Просмотров: 482

О проекте

…В детстве нам казалось: Канал был всегда… Что это просто такая река с названием Канал. Есть Волга, есть Москва, а есть Канал… Он так прочно врос в окружавший нас мир, что в детском сознании никогда не отделялся, как что-то неестественное. Родившиеся и выросшие на берегах Канала до поры до времени не замечают его особости.

Нет, конечно мы всегда понимали, что с Каналом как-то всё по-другому. И эти высокие и ровные берега-откосы без единого деревца или кустика… И на рыбалке непроизвольно досадовали, что можно все ноги переломать на этих прибрежных камнях, пока дойдёшь до банки с червями.

В школе мы, конечно, узнали, что Канал – это канал и из-за него «Москва-порт пяти морей», но это не поколебало нашей уверенности в природном происхождении Канала. А точнее, об этом всерьёз как-то не думалось…

И только вырастая и попадая по своим мальчишеским делам в разные странные и интересные места на его трассе, непроизвольно начинали задаваться вопросами.

Как-то раз отец сразил меня рассказом, как он проплывал в лодке по Сестре в трубе под Каналом и чуть там не застрял.  И в голове засел вопрос: как можно проплыть по одной реке под другой рекой?

Позднее, при школьной поездке в подшефный  колхоз мы остановились на  стоянку на берегу Яхромы и вдруг выяснилось, что Яхрома на протяжении двадцати километров течёт совсем рядом к руслом Канала, но… в обратную сторону!

А потом, как человеку с взрослеющим сознанием, дед с бабушкой и их ровесники-соседи вдруг доверяют тебе жуткие рассказы-пересказы о временах строительства Канала.

И тогда постепенно стало приходить  понимание, что  все эти красивые берега устроены довольно сложно… Что, вообще, это никакой не берег реки, а насыпная  береговая дамба с каменной отмосткой, что окружающая местность намного ниже уровня воды в Канале, и в округе, насколько хватает глаз, ни единый камень не лежит на том месте, куда его положила сама природа, что все вокруг взято из других, неведомых мест и перенесено сюда руками одних неведомых людей по воле других неведомых людей.

И неизбежно приходит день, когда  ловишь себя на мысли, что уже невозможно смотреть на прямое, проведённое как по линейке русло с поросшими ровной зеленой травой берегами просто как на красивый пейзаж, а только мысленно примеряя весь этот измененный людьми рельеф к своим одночеловеческим силенкам. И невозможно уже писать слово «Канал» иначе, чем с заглавной буквы.


Для чего люди вообще строят каналы? Чтобы соединять разделенные от природы водные пути. Люди всегда селились вдоль воды. Так легче и быстрее перемещаться самим и перевозить плоды своих трудов.

Но каналы умеют не только соединять, но и разъединять людей. Вот и наш, пройдя непрерывной голубой линией через леса, поля и болота, Канал разделил живших испокон веков на этой земле людей, перебросил их в иные места обитания, разделил с родственниками и соседями, лишил малой родины и отеческих могил. А кого-то и самой жизни. Оставил горькую память не только у выживших строителей, но и у местных жителей – нечаянных и случайных свидетелей его рождения.

Есть достаточно много исследований истории Канала, и каждый из исследователей пропускал его историю через себя.  Очень трудно подойти к истории Канала непредвзято. Слишком уж впечатляющие все его цифры и итоги. И нужно их перебирать и взвешивать на своих внутренних весах.

На одной чаше весов:

  • более 22 000 погибших строителей Канала только по официальным данным (цифра, возможно, занижена, судя по рассказам очевидцев);
  • по некоторым данным, около одного миллиона заключенных, трудившихся в невероятно тяжелых условиях буквально за кусок хлеба и право встретить каждый новый день живым;
  • не выясненное до сих пор число участников строительства (от главных руководителей до рядовых каналоармейцев), расстрелянных в период строительства и сразу после его окончания в Дмитрове, на Бутовском полигоне и в иных местах;
  • около ста перемещенных со своих мест населенных пунктов, разрушенный и затопленный древний город Корчева, тысячи переселенных с веками обжитых мест людей, разорванные трассой Канала экономические и человеческие связи

На другой:

  • одно из крупнейших гидросооружений мира, не потерявшее своей жизненной актуальности и на сегодняшний день, через 75 лет после ввода в эксплуатацию. Более одного кубического километра чистой волжской воды ежегодно подает он в столицу. И если сейчас, гипотетически, представить, что эта водная артерия непоправимо прервётся, то половину огромного 15-миллионного города придется  аварийно отселить в течение одного-двух месяцев (на столько, по оценкам специалистов, хватит запаса воды в водохранилищах, а также возможностей иных источников водоснабжения Москвы);
  • мощный импульс, который придало строительство Канала экономическому развитию региона северного Подмосковья, да и всей экономике страны. Поскольку руководством страны была поставлена задача оснастить все его сооружения машинами и механизмами исключительно отечественного производства, были созданы целые отрасли народного хозяйства, ранее не существовавшие. Да и сам процесс строительства привел к невероятному скачку в наращивании строительных мощностей страны.
  • строительство Канала и Иваньковского водохранилища положило начало колоссальному процессу преобразования всей водно-транспортной системы страны. На тот момент руководство Советского Союза считало, что резко расширить транспортные возможности огромной бездорожной страны с плохо развитой инфраструктурой можно быстро и сравнительно недорого за счет развития именно  водной транспортной системы и самого водного транспорта. На Волге, Днепре, северных реках и их притоках возникла целая цепь водохранилищ, образовавших глубоководную водную  транспортную систему европейской части страны, которая существует и по сей день. И только искусственно раздутые в конце XX века цены на углеводородное топливо в нашей стране привели к серьезному снижению ее использования.

Для чего создавался этот сайт?

Наша цель: просто рассказать и показать все, что мы узнали о Канале: и хорошего, и не очень.

Авторы не являются ни профессиональными историками, ни сотрудниками  ФГУП “Канал имени Москвы”, ни сотрудниками организаций, имеющих профессиональное отношение к КиМу.

Мы просто родились на его берегах и живем на разных участках его трассы. Канал вошел в нашу жизнь с детства как часть окружающего мира. Мы хотим узнать о Канале ещё больше, пытаемся приоткрыть неизвестные страницы его сложной судьбы…

Мы попробуем так рассказать о нём, чтобы он вошёл и в Вашу жизнь, как неотъемлемая часть нашей общей истории, какой бы она ни была, и предлагаем Вам присоединиться к нам в деле её изучения…

Авторы сайта.


Сайт Moskva-Volga.Ru создан исключительно в целях ознакомления с историей канала Москва-Волга (канала имени Москвы) и не преследует никаких коммерческих целей. Также, авторы проекта не преследуют целью распространение каких-либо политических взглядов.  Все изображения, фотографии, видео, печатные материалы, а также какие-либо другие материалы опубликованы на сайте Moskva-Volga.Ru “как есть”, исключительно в целях ознакомления с ними.

Все права на изображения и фотографии принадлежат авторам или их правоприемникам. По их требованию в подписях к фотоматериалам будет размещена соответствующая информация. В случае несогласия авторов или их правоприемников с размещением изображений и фотографий на данном сайте, соответствующие материалы будут удалены с сайта по первому требованию автора или его правоприемника.

При копировании любого материала с данного сайта ссылка на источник и/или первоисточник обязательна.

Мы всегда будем рады получить от вас любые материалы, связанные с тематикой проекта. Авторство и источник будут обязательно указаны. Связаться с авторами проекта можно по электронной почте mvs-kim@yandex.ru.

Спасибо!

Print Friendly

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *