ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПОСТУПОК: Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2004 год/ Под ред. А.К. Симонова Составители – И.П. Борисова, Б.М. Тимошенко. М.: Престиж, 2005 г. С. 253-256.

Газета «Дмитровский вестник», 9 сентября 2004 г.

 

Черное холодное небо. Ледяное мерцание звезд. Стужа и снег. Дым над трубами изб да простуженный брех собачонки.

Тусклый свет окон. И только вечерняя школа манит яркими огнями: заходите получить знания.

– Сегодня, – говорит преподаватель ученикам-сельчанам, – поговорим о ГОЭЛРО – плане электрификации нашей страны.

– Владимир Георгиевич, а правда, что и вы участвовали в нем?

– Да. Вместе с моим учителем Генрихом Осиповичем Графтио.

Короткая справка. Генрих Осипович Графтио (1869–1949) – один из организаторов гидроэнергетики нашей страны. Академик, член ЦИК СССР.

Морозный декабрьский вечер в далеком и забытом Соликамске. Скрип шагов меж сугробов. Кто и куда идет в столь поздний час?

Закончены уроки. Опустел класс. Теперь тоже можно домой.

Скрип шагов среди белесой мглы. Усталый учитель бредет по улице. Остывшая печка. Заиндевелые углы в комнате. Ходики на стене. Календарь с датой 18 декабря 1949 года.

Шум машины за окном, скрип шагов и стук в дверь.

– Иванов-Смоленский? Владимир Георгиевич? Вы арестованы.

– Да за что?!

– А это вам лучше знать.

В управлении МГБ Молотовской области ответ дали четко и быстро:

– За участие в 1928–1933 годах в контрреволюционной организации в Наркомате путей сообщения, за передачу представителям США сведений шпионского характера о состоянии заводов СССР, имеющих отношение к строительству электровозов.

– Но ведь я уже отбыл десять лет в лагерях. Это какая-то ошибка!..

– Органы, профессор, не ошибаются никогда!.. Если арестовали снова – значит, не досидели…

Всякий раз, оказавшись в горах, не перестаешь удивляться их величию, восхищаться разнообразием природы и красок. И размышлять…

Отполированная скала или уложенные одна на другую глыбы создают образ великого каменотеса, создавшего суровый и неповторимый пейзаж.

Лес и реки дополняют его, а белая голова многолетнего и многоумного гиганта венчает картину.

Смотришь и смотришь, запрокинув голову, слушаешь шум потока и ощущаешь себя ничтожно малым и думаешь, что жизнь вряд ли занесло сюда даже ветром.

Но нет. Глинобитные домишки прижались к склону, по дороге протрясся возница, задымил в долине костер и выбрался на лужайку пастух со своим хозяйством.

Ночь упадет быстро, и темень завладеет всем. Ни электричества в окнах, ни железной дороги. А ведь XX век начался не год назад.

Появление в этих местах людей из Москвы насторожило, но долго они не задержались. Походили – полазали меж камней, помахали руками в разных направлениях и исчезли. Словно и не появлялись. А может, это были духи?..

Русские уехали, а по населенным пунктам быстро разнеслась весть: скоро через горный перевал пройдет железная дорога, и электровозы потянут составы.

Никто толком не знал, что такое железная дорога, и как можно без лошадей или ослов передвигаться в горах, да и забраться на такую высоту? Поэтому тема о духах продолжала жить.

Инженера Иванова-Смоленского вызвали к руководству. Владимир Георгиевич не первый год служил в Наркомате путей сообщения, перемещение его в отдел электрификации железных дорог Высшего технического комитета тоже состоялось не вчера, и возможность нового назначения не исключалась.

– Владимир Георгиевич, есть предложение перевести вас в группу специалистов, которая станет заниматься проектом прокладки железной дороги через Сурамский перевал. Это западная Грузия. Перегон Зестафони–Хашури.

Безусловно, предложению предшествовало тщательное изучение биографии и трудовой деятельности специалиста.

Из анкеты. Владимир Георгиевич Иванов-Смоленский родился в 1891 году в Санкт-Петербурге. Отец – профессор пения консерватории, прежде оперный певец, выступавший на сцене под фамилией Смоленский.

В.Г. Иванов-Смоленский в 1909 году окончил Реальное училище, а в 1918 – Петроградский электротехнический институт и удостоен звания инженера электрика 1-го разряда. С 1918 года – работник НКПС.

В 1919–1920 годах в группе профессора Г.О. Графтио принимал участие в работе государственной комиссии по электрификации (ГОЭЛРО).

– Владимир Георгиевич, в вашем свидетельстве записано: «Инженеры-электрики пользуются правом составления проектов и производства строительных работ по устройству всякого рода электротехнических сооружений. Не так ли? Вот и проектируйте, и сооружайте!.. Перевал должен быть взят!..

Из жизнеописания В.Г. Иванова-Смоленского:

«С 1923–1924 гг. занимался в НКПС исключительно вопросами электрификации Сурамского перевала ЗВК ж. д., разрабатывая главным образом тягловую часть проекта… и основные задания для сурамских электровозов… В связи с этой работой меня дважды командировали за границу».

Тихо двинулся перрон, и замелькали платформы и полустанки, города и безлюдье. Минск, входившая когда-то в состав России Варшава, уже встающий на путь милитаризации Берлин, беззаботная Франция и пароход из Гавра.

1929 год. В США прибыл русский специалист с длинной и трудно произносимой фамилией Иванов-Смоленский. Цель: изучение устройства и эксплуатация железных дорог с электрической тягой поездов и совместная работа по электрификации Сурамского перевала.

Американцы рее заметили, что советская Россия присылает грамотных спецов, часто подготовленных еще при старой власти. Они дотошны, энергичны, их мало интересуют деньги и быт. Они – патриоты и трудятся в первую очередь ради своей страны, отказываясь от заманчивых предложений остаться на Западе.

И при этом они не члены захватившей власть партии.

Из жизнеописания В.Г. Иванова-Смоленского. «Кроме США, в эту поездку я был и в Мексике. После возвращения в том же году был занят разработкой технических условий для первых в СССР сурамских электровозов».

Спустя два года Владимир Георгиевич снова отправляется в США. На этот раз уже в качестве председателя комиссии по наблюдению за постройкой и для приемки заказанных электровозов.

Из жизнеописания В.Г. Иванова-Смоленского. «По возвращении в 1932 году из Америки летом этого года участвовал в работах комиссии НКПС на Закавказской ж. д. по приемке электрифицированного Сурамского перевала….»

Ученый и технический мир СССР и США хорошо знали Иванова-Смоленского. То же можно сказать и о студентах и преподавателях Московского института инженеров транспорта и Московского электромеханического института инженеров транспорта.

Из анкеты: «В 1924 году начал педагогическую деятельность. В МИИТе читал специальный курс «Электрификация железных дорог», а затем «Электрическая тяга». В 1930 году – заведующий кафедрой «Электровозы» МЭМИИТ. С 1932 года – профессор. В этом же году полностью перешел на работу. Автор ряда научных работ, делегат съездов железнодорожников, где выступал с докладами. Владеет английским, французским и немецким языками».

Март – странный месяц. Днем – весна, ночью – зима. Ручьи и лед. Первые сережки на ивах, мимозы на женский праздник и длиннющие сосульки над крышами. Улыбки днем и страхи ночью.

Март – странный месяц.

В самом его конце в 1933 году транспортный отдел ОГПУ арестовал профессора Иванова-Смоленского.

Из воспоминаний сына – Алексея Владимировича Иванова-Смоленского: «Арест явился как для отца, так и для всех нас, близких, полной неожиданностью. Не чувствуя за собой никакой вины, он считал это недоразумением, которое должно скоро выясниться.

Я очень любил отца. Я и мама никогда не верили, что он «враг народа». В комсомол меня не приняли, т. к. я не захотел публично отречься от отца».

Владимир Георгиевич не считал себя виновным, а у ОГПУ было иное мнение. – Оснащение Сурамского перевала электровозами не той системы, шпионаж в пользу США и другие «грехи» и 10 лет лагерей.

Из воспоминаний А.В. Иванова-Смоленского. «После долгой разлуки мне удалось встретиться с отцом на Беломорканале… Осенью 1936 года его перевели на строительство канала Москва-Волга, где он работал инженером в электрическом отделе. Зимой следующего года мне удалось приехать в Дмитров и провести с отцом одни сутки.

Отец очень устал, кроме того, его подкосило известие, что дом в Москве, где мы жили, предназначен на слом, и нам, как семье «врага народа», жилая площадь предоставлена не будет…» 2 марта Владимир Георгиевич прибыл из Дмитлага в Ухту, а 11 июля 1938 года отправился в Норильлаг.

Из жизнеописания В. Г. Иванова-Смоленского. «По 1943 год находился в лагере. С 1938 года работал старшим инженером проектной организации, а с 1943 года – ответственным руководителем проектов электрификации железнодорожного транспорта Норильского комбината НКВД. В 1944 году назначен заместителем главного инженера Дашнесанской экспедиции Желдорпроекта МВД СССР в Кировобад, где занимался разработкой проекта электрификации горной железной дороги и вопросов организации движения…»

Снова юг страны, снова горы, снова электрификация железной дороги, только на этот раз под присмотром МВД. В 1948 году короткое назначение на Волго–Дон. Как на Москваволгострой в 1936-м.

«…В настоящее время проживаю в Соликамске».

Владимир Георгиевич трудился в вечерней школе учителем, занимался техническими переводами, писал научные работы. А в Москве в институте работал преподавателем сын Алексей, инженер-электрик, кандидат наук.

Одного лишь не знал Владимир Георгиевич: 18 декабря 1949 года его снова арестуют. Не только за то, что не совершал, но и за что отбыл срок.

Его сослали в Туруханск Красноярского края, где когда-то был в ссылке большой друг всех заключенных Сталин. Сослали без указания срока.

Только 8 июля 1954 года Владимира Георгиевича освободили от ссылки, не потому, что истек срок, а потому что постановление ОСО МГБ СССР от 27 мая 1950 года отменил Верховный суд. А 2 ноября Следственное управление КГБ СССР прекратило дело 1933 года.

На Беломорканале сын увидел отца подтянутым, регулярно занимающимся физзарядкой, в Дмитлаге – безмерно уставшим, после реабилитации – с окончательно подорванным здоровьем.

Владимир Георгиевич Иванов-Смоленский умер в 1955 году. Не выдержало сердце.

Н. Федоров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя