Просмотров: 104

Замечательное сооружение сталинской эпохи

Строительство канала Москва – Волга является вторым звеном в деле осуществления гениальной идеи вождя народов товарища Сталина о коренной реконструкции водных путей Советского Союза. Первым звеном этого исторического плана был Беломорско-Балтийский водный путь.

Канал Москва — Волга, являясь гигантской стройкой второй сталинской пятилетки, одновременно решает три задачи: водоснабжение Москвы, обводнение Москва-реки и ее притоков внутри города и создание глубоководного пути между Москвой и Волгой.

С пуском канала Москва — Волга резко улучшается снабжение жителей Москвы водой. Если раньше на одного человека в Москве приходилось от 135 до 150 литров воды в сутки, то после сооружения канала, даже при увеличении населения Москвы до 5 миллионов человек, снабжение водой увеличивается на каждого жителя до 600 литров воды в сутки. Такая норма водоснабжения дает возможность полностью удовлетворить бытовые и культурные потребности жителей г.Москвы и поставить Москву на один уровень с наиболее благоустроенными городами Северной Америки и Западной Европы и, во всяком случае, выше таких центров капиталистических стран, как Берлин, Рим и другие.

Доставляемая по каналу вода в Москва-реку должна увеличить расход ее с 10 до 30 кубометров в секунду и превратить Москва-реку из мелководной в глубоководную, попутно обводнив протекающие в черте города реки Лихоборку и Яузу.

Соединив столицу кратчайшим путем с величайшей советской водной артерией – Волгой, канал сократит расстояние между Москвой и Ленинградом на 1100 километров, а от Москвы до Горького – на 110 километров.

Соединение столицы с Волгой резко увеличивает количество доставляемых водным путем грузов, среди которых преобладающее значение будут иметь строительные материалы, необходимые для реконструкции города, а также топливо, нефть, металлогрузоизделия, продовольствие и т.д.

Пропускная способность канала Москва — Волга позволит доставлять в Москву в одну навигацию до 15.000.000 тонн разных грузов.

Трудные условия рельефа и проходящая между Волгой и Москвой значительная возвышенность не позволили канал сделать самотечным. Канал Москва— Волга — шлюзованный, с механической подачей воды из Волги на водораздел. Канал построен в виде лестницы, с гигантскими ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы на канале предназначаются для того, чтобы пропускать в них суда при переходе с более низкого уровня на более высокий и наоборот, с более высокого — на более низкий. Для перекачки воды с одной ступени на другую на канале устроены насосные станции, которые и поднимают воды Волги на водораздел.

Общая краткая схема канала представляется в следующем виде. Первый участок канала состоит из волжского узла, образующего на реке Волге у деревни Иваньково огромное водохранилище, емкостью свыше 1 миллиарда 100 миллионов кубометров. Подпираемые большой бетонной плотиной, а также земляной плотиной и дамбами воды Волги образовали здесь искусственное озеро, целое «Московское море», которое распространяется вплоть до гор. Калинина на 120 километров по Волге.

Следующий участок канала начинается от этого искусственного озера и идет мимо гор. Дмитрова, постепенно повышаясь в виде больших горизонтальных ступеней до самой высшей точки водораздела. Длина этого участка 72 километра. На нем имеются 5 шлюзов — шлюз № 2, 3, 4, 5 и 6, идущих последовательно один за другим. При каждом шлюзе имеется насосная станция, перекачивающая воду вверх. Таких станций на канале пять. Все вместе они поднимают воду на 38 метров.

Водораздельный бьеф канала состоит из ряда искусственно созданных озер или водохранилищ. На севере находится Икшанское водохранилище, ниже — Учинское, образованное Акуловской плотиной, затем Клязьминское водохранилище, образованное Пироговской плотиной. Еще ниже на юг – Химкинское водохранилище, образованное Химкинской плотиной. Все эти узлы соединены между собой каналами и образуют сплошной водный путь в 50 километров.

Следующий участок канала очень короткий, длиной всего в 3 километра. Это выход канала из Химкинского водохранилища в Москва–реку. На нем имеется 2 двухкамерных шлюза, которые спускают воду с уровня водораздельного бьефа в Москва-реку, с высоты 36 метров.

Далее находится речной участок, идущий по Москва-реке. Начинается он от устья канала и идет мимо города Москвы до Перервы. Здесь же имеется небольшой канал, выпрямляющий Хорошевскую петлю Москвы-реки и сокращающий длину пробега судов.

Кроме этих участков, имеется два других канала, несудоходных – один короткий, служащий для спуска воды, предназначенной для обводнения Москвы реки, так называемый Сходненский канал, начинающийся из Химкинского водохранилища и заканчивающийся гидростанцией мощностью около 30.000 киловатт.

Другой водопроводный канал берет свое начало из Акуловского водохранилища и направляется на юг, к Сталинской насосной станции. Отсюда питьевая вода попадает в московский водопровод.

Водопроводный канал, берущий свое начало у дер. Листвяны из Акуловского водохранилища, имеет в длину 28 километров и на всем своем протяжении проходит в виде двух ниток. Это дает возможность бесперебойно снабжать Сталинскую станцию водой в случае необходимости ремонта одной из водопроводных ниток. В ненаселенных местностях водопроводный канал проходит в виде открытого бетонированного канала, а в местностях населенных — в закрытых железобетонных трубопроводах, каждый диаметром в 3,5 метра.

Общее количество воды, которое должно подаваться из Волги в водохранилище, составляет, в зависимости от времени года, от 60 до 80 кубометров в секунду. По мере увеличения запросов водопровода подача воды может быть увеличена и дойти до 125 кубических метров в секунду.

Общее протяжение канала Москва — Волга составляет 128 километров. Около 20 километров канал проходит по искусственно образованным озерам, а на остальном протяжении — в искусственных выемках и насыпях.

Канал Москва — Волга обеспечивает беспрепятственное плавание самых больших волжских теплоходов, а также может пропускать большие металлические волжские баржи, грузоподъемностью до 18 тыс. тонн.

Свыше 200 искусственных сооружений построено на канале Москва — Волга. К крупнейшим из них относятся 3 бетонных и 8 земляных плотин, 11 шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидростанций, 7 железнодорожных и 8 больших шоссейных мостов, 2 тоннеля, 7 предохранительных и заградительных ворот. Некоторые из объектов, входящих в эти 200 сооружений, представляют сами по себе большое строительство. Так, например, Сталинская насосная станция определяется стоимостью в 130 миллионов рублей и представляет собой сложный водохозяйственный комбинат.

Всего на канале сделано 152.000.000 кубометров выемок и насыпей и сверх этого еще около 50 миллионов земляных работ сделано в карьерах по добыче гравия и камня. Общее количество земляной массы, переработанной на канале, составляет 200 миллионов кубометров.

Для сравнения можно привести цифры объема таких же работ по каналам Беломорско-Балтийскому и Панамскому. На Беломорско-Балтийском канале земляных работ было 21 миллион, бетонных — 400 тысяч. По Панамскому каналу, который считается на сегодня самым большим каналом не только речным, но и морским, земляных работ имелось 160 миллионов кубометров и 3 миллиона 800 тысяч кубометров бетонной кладки.

Таким образом, по объему выполненных работ канал Москва — Волга во много раз превосходит Беломорско-Балтийский канал и приближается к Панамскому. В отношении своей технической сложности он, конечно, оставляет за собой и тот и другой каналы, так как разрешает не только транспортные задачи, но и водопроводные, и притом путем механического накачивания воды при помощи насосных станций.

О размерах нашей стройки можно составить представление и по количеству израсходованных основных материалов. Вот некоторые цифры: завезено из разных районов Союза гравия и камня около 600 тысяч вагонов, железа и чугуна — 10 тысяч вагонов, горючего — 10 тысяч цистерн, лесоматериалов израсходовано 180 тысяч вагонов, цемента — свыше 70 тысяч вагонов, кирпича – свыше 100 миллионов штук и т.д.

Грандиозный размер канала и его сооружений поставил перед проектировщиками много трудных задач. Строители канала, инженеры и техники приложили все свои усилия и знания, чтобы дать канал, отвечающим всем последним достижениям техники. Несмотря на большие технические сложности и колоссальный объем работ, канал был выполнен в течение 4 лет и 8 месяцев. Достигнуть такой скорости постройки нам удалось прежде всего благодаря небывалому широкому применению наиболее механизированных методов производства работ. На строительстве было занято 170 экскаваторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2000 платформ, было построено свыше 630 километров рельсовых путей и т.д.

Канал Москва – Волга строился под непосредственным, мудрым руководством ЦК нашей партии и Совета Народных Комиссаров Союза ССР. Лично товарищ Сталин, тов. Молотов давали указания нам, строителям, по самым разнообразным вопросам строительства. Совнарком принимал все меры к своевременному снабжению стройки огромным количеством дефицитных материалов и оборудования.

В постройке канала принимала участие вся страна. Сотни промышленных предприятий, железнодорожный и водный транспорт обеспечивали доставку огромного количества материалов и оборудования.

Строительство канала Москва — Волга закончено. По новому водному пути плавают волжские теплоходы. Десятки буксиров тянут за собой груженые баржи. Канал Москва – Волга вступает в эксплуатацию. Коллектив инженеров и техников, чекисты, партийные и непартийные большевики из советских материалов, на наших отечественных заводах, без помощи со стороны иностранной техники, создали замечательное сооружение второй пятилетки — великий сталинский канал.

Под руководством мудрой партии Ленина — Сталина и советского правительства, обогащенные грандиозным опытом, наши инженеры и техники сумеют осуществить и следующие звенья ленинского плана — водного соединения советских морей.

 

Подготовил М.И. Буланов по материалам печатных изданий 1930-х годов. Статья взята с http://www.nasledie.dubna.ru/

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *