Домой Картотека Рождественский (Коган) Александр Константинович (1877-после 1940)

Рождественский (Коган) Александр Константинович (1877-после 1940)

945
Фамилия: Рождественский (Коган)
Имя: Александр
Отчество: Константинович
Дата рождения: август 1877
Дата смерти: после 1940
Статус во время работы на строительстве канала: заключённый
инженер

 

Александр Константинович Рождественский (Коган) родился в августе 1877 г. в г. Кагуле Бессарабской губернии, в семье служащего. В 1896 г. он окончил курс реального училища в Тифлисе и, благодаря денежному пособию, выданному за отличные знания, поступил в Петербургский Институт инженеров путей сообщения.

С 1901 г. Рождественский был причислен к Министерству путей сообщения, занимаясь активно проектом улучшения Тихвинского водного пути, изысканиями по Азовско-Черноморскому побережью, ревизией проектов дноуглубительных работ. Начиная с 1905 г. А.К. Рождественский – постоянный участник международных судоходных конгрессов, где знакомился с устройством и работой портов Франции, Голландии, Румынии, США, Канады, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Египта. С мая 1918 г. он становится управляющим Строительной частью, а с ноября – заведующим Отделом портостроения.

В 1921-1928 гг. под руководством Рождественского были составлены проекты расширения всех портов СССР и проекты нескольких новых портов.

Наряду с большой практической работой по строительству портов он вел интенсивную преподавательскую деятельность в Институте гражданских инженеров и в Институте инженеров путей сообщения (с 1920 г. в ранге профессора), а также научную деятельность, выпустив 12 крупных монографий[1].

Женат на Софье Карловне Рождественской[2].

10 мая 1930 – арестован[3]. Из воспоминаний Глеба Булаха, бывшего студента А.К. Рождественского:

«Однажды вечером я позвонил по телефону профессору Рождественскому, чтобы уточнить некоторые детали предлагаемой в порту работы. Любезно поздоровавшись со мной и ответив на первый мой вопрос, вдруг Александр Константинович каким-то не своим голосом сказал мне: “Подождите одну минуту, меня зовут, ко мне пришли”. С этими словами он положил трубку на стол, а я услышал тяжелые шаги нескольких человек, потом какие-то глухие разговоры, а потом кто-то подошел к телефону и повесил трубку на рычаг. На следующий день я узнал, что Рождественский арестован»[4].

В декабре 1930 г. отправлен для дальнейшего следствия в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Приговорен к 10 (?) годам ИТЛ; в декабре 1930 – находился еще в Бутырской тюрьме; в 1931 – отправлен в Белбалтлаг на строительство Беломоро-Балтийского канала[5].

На строительстве ББК работал в Медвежьей Горе в качестве заключенного в техотделе под руководством своего бывшего студента, будущего академика Сергея Яковлевича Жука[6].

Воспоминания Глеба Булаха, относящиеся к весне 1935 года (не авторские примечания даны в квадратных скобках):

«По дороге в Пугачёв я несколько дней пробыл в Москве, согласовывая проект в Наркомводе, и за это время успел повидать А.К. Рождественского. Ещё в Ленинграде я знал, что по окончании строительства Беломорканала Александр Константинович был освобождён и живет теперь в Москве. Но я не знал подробностей его жизни после освобождения и не понимал, почему он не вернулся в Ленинград в свой родной Институт инженеров путей сообщения. Узнав в справочном бюро адрес, я наведался к А.К. Рождественскому и из его собственных уст услышал обо всём, что он испытал после освобождения из лагерей.

По окончании строительства Беломорканала [июнь 1933], этой первой из числа Великих строек, состоялось торжественное его открытие в присутствии самого Сталина. А потом появилось правительственное сообщение об освобождении большого числа заключенных, строивших Беломорканал и о награждении некоторых из них орденами [4 августа 1933]. К этому времени Александр Константинович из лагерей Беломорканала уже был переведён в лагеря новой стройки – Москва-канала [канала Москва-Волга]. Там он и узнал о своём освобождении, и как только все необходимые формальности закончились и ему выдали в руки паспорт, он собрался вернуться в Ленинград, в свою квартиру, где его ждала жена и дочка. Это не устраивало руководителей строительства Москва-канал, предлагавших Рождественскому продолжить уже на правах свободного человека ту проектную работу, которую он вёл, будучи заключенным. А.К. Рождественский был очень опытным и знающим инженером-гидротехником и потому понятно, что его со стройки Москва-канал отпускать не хотели. Но Александр Константинович, всерьёз принявший указ о его освобождении, наотрез отказался от предложений оставаться на Москва-канале и заявил, что он, кроме Ленинграда, нигде жить не намерен, что он возвращается домой и по-прежнему будет работать профессором кафедры портов в Путейском институте.

В Ленинград профессор Рождественский не вернулся, и хотя на стройке Москва-канала не остался, но из Москвы уехал в арестантском вагоне на строительство круговой (вокруг Байкала) Байкало-Амурской дороги (БАМ). Лагерных бараков на этой стройке не хватало и заключенные – строители жили в товарных вагонах, обогреваемых только железными печурками. Перезимовав в таких условиях [предположительно зима 1933-1934 годов], Александр Константинович полностью перевоспитался и отказался от цели возвращаться в Ленинград и понял, что перечить начальству он не должен, несмотря на указ об его освобождении. Его выручил начальник Гидропроекта – Сергей Яковлевич Жук, бывший в своё время его слушателем в Путейском институте, и высоко ценивший Александра Константиновича как ученого, как инженера и как человека. С.Я. Жук выхлопотал Рождественскому вторичное освобождение и перевод в Москву в проектную организацию Гидропроект. В Москве Александру Константиновичу дали приличную квартиру на Ленинградском шоссе, к нему переехала его семья и с тех пор он там живет, прекратив думать о Ленинграде».[7]

25 августа 1935 года назначен начальником сектора гидротехнического строительства[8], a в 1939 году — заместителем начальника гидротехнического отдела НКВД в Москве[9].

Последнее найденное упоминание об Александре Константиновиче Рождественском относится к 1940 году. Из справки от 1 февраля 1949 г. Главгидростроя МВД СССР о создании и деятельности Главгидростроя:

«Главгидрострой НКВД СССР впервые был организован в сентябре 1940 г. и расформирован в связи с начавшейся войной и прекращением строительства большей части гидротехнических сооружений с 1 ноября 1941 года с возложением гидротехнического строительства на Главпромстрой НКВД СССР.

Начальником Главгидростроя НКВД СССР был старший майор госбезопасности т. Рапопорт Я.Д., зам. начальника и главным инженером дивинженер т. Жук С.Я., зам. начальника по кадрам т. Кузнецов С.С., пом. начальника т. Игнатьев.

Зам. главного инженера были т.т. Костров И.Н., Баумгольц А.И. и Рождественский А.К.».[10]


[1] http://www.lenmor.ru/istoriya/direktorskiy-korpus/rojdestvenskiy

[2] http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Ro.html

[3] http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Ro.html

[4] Глеб Булах. Радость жизни. Тюрьма. Записки инженера, часть вторая. – СПб., НП «Стратегия будущего», 2008. С. 19.

[5] http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Ro.html

[6] Глеб Булах. Радость жизни. Тюрьма. Записки инженера, часть вторая. – СПб., НП «Стратегия будущего», 2008. С. 19.

[7] Глеб Булах. Радость жизни. Тюрьма. Записки инженера, часть вторая. – СПб., НП «Стратегия будущего», 2008. С. 47-48.

[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский,_Александр_Константинович

[9] http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Ro.html

[10] Заключенные на стройках коммунизма. ГУЛАГ и объекты энергетики в СССР. Собрание документов и фотографий — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. С. 116.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя