Просмотров: 1 241

Главная страница

Уважаемые гости сайта!

111Наш проект посвящен одному из величайших сооружений второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР – каналу имени Москвы (в момент строительства и до 1947 года – канал Москва-Волга имени Сталина), соединившему реку Волгу с рекой Москва.

Решение о его строительстве было принято в 1931 году, непосредственно строительство проводилось в период с 1932 по 1937 год. В 1932 году сооружение канала было поручено ОГПУ и в сентябре того же года был образован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) – ДмитЛаг с местом дислокации в городе Дмитров Московской области, просуществовавший до 1938 года. На строительстве канала трудились как заключенные, так и вольнонаемные рабочие. По официальным данным, имеющимся на данный момент, всего во время строительства комплекса сооружений канала Москва-Волга погибло более 22 тысяч заключённых. Канал им. Москвы является одним из крупнейших гидротехнических сооружений в мире. Он обеспечивает около 60% потребности города Москвы в питьевой и технической воде. За счет волжской воды, перекачиваемой по каналу, осуществляется обводнение реки Москвы. 222Также, благодаря каналу, Москва стала «портом пяти морей» – Балтийского, Каспийского, Белого, Азовского и Черного. Протяженность канала составляет 128 километров, на его трассе и реке Москва было построено 11 судоходных шлюзов с камерами длиной до 300 м., 7 гидроэлектростанций, 10 земляных и бетонных плотин, а также множество других вспомогательных сооружений. Через канал и спрямления реки Москвы было сооружено 11 автомобильных и железнодорожных мостов. Многие сооружения канала, в особенности здание Северного речного вокзала (Химкинский речной вокзал) являются крайне примечательными и с архитектурной точки зрения. 333Цель данного проекта – познакомить читателя с историей строительства такого примечательного и сложного гидротехнического сооружения. Вся предоставленная информация структурирована по следующим основным разделам и представлена «как есть», т.е. читатель может ознакомиться непосредственно с первоисточниками по теме строительства канала и уже самостоятельно сформировать свое отношение по тем или иным интересующим его вопросам:

Фотогалерея: в ней доступны как старые фотографии времен строительства канала и периода непосредственно по его завершении, разбитые по территориальному принципу по трассе канала от его начала (город Дубна) до Перервинского узла в районе Коломенского в пределах Москвы, так и фотографии старого речного флота, ходившего по каналу, а также альбом по архитектуре сооружений канала.

Видеотека: здесь собраны все имевшиеся в наличии у авторов фильмы и видеоролики, включая документальный фильм 1937 года о ходе строительства канала

444Библиотека: в ней доступны различные печатные издания по каналу, как популярные (путеводители, периодические издания журналов и газет) так и достаточно специализированные технические. На материалах, собранных в Библиотеке, остановимся немного подробнее. Что касается специализированных технических источников, то такими являются, в первую очередь, тома технических отчетов (так называемые «красные книги»), выпущенные после строительства канала в 1940-1945 гг и обобщающие различные технические аспекты строительства, а также номера технико-экономического журнала «Москваволгострой», выпускавшегося в период с 1934 по 1937 год . Отдельно идут «Инструкции по производству работ», выпускавшиеся непосредственно для технического и рабочего персонала, работавшего на строительстве. К популярным источникам относятся, как уже отмечалось, различные путеводители по каналу, первый из которых был выпущен еще в 1937 году, номера журналов за 1935-1938 гг., таких как «Строительство Москвы», «Техника молодежи», «Строительная промышленность СССР», журнал на английском языке «USSR in construction», а также статьи в различных газетных изданиях (Правда, Известия и т.д.).

карты и схемы канала: здесь читатель может найти как различные схемы канала (включая подробный продольный профиль, схемы участков канала и т.д.) так и карты местности, где в последующем прошла трасса канала.666

история и исследования: здесь приведены различные имеющиеся у авторов документы и справочные данные, воспоминания непосредственных участников строительства и работников канала, а также собственные исследовательские работы авторов проекта на основе имеющихся у них архивных документов и фотоматериалов. Также будем рады, если вы примете участие в нашем форуме и обсуждении фотоматериалов и статей.


Очень трудно подойти к истории Канала непредвзято. Слишком уж впечатляющие все его цифры и итоги. И нужно их перебирать и взвешивать на своих внутренних весах. На одной чаше весов:

777более 22 000 погибших строителей Канала только по официальным данным (цифра, возможно, занижена, судя по рассказам очевидцев);

• по некоторым данным, около одного миллиона заключенных, трудившихся в невероятно тяжелых условиях буквально за кусок хлеба и право встретить каждый новый день живым;

• не выясненное до сих пор число участников строительства (от главных руководителей до рядовых каналоармейцев), расстрелянных в период строительства и сразу после его окончания в Дмитрове, на Бутовском полигоне и в иных местах;

• около ста перемещенных со своих мест населенных пунктов, разрушенный и затопленный древний город Корчева, тысячи переселенных с веками обжитых мест людей, разорванные трассой Канала экономические и человеческие связи

На другой:

888одно из крупнейших гидросооружений мира, не потерявшее своей жизненной актуальности и на сегодняшний день, через 75 лет после ввода в эксплуатацию. Более одного кубического километра чистой волжской воды ежегодно подает он в столицу. И если сейчас, гипотетически, представить, что эта водная артерия непоправимо прервётся, то половину огромного 15-миллионного города придется аварийно отселить в течение одного-двух месяцев (на столько, по оценкам специалистов, хватит запаса воды в водохранилищах, а также возможностей иных источников водоснабжения Москвы);

• мощный импульс, который придало строительство Канала экономическому развитию региона северного Подмосковья, да и всей экономике страны. Поскольку руководством страны была поставлена задача оснастить все его сооружения машинами и механизмами исключительно отечественного производства, были созданы целые отрасли народного хозяйства, ранее не существовавшие. Да и сам процесс строительства привел к невероятному скачку в наращивании строительных мощностей страны.999

• строительство Канала и Иваньковского водохранилища положило начало колоссальному процессу преобразования всей водно-транспортной системы страны. На тот момент руководство Советского Союза считало, что резко расширить транспортные возможности огромной бездорожной страны с плохо развитой инфраструктурой можно быстро и сравнительно недорого за счет развития именно водной транспортной системы и самого водного транспорта. На Волге, Днепре, северных реках и их притоках возникла целая цепь водохранилищ, образовавших глубоководную водную транспортную систему европейской части страны, которая существует и по сей день. И только искусственно раздутые в конце XX века цены на углеводородное топливо в нашей стране привели к серьезному снижению ее использования.


Для чего создавался этот сайт? Наша цель: просто рассказать и показать все, что мы узнали о Канале: и хорошего, и не очень. Авторы не являются ни профессиональными историками, ни сотрудниками ФГУП “Канал имени Москвы”, ни сотрудниками организаций, имеющих профессиональное отношение к КиМу. Мы просто родились на его берегах и живем на разных участках его трассы. Канал вошел в нашу жизнь с детства как часть окружающего мира. Мы хотим узнать о Канале ещё больше, пытаемся приоткрыть неизвестные страницы его сложной судьбы…

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *