а наиболее злостные из них привлекаться к уголовной ответственности как за сознательный саботаж и срыв строительства канала.
Приказом по МВС и ДПТЛ № 148 от 11 июня 1935 года были утверждены штаты пионерского лагеря, начальником которого был назначен уполномоченный 3 отдела Дмитлага И.М. Курганов.
В приказе НКВД СССР .№ 186 от 25 июня 1935 года было отмечено, что Ковровский экскаваторный завод досрочно выполнил годовую программу, дав Мосволгострою 135 экскаваторов. Начальник Ковровского завода Ф.Я. Яфедов был премирован легковой автомашиной «Форд» назначен заместителем начальника МВС и начальником Экскаваторного отдела строительства (по совместительству). Было отмечено, что каждый работающий экскаватор освобождает 350 каналоармейцев-тачечников от тяжёлого труда.
30 июня 1935 года 300 динамовцев канала впервые приняли участие физкультурном параде на Красной площади в Москве.
Приказом по Дмитлагу № 632 от 3 июля 1935 года «в целях художественного отображения строительства канала и перековки лагерников. В живописи, графике, рисунке и скульптуре самих каналоармейцев» была организована вселагерная художественная выставка каналоармейского искусства.
Приколом НКВД, СССР № 467 от 13 июля 1935 года бывший начальник 3 отдела Дмитлага Е.А. Евгеньев был назначен помощником начальника лагеря, а новым начальником 3 отдела и заместителем начальника Дмитлага был назначен бывший помощник ИНО ГУГБ НКВД СССР С.В. Пузицкий.
Приказом по ДИТЛ № 729 от 5 августа 1935 года при КВО лагеря было организовано Бюро по трудоустройству и помощи бывшим заключённым..
Приказом № 245 от 7 августа 1935 года станции «Карманово» и «Волжская плотина» Волжской железной дороги были переименованы в станции «Техника» и «Большая Волга».
Приказом по ДИТЛ № 733 от 12 августа 1935 года на территории 2-й трудкоммуны НКВД у станции Люберцы Московско-Казанской железном дороги был организован Люберецкий отдел Дмитлага на 100 заключённых.
12 августа 1935 года Фирин подписал приказ по Дмитлагу, где было записано следующее: «В ряде центральных газет наряду с информацией о строительстве канала «Москва-Волга» начали появляться заметки о жизни и работе Дмитровского исправительно-трудового лагеря НКВД. В этих заметках, составленных приезжими корреспондентами внестроительных газет и основанных на несерьёзной информации случайных людей, зачастую печатаются всякие несуразности, которые не только не дают правильного освещения, но и прямо искажают огромную работу исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР.
В целях упорядочения этого вопроса и решительного пресечения в дальнейшем неправильной информации советских читателей о жизни исправительно-трудовых лагерей НКВД, приказываю:
– категорически запретить допуск посторонних лиц на территорию лагеря;
– запретить сотрудникам ДИТЛ давать какие-либо сведения во внелагерные газеты и журналы;
– все корреспонденции и статьи о жизни ДИТЛ, намечаемые к напечатанию во внелагерных газетах и журналах, должны быть обязательно завизированы начальником ДИТЛ или его заместителями».
2 сентября 1835 года Перервинский и Хлебниковский участки канала посетили секретарь ЦК ВКП(б) и председатель КПК К.И. Ежов и заместитель наркома внутренних дел СССР Г.Е. Прокофьев.
8 сентября 1935 года Сталин и Молотов подписали постановление СССР ВКП(б) «О строительстве канала Москва-Волга», где было записано, что к 1 июля 1935 года (то есть за три года строительства) выполнено 45,7 % от общего объёма требуемых земляных работ, 22 % бетонных и железобетонных работ. В проекте строительства канала было предусмотрено: глубина канала 5,5 метра, протяжённость канала – 128 километров с семью шлюзами длиной 290 метров и шириной 30 метров, шестью плотинами и пятью насосными станциями; водопроводный канал протяжённостью в 31 километр от водохранилища на реке Уче до Сталинской водопроводной станции; восемь гидростанций при плотинах суммарной мощностью в 67000 киловатт и другие сооружения. Размер капиталовложений на строительство сооружений канала был установлен в 1400 млн. рублей с окончанием работ к навигации 1937 года.
28 сентября 1935 года состоялся объединённый пленум Московских обкома и горкома ВКП (б) с участием актива строителей канала. В работе пленума приняли участие Каганович, Ягода, Хрущёв, Микоян. С докладами «Канал Москва-Волга – важнейшая часть реконструкции Москвы» и «Родной брат метро» выступили начальник МВС Коган и начальник Дмитлага Фирин.
4 ноября 1935 года приёмочная комиссия МВС приняла Химкинский мост через канал на линии Октябрьской железной дороги. Длина моста составила 116 метров. Сразу же после этого по мосту было открыто движение товарных и пассажирских поездов.
Приказом по ДИТЛ № 956 от 26 ноября 1235 года председателем лагерного общества «Динамо» был утверждён А.А. Горшков.
Приказами НКВД СССР № 792 и 794 от 29 ноября 1935 года были присвоены спецзвания государственной безопасности: заместителю начальника ГУЛАГа и начальнику Дмитлага Фирину-Пупко С.Г. – старший майор ГБ, заместителю начальника Дмитлага и начальнику 3 отдела лагеря Пузицкому С.В – комиссар ГБ 3 ранга. Приказом НКВД СССР от 4 декабря 1935 года спецзвание «старший майор ГБ» было присвоено начальнику МВС Когану Л.И.
Приказом НКВД СССР № 389 от 20 декабря 1935 года было объявлено о введении в Дмитлаге зачётов рабочих дней из расчёта 1 день работы за 2 дня срока или 90 дней за квартал.
Приказом МВС и ДИТЛ № 295 от 28 декабря 1935 года было объявлено о начавшейся 2 ноября эксплуатации двухпутного участка Савеловской железной дороги «Хлебниково-Дмитров», построенного силами МВС.
По состоянию на 1 января 1934 года численность заключённых Дмитлага составляла – 86534 человека, на 1 апреля – 118155, на 1 июля – 162845, на 1 октября- 188311, на 1 января 1935 года – 192229, на 1 апреля – 195648, на 1 июля – 182633, на 1 октября – 189882, на 1 января 1936 года – 192034 человека.
Приказом НКВД СССР № 24 от 10 января 1936 года новым начальником Дмитлага был назначен бывший зав. культмассовым отделом Моссовета Ю. А. Липский. Приказом по ДИТЛ № 168 от 16 марта 1936 года бывший помощник начальника Икшанского района А.П. Флексер был назначен помощником начальника Дмитлага, а 22 августа он также (по совместительству) был назначен начальником Отдела кадров МВС ДИТЛ. На основании приказа МВС № 203 от 21 апреля 1936 года в Москве по адресу: улица Мещанская, 77/85 началось строительство жилого дома для сотрудников строительства.
Приказом по Дмитлагу № 286 от 7 мая 1936 года за воздушное хулиганство во время полётов над г. Дмитровом были лишены зачетов рабочих дней и переведены на производство два заключённых лётчика общества «Динамо» лагеря – Н.Д. Горев и Т.Д. Саежкин. Для укрепления руководства заместителем председателя лагерного общества «Динамо» был назначен заместитель начальника 3 отдела Дмитлага Б.В. Кшанович.
Приказом по ДИТЛ № 370 от 12 июня 1936 года были объявлены итоги вселагерного конкурса по созданию каналоармейской музыки. В работе жюри принимали участие композиторы: Дзержинский, Белый, Кабалевский, Шехтер, Чемберджи, Старокадомский. Из 112 произведений было отобрано 20. Первые премии получили заключённые-композиторы, сочинившие музыку и слова «Марша бетонщиков», «Ветер», «Напев для 6алалайки», «Осень в Орудьево» и «Мелодию для баяна».
14 июня 1936 года Перервинский шлюз №10 Южного района посетили Сталин, Каганович, Орджоникидзе и Ягода.
По состоянию на 1 июля 1936 года на строительстве сооружений канала работали 163 экскаватора, 1800 автомобилей, 172 паровоза, 2000 вагонов и 300 тракторов. В это же время в Дмитрове находились заключенные 46 национальностей народов СССР.
Приказом по МВС № 399 от 17 июля 1936 года начальником Мехзавода МВС был назначен бывший начальник его экскаваторного цеха П.К. Георгиевский.
Приказом по МВС №451 от 1 августа 1936 года на Хлебниковский район было возложено строительство водной станции «Динамо» на Химкинском водохранилище.
Приказом НКВД СССР № 727 от 9 августа 1936 года, в связи с назначением Когана заместителем Наркома лесной промышленности СССР он был освобождён от должности начальника МВС. Этим же приказом новым начальником строительства был назначен (по совместительству] начальник ГУЛАГа М. Д. Берман.
Приказом по МВС и ДИТЛ №168 от 27 августа 1936 года для проверки исполнения приказов при начальниках МВС и ДИТЛ была организована Особая оперативная инспекция из 5 человек во главе с начальником Секретариата и начальником отделения кадров ГУЛАГа (по совместительству) А. Л. Сулиным-Этиным (он же являлся личным секретарём Бермана).
Приказом по МВС и ДИТЛ №167 от 28 августа 1936 года был упразднён Общий отдел Дмитлага, а его функции по несекретному делопроизводству, по командировкам и по изданию приказов были переданы в Отдел кадров, причём комендатура была выделена в самостоятельное подразделение с подчинением заместителю начальника Дмитлага А.А. Горшкову.
Приказом по МВС № 115 от 8 октября 1936 года строительство водное станции «Динамо» возглавил (по совместительству) начальник Хлебниковского района Г.Д. Афанасьев.
28 сентября 1936 года начальник САНО ГУЛАГа И.Г. Гинзбург возглавил (по совместительству) САНО Дмитлага.
Приказом НКВД СССР № 937 от 7 октября 1936 года бывший начальник Беломорско-Балтийского лагеря Д.В. Успенский был назначен заместителем начальника Дмитлага.
26 октября 1936 года начальник отдела перевозок и связи ГУЛАГа Ю.П. Бриль возглавил (по совместительству) Отдел перевозок МВС.
27 ноября 1936 года главный бухгалтер ФИНО ГУЛАГа Л.И. Инжир был (по совместительству) назначен главным бухгалтером МВС.
Совместным приказом по МВС и ДИТЛ № 269 от 2 декабря 1936 года в связи с окончанием основных экскаваторных работ экскаваторно-транспортный отдел был реорганизован в Автотранспортный отдел – АТО, начальником которого был назначен В.Л. Папировский.
На основании приказов НКВД СССР №№ 488 и 489 от 9 декабря 1936 года, в связи с окончанием основных земляных и бетонных работ на ряде сооружений канала и освобождением большого количества заключённых и вольнонаёмных работников, часть из них была откомандирована на Волгострой НКВД.
Приказом по МВС № 282 от 18 декабря 1936 года начальник Хлебниковского района Г.Д. Афанасьев был назначен (по совместительству) начальником строительства Химкинского речного порта.
На основании приказа МВС № 57 от 8 февраля 1937 года для сооружения 15 метровых гранитных монументов Ленина и Сталина у выхода из Волги в канал Волжский район выделил свои лучшие бригады. Как говорилось в приказе, сооружение этих монументов у входа в канал должно было отразить величие канала, как одного из памятников ленинско-сталинской эпохи.
На оснований постановления СНК СССР № 254 от 15 февраля 1937 года и совместного приказа МВС и ДИТЛ № 28 от 3 марта 1937 года для строительства Южного порта на Москве-реке был организован лагерный район «Южный порт».
23 марта были опущены щиты на Волжской плотине, и вода начала заполнять русло канала.
Постановлением СНК СССР № 590 от 9 апреля 1937 года был установки срок сдачи канала в постоянную эксплуатацию к 1 июля 1937 года. Эксплуатация канала В течение 1937 года была возложена на МВС, а с января 1938 года объекты канала с полным штатом работников, освоивших этапы сооружения канала, подлежали передаче Наркомводу СССР. В том же постановлении СНК СССР было записано:
– Наркомводу к 1 мая 1937 года закончить постройку и оборудование 8 дебаркадеров на пристанях Щукино, Хлебниково, Чиверово, Большая Волга, Конаково, Лисицыно, Калинин и Рыбинск;
– НКВД СССР к 1 июня 1937 года должен был сдать в эксплуатацию пассажирский вокзал в Химкинском порту и павильоны со служебными помещениями на пристанях Запрудки, Торфяная, Дмитров, Яхрома, Влахернская, Икша, Пирогово и к 1 июля – пассажирский павильон на пристани «Большая Волга»;
– Наркомводу внести на утверждение СНК СССР предложения о проекте и сроках строительства судоремонтных мастерских в Хлебниково, а ремонт судов канала в зиму 1937-1938 годов обеспечить путём организации в Хлебниково временной ремонтной базы.
17 апреля 1937 года волжская вода заполнила канал на всём его протяжении.
22 апреля 1937 года канал посетили Сталин, Ворошилов, Молотов и Ежов.
28 апреля 1937 года были арестованы начальник Дмитлага С.Г. Фирин и начальник 3 отдела лагеря С. В. Пузицкий.
Приказом НКВД СССР № 651 от 29 апреля 1937 года заместителем начальника ГУЛАГа, начальником Дмитлага и заместителем начальника МВС был назначен бывший заместитель Наркома внутренних дел Украинской ССР З.Б. Кацнельсон. Этим же приказом начальником 3 отдела Дмитлага был назначен бывший начальник ОО ГУГБ НКВД МВО П.Ш. Симановский.
Приказом НКВД СССР и 188 от 8 мая 1937 года в составе МВС было организовано Управление эксплуатации канала, начальником и главным инженером которого был назначен А.П. Комаровский. Приказом МВС № 300 от 10 мая 1937 года штат нового управления был установлен в количестве 394 человек, а заместителем начальника этого управления был назначен бывший начальник Центрального района Ф.Т. Прохоровский.
Приказом НКВД СССР № 192 от 15 мая 1937 года «за исключительные заслуги по строительству канала Москва-Волга» главный инженер МВС С.Я. Жук был награждён легковой автомашиной «ЗИС».
В приказе НКВД СССР № 00266 от 20 мая 1937 года было записано следующее:
«1. Начальнику строительства канала Волга-Москва т. Берману организовать работы по окончанию строительства канала таким образом чтобы в период с 20 мая по 20 июня были закончены все основные работы с тем, чтобы на 20 июня Дмитровский лагерь был максимально свёрнут.
- На период после 20 июня на остаточный объём работ оставить только заключенных, осуждённых по бытовым статьям из краткосрочников.
- Из подмосковных районов лагеря (Южный, Сходненский, Карамышевский, Хлебниковский, Водопроводный) в 5-дневный срок изъять всех заключенных, осуждённых по контрреволюционным статьям, и отправить в другие лагеря.
- В перечисленных выше подмосковных районах лагеря:
а) охрану из числа заключённых немедленно перебросить в северные районы, пополнив из северных районов охрану вольнонаёмными стрелками;
б) пожарную охрану из числа заключённых заменять вольнонаёмными работниками.
- Начальнику Дмитлага т. Кацнельсону пересмотреть списки заключённых, пользующихся правом проживания на частных квартирах, и таковые максимально сократить, переведя заключённых на лагерное положение».
На основании приказа НКВД СССР № 201 от 20 мая 1937 года были организованы две комиссии: по применению льгот для заключённых под председательством начальника Дмитлага Кацнельсона и по составлению списков вольнонаёмных работников МВС для награждения их за ударную работу под председательством начальника МВС Бормана.
Приказом по МВС № 334 от 7 июня 1937 года было объявлено об изготовлении большой электрифицированной рельефной карты канала для международной выставки в Париже.
Приказом по МВС и ДИТД № 64 от 3 июня 1937 года для выдачи паспортов лагерникам, досрочно освобождаемым за ударную работу на строительстве, был организован Центральный паспортный отдел (20 человек по штату).
Постановлением СНК СССР № 908 от 7 июня 1937 года было предписано приступить к опытной эксплуатации канала 15 июня 1937 года.
Приказом НКВД СССР№ 968 от 14 июня 1937 года бывший начальник 3 отдела и заместитель начальника Дмитлага П.Ш. Симановский был назначен начальником УНКВД Курской области.
4 июля 1937 года по докладам начальника МВС М.Д. Бермана и председателя правительственной комиссии по приёму канала Москва-Волга С.З. Гинзбурга СНК СССР и ЦК ВКП(Б) приняли совместное постановление №1066, где было записано следующее:
«1. Одобрить доклад правительственной комиссии по каналу Москва-Волга и признать строительство канала законченным, а канал готовым к эксплуатации.
- Открыть канал Москва-Волга для пассажирского и грузового движения с 15 июля 1937 года.
- Объявить благодарность Наркому внутренних дел СССР и всему коллективу строителей канала Москва-Волга за образцовое выполнение правительственного задания.
- Предложить наркому внутренних дел СССР т. Ежову представить свои соображения о награждении строителей канала Москва-Волга».
Постановлением Президиума ЦИК СССР от 14 июля 1937 года «за выдающиеся успехи в деле строительства канала Москва-Волга» были награждены орденами Ленина начальник Хлебниковского района Г.Д. Афанасьев, начальник Мехзавода П.К. Георгиевский, зам. главного инженера МВС В.Д. Журин, начальник работ Центрального района А.Н. Комаровский, начальник работ Волжского района Г.Н. Мачтет, начальник АТО МВС В.И. Папировский, начальник сооружения шлюза № 5 С.К. Погарский, начальник Планово-производственного отдела МВС М.Н. Попов, зам. начальника ГУЛАГа И.И. Плинер, начальник Центрального района Ф.Т. Прохорский, зам. начальника Дмитлага П.Ш. Симановский, начальник Водопроводного района А.А. Усиевич, зам. начальника Дмитлага Д.В. Успенский, главный инспектор МВС А.И.Фидман.
Орденами Красной Звезды были награждены начальник МВС М.Д.Берман, главный инженер МВС С.Я. Жук, бывший начальник МВС Л.И.Коган, помощник начальника ГУЛАГа А.П.Ермаков.
Орденами Трудового Красного Знамени – начальник ФИНО НКВД СССР и МВС Л.И. Берензон, начальник САНО ГУЛАГа Я.Г.Гинзбург, зам начальника Техотдела МВС Г.А.Руссо, зам. начальника КВО Дмитлага И.Б. Явиц, председатель Совета жён работников МВС О.И. Крипайтис.
Орденами Знак Почёта – начальник оперотделения 3 отдела ДИТЛ П.К. Жичилин, начальник УРО Дмитлага Ю.А. Липский, зам. главного инженера МВС Е.Д. Рубинчик, начальник инспекции А.Л. Сулин-Этин, секретарь парткома Центрального района А.А. Щёкин.
Всего было награждено 404 человека, из них орденом Ленина – 42, орденом Красной Звезды – 25, орденом Трудового Красного Знамени – 209 орденом Знак Почёта – 129.
В совместном постановлении ЦИК и СНК СССР № 103/1113 от 11 июля 1937 года «О награждении и льготах для строителей канала Москва Волга было записано следующее: «В связи с окончанием в установленные правительством срок строительства канала Москва-Волга и передаче» его в эксплуатацию, ЦИК и СНК СССР постановляют:
- Предложить НКВД СССР наградить ценными подарками и денежными премиями отличившихся на строительстве вольнонаёмных работников.
- Установить для строителей канала Москва-Волга специальный знак.
- Предложить НКВД СССР представить в ЦИК СССР списки бывших заключенных, добровольно оставшихся для работы на канале по вольному найму, особо отличившихся на строительстве канала Москва-Волга для снятия с них судимости.
- Досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга 55000 заключённых. Обязать ВЦСПС принять меры к скорейшему их устройству на работу.
- Предложить НКВД СССР при освобождении заключённых за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга выдавать им, кроме специальных удостоверений, свидетельствующих об их работе на канале Москва-Волга, также проездные билеты и денежные награды в размер от 100 до 500 рублей».
15 июля 1937 года канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов. В «Зелёном театре» ЦПКО имени Горького по этому случаю состоялся 20-тысячный митинг, а вечером в Большом театре – торжественное заседание с участием Сталина, Молотова, Жданова, Хрущёва, Булганина, Ежова, Фриновского, Реденса, Бермана и Жука. Берман доложил собравшимся, что «ошибка природы, лишившая Москву крупных источников воды, исправлена в 4 года и 6 месяцев».
Приказом НКВД СССР № 104 от 2 августа 1937 года была установлен следующая структура Дмитлага:
– отделы УРО, САНО, ООС, ОК, ФИНО, КВО, 3 отдел;
– районы: центральный ,Волжский, Химкинский и Южный;
– отдельные участки: Икшанский, Хорошевский, Перервинский, Дмитровский и Межзаводский.
Этим же приказом начальником Дмитлага был назначен Ф.Т. Прохорский, а заместителем начальника – Ю.А. Липский. Но уже через месяц приказом НКВД СССР № 1500 от 25августа 1937г. начальником Дмитлага и врид ( временно исполняющим дела) начальника Управления по эксплуатации канала (по совместительству) был назначен бывший зам. Начальника Дмитлага Д.В. Успенский, а Прохорский был оставлен его заместителем. Главным инженером и заместителем начальника Управления по эксплуатации канала был назначен Г.Н. Мачтет.
Приказом НКВД СССР № 363 от 31 августа 1937 года за «чёткое выполнение оперативной работы на строительстве канала Москва-Волга» свыше 100 сотрудников 3 отдела и ВОХР Дмитлага были награждены «Почётными значками ВЧК-ГПУ», знаками «Почётного работника РКМ», часами.
Приказом по Управлению эксплуатации канала и Дмитлагу № 170 от 31 декабря «в целях сосредоточения всего архивного материала» архивное отделение Отдела кадров было реорганизовано в Центральный архив Управления эксплуатации канала Москва-Волга во главе с Г.П. Камеловым. В этот архив вошли следующие комплексы документов: центральный технический архив, архив УРО, архив тех. инспекции, архив сдаточной комиссии, архив бывшего сектора монтажных работ, архив бюро по изучению зоны затопления, архив бывшего отдела гидрологии, архив архитектурно-строительного отдела и архив финансово-планового отдела.
Приказами по Дмитлагу №№ 21, 24, 25 за январь 1938 года было объявлено о расстреле нескольких заключённых за бандитско-хулиганские действия в лагере, за попытку побега из лагеря, а также о переводе на общие работы с последующим направлением для дальнейшего отбытия наказания в отдалённые лагеря заключённых, замеченных в распитии спиртных напитков, самовольных отлучках из лагеря и появлении в городе Дмитрове с водкой.
Приказом НКВД СССР № 013 от 31 января 1938 года Управление эксплуатации канала Москва-Волга было передано из ведения НКВД СССР в ведение Наркомвода, а Дмитлаг был реорганизован в Отдельный Дмитровский район ГУЛАГа во главе с Д.И. Лисицей. На этот район было возложено выполнение оставшихся недоделок по каналу, а также предоставление Наркомводу рабочей силы для эксплуатации и текущего ремонта канала.
Приказами по Отдельному Дмитровскому району № 11 и 34 от 13 и 19 февраля 1938 года в ведение ГУЛАГа был передан Отдельный Бескудниковский участок и в ведение ОМЗ УНКВД Московской области Краснопресненский отдельный эвакуационный пересыльный пункт.
На основании распоряжения СНК СССР № УД-ЮО-1 от 8 февраля и приказа НКВД СССР № 126 от 28 февраля 1938 года была организована ликвидационная комиссия по делам МВС во главе с помощником начальника ГУЛАГа М.Ф. Госкиным.
Приказом НКВД СССР № 294 от 3 мая 1938 года было объявлено о снятии судимости Указом ПВС СССР от 16 апреля 1938 года с 600 бывших заключённых, добровольно оставшихся на строительстве канала после отбытия срока наказания.
Приказом по Отдельному Дмитровскому району № 225 от 20 июня 1938 года в связи с ликвидацией лагерных участков было предписано произвести генеральную очистку всей передаваемой другим ведомствам и организациям территории в зоне и за зоной в радиусе 50 метров с перепахиванием свалок.
Совместным приказом НКВД СССР и Наркомвода № 416 от 5 июля 1938 года в связи с окончанием приёма канала комиссией Наркомвода Отдельный Дмитровский район ГУЛАГа был ликвидирован.
По состоянию на 1 января 1936 года численность заключённых Дмитлага была – 192034 человека, на 1 апреля – 175629, на 1 июля – 180390, на 1 октября – 183414, на 1 января 1937 года – 146920, на 1 апреля – 147695, на 1 июля – 74693, на 1 октября – 29660, на 1 января 1938 года – 16066, на 1 февраля – 6814 человек.
Смертность в Дмитлаге была следующей: в 1933 году умерло 8873 человека или 16,1 % от общего количества заключённых; в 1934 году – 6041 или 3,88 %, в 1935 году – 4349 или 2,3 %, в 1936 году – 2472 или 1,4 %, в 1937 году – 1068 или 0,9 %, в 1938 году – 39 человек. Всего с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938 года в Дмитлаге умерло 22 842 заключённых.
В Савелово штаб был, а прям в Савелово или может Иванькино? Далековато для штаба.
Когда делалось первоначальное разбиение строительства канала на отделения, точного проекта канала ещё не было. По факту первый участок вообще оказался не у дел и, скорее всего, остался только на бумаге. Следующее разбиение на районы строительства в начале 1934 года было приближено к реалиям и соответствовало производственным задачам.