Фрагмент статьи “Мамонтовка: от бараков Дмитлага к кварталу на Рабочей”, публикуется с любезного разрешения автора, пушкинского краеведа Ольги Соловьёвой. Полная версия статьи – https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/178046/

В архиве Московской области хранится интересный документ, датированный 1955 годом. Это эскизный проект планировки будущего жилого квартала в Мамонтовке.

Ранее на территории, о которой идет речь, находилось подразделение Дмитлага – городок строительства Москва-Волгостроя (МВС). Так именуется в пояснительной записке сей участок площадью 27 га в 2 км от железнодорожной станции Мамонтовская.

Границы городка МВС
Границы городка МВС

Городок МВС граничил на востоке и юго-востоке с колхозными землями, на западе, юго-западе и северо-западе – с участками индивидуальных дач, на севере и северо-востоке – с улицей Школьной.

Проект 1955 года был разработан в связи с необходимостью сноса аварийных бараков, которые к тому моменту все еще оставались здесь со времен Дмитлага.

Согласно документам, бараки были построены как временные в 1932 году, и предполагалось, что сооружаются они на 2-3 года.

Так выглядел один из бараков, район современной улицы Мира, 1960 год
Так выглядел один из бараков, район современной улицы Мира, 1960 год

Изначально в бараках жили заключенные, участвовавшие в строительстве Акуловской плотины, Учинского водохранилища, эксплуатационного поселка и других объектов канала Москва-Волга. После завершения строительства канала бараки стали использовать под обычное жилье, заключенных перевели в другое место, некоторых амнистировали.

Бараки были трех типов.

Каркасно-засыпные бараки строились без фундамента и нижней обвязки, на столбах, врытых в землю. К моменту осмотра специалистами все несущие конструкции деформировались, материал сгнил. Текущему и капитальному ремонту эти бараки не подлежали.

Второй тип – бараки из коротких бревен. Стойки из бревен 20-22 см были врыты в землю. Эти бараки также были построены без фундамента и нижней обвязки, текущему и капитальному ремонту не подлежали.

И наконец третий тип – бараки бревенчато-рубленые. Были построены из бревен толщиной 16-19 см, без фундамента, на деревянных «стульях».

Архивные документы дают точное понимание о том, сколько было бараков и где находился каждый из них.

План квартала, где отмечены бараки Дмитлага
План квартала, где отмечены бараки Дмитлага

Итак, в 1955 году на обозначенной территории размещалось 44 строения: это были одноэтажные и двухэтажные деревянные дома общей жилой площадью 11169 кв. м, а также 5 финских домиков завода №28 и 9 одноэтажных деревянных домов индивидуального пользования.

По принадлежности бараки подразделялись на жилой фонд Поссовета (23 барака), завода №28 (9 бараков), Гипроречтранса (11 бараков) и Управления речного транспорта (1 барак).

Канализации на указанной территории не было. В аварийном бараке №51 в Новоспасском поселке размещалась двухклассная школа, в северной части территории, по Школьной улице, в бараке №11, имевшем крайне аварийное состояние, находился клуб с библиотекой. В бараке №4/16 по Школьной улице – амбулатория.

За памятником видны бывшие дома ИТР Дмитлага, 1960 год
За памятником видны бывшие дома ИТР Дмитлага, 1960 год

На месте нынешнего водозаборного узла и водонапорной башни находилась артезианская скважина. На плане четко видно схему водоснабжения – несколько колонок, в домах водопровода не было.

Вдоль северной границы завода №28 проходила мощеная дорога, обсаженная деревьями (современный Акуловский проезд и улица Рабочая в районе домов 1-3).

Адреса бараков относились к Центральной и Школьной улицам, а также к Новоспасскому поселку.

В каждом бараке проживало в среднем 6-13 семей, но были и крупные бараки, например, под номером 1 по Центральной улице – в нем проживало 28 семей или 101 человек.

В 1955 году все бараки предполагалось снести, за исключением трех – они были капитально отремонтированы.

Ближайшим соседом городка МВС был завод №28 Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог. И завод был крайне заинтересован в строительстве новых домов.

Территория завода №28
Территория завода №28

Завод образовался в 1930-е годы. Вначале это были мастерские по ремонту инвентаря, требовавшегося на строительстве канала Москва-Волга. Здесь также работали заключенные МВС, они ремонтировали лопаты, тачки, телеги, носилки.

После начала эксплуатации канала мастерские перепрофилировали на ремонт дорожной техники. Появились слесарно-сборочный и заготовительный цеха. В годы войны завод занимался ремонтом техники, поступающей с фронта, изготавливали аккумуляторы. Предприятие стало назваться «Завод №28».

С 1946 года завод был передан Минавтошосдору и стал специализироваться на ремонте дорожной техники.

В 1955 году завод стал называться МОЭЗ, начался выпуск собственной продукции: асфальтоукладчиков, бетономешалок, шнеков, роторных машин. В других цехах продолжался ремонт автокранов, трелевочных тракторов и другой техники.

В 1963 году на заводе было создано Центральное проектно-конструкторское бюро (ЦПКБ). Стала выпускаться новая продукция: пескорасбрасыватели, лебедки, насосы, роторные снегоочистители. Всего на предприятии в тот период трудилось около 1000 специалистов.

Как и многие другие предприятия завод постепенно пришел к упадку в 90-е годы. Цеха стали сдаваться в аренду. Окончательно выпуск продукции прекратился в начале 2000-х. Сложно сказать, что происходит за воротами завода в наше время. Однозначно некоторые корпуса переоборудованы в общежития, на территории организован прием металлолома, также на бывшем заводе размещается предприятие по производству и продаже строительно-отделочных материалов.

Но вернемся к прошлому завода. В 50-60 годы завод активно развивался, строились новые помещения. Увеличивалось и количество рабочих – соответственно возрастала потребность в жилье.

Итак, граждане проживали в аварийных бараках, что побуждало Мособлпроект решать проблему строительства новых домов.

Почему же новые дома планировалось строить именно в границах бывшего городка МВС, а не где-то на другом месте в пределах Мамонтовки? Ответ на этот вопрос дает протокол совещания при председателе Мамонтовского поселкового совета от 11 апреля 1955 года, председателем в тот момент был Владимир Семенович Михеев.

В документе говорится, что размещение нового строительства в непосредственной близости от станции Мамонтовская было бы невозможно без сноса существующей застройки, а намеченный участок, наоборот, позволял строить, не выселяя людей из прежнего жилья.

Также намеченный участок был свободен от крупных древонасаждений и отвечал всем санитарным требованиям того времени – высокий берег Учи, окруженный с юга и юго-запада лесом.

И вот в центре обозначенного района был запроектирован квартал №1 общей площадью 4,8 га, являющийся основным жилым массивом, там было намечено первоочередное строительство.

Эскизный проект планировки 1955 года
Эскизный проект планировки 1955 года

Квартал должен был состоять из трехэтажных домов по типовым проектам Гипрогора, серия 260, из кирпичных блоков.

Остальные дома за пределами квартала №1 должны были стоять в восточной и юго-восточной частях этого жилого района – в основном на месте сносимых бараков.

Составляли проект с учетом сложившегося к тому моменту направления улиц и проездов, а также границ завода №28.

Автором проекта застройки 1955 года стала женщина, Ольга Борисовна Гуринова.

Глядя на план 1955 года, мы видим, что многое из намеченного тогда претворили в жизнь.

В 1957 году появились первые два дома на улице Рабочей: №7 и №9, в них размещалось 18 квартир.

Рабочая, №7. Самый первый дом, построенный в квартале
Рабочая, №7. Самый первый дом, построенный в квартале

В 1958 году построили дом №6, в 1959 – дом №9 (буквой Г) и дом №16. Сама улица Рабочая, кстати, сформировалась и получила свое название тоже в это время.

Сохранившаяся табличка на одном из домов квартала
Сохранившаяся табличка на одном из домов квартала

Со времен Дмитлага в квартале оставались тополи. В проекте 1955 года они отдельно отмечены в юго-западной части городка МВС, тогда этим деревьям было 15-20 лет. Они представляли декоративную ценность, решено было их оставить.

Тополя вдоль границ завода
Тополя вдоль границ завода

Сложно сказать, сохранились ли конкретно те деревья до наших дней, но тополь стал чуть ли не самым часто встречающимся деревом в квартале: пух, словно снег, каждое лето окутывает все в округе…

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя