Просмотров: 112

Конструктивные элементы Химкинского речного вокзала

Инженер В. Г. Григорьев

Газета «Москваволгострой» №85 за 2 июля 1937 года.

Химкинский речной вокзал представляет из себя 3-этажное кирпичное здание, обнесенное со всех сторон галлереями, с башней в средней части, заканчивающейся гигантской звездой. Длина здания равна 118 метрам (без галлерей), средняя ширина 12 метра, высота от тротуара со стороны канала до верха плоской кровли 13,8 метра, со стороны Ленинградского шоссе – 10,5 метра. Высота башни от плоской кровли – 31,6 метра. Над башней возвышается выдвигающийся шпиль, заканчивающийся звездой. Высота от верха башни до верхней точки звезды в зимнем положении 13,3 метра и в летнем положении – 29,8 метра. Таким образом, высота от тротуара со стороны канала до верхней точки звезды равна 75,2 метра.

Речной вокзал по своему назначению при проектировании был внесен в разряд первоклассных вооружений. Исходя из этого, применение облегченных конструкций избегалось. Наружные стены сделаны толщиной в 2 ½ кирпича в верхних этажах и в 3 кирпича – по условиям прочности – в нижнем (цокольном) этаже.

Внутренние стены выполнены толщиной в 2 и 2 ½ кирпича, что позволило удовлетворительно разместить в них вентиляционные каналы и всевозможные ниши и борозды для фекальной и ливневой канализации, водопровода, отопления, освещения и связи.

Фундаменты под стены – бутовые. Под железобетонные колонны внутри здания фундаменты в целях уменьшения вредного влияния местных осадок грунта выполнены из железобетона в виде балочных лент под группы колонн.

Перекрытия были первоначально запроектированы в сборном варианте. Все элементы перекрытий удалось свести в 6 типам. Основной элемент внутренних перекрытий получился в виде коробчатой тонкостенной балки. Наружные аркады разрезались в ключе, и, таким образом, получался элемент, состоящий из колонны и двух половинок арок. Максимальный вес элементов составил две тонны. Но так как здание расположено на земляном уступе до 4-х метров высоты, то возникли производственные затруднения в перемещении подъемных механизмов для сборки элементов, и от сборного варианта было решено отказаться.

Все перекрытия законструированы по большей части в виде обычных железобетонных ребристых плит, частично (в перекрытии цокольного этажа) с применением железных балок. Из не совсем обычных конструкций следует отметить перекрытие зала ресторана, разработанное инженером П. Я. Волковым. При размерах в плане 15X12 метров оно выполнено в виде шатровой оболочки с криволинейными боковыми гранями, средняя часть шатра срезана горизонтальной кессонной плитой. Минимальная толщина плиты в криволинейных частях 8 см., к опорам доходит до 13 см.

Полы приняты массивных беспустотных типов. Минимальная толщина конструкции чистого пола сверх железобетонной несущей плиты принята в 14 см.; 8–10 см. шлакобетона, затем паркет по асфальту или металлические плитки на цементной подливке или плиты “тераццо” (из осколков мрамора) – также на цементной подливке. Подобная конструкция перекрытий удовлетворяет всем поставленным требованиям огнестойкости, незвукопроводности и гигиеничности. Кроме того, благодаря своему значительному весу, перекрытия мало чувствительны к изменениям полезной нагрузки на них и, следовательно, допускают значительную свободу в изменении назначения отдельных комнат.

Крыша – плоская, с внутренними водостоками, рассчитана на пребывание значительных масс людей в обычное время (буфет, танцы, игры и т. п.). Обычная конструкция крыши, сверх гидроизоляционного ковра, состоящая из бетонных или каменных плит, уложенных по слою песка, помимо неудовлетворительного внешнего вида, была неприемлема для использования под танцы в силу неизбежного расстройства положения отдельных плит по высоте. Поэтому принята жесткая конструкция пола крыши, состоящая из слоя цементного раствора с дорожками поверх него из плит “тераццо” на цементной подливке с заполнением промежутков между плитами хорошо отутюженным асфальтом. Для предохранения гидроизоляционного ковра от температурных деформаций пола крыши, поверх ковра введен дополнительный слой пергамина насухо по тонкому слою песка, толщиной 8 мм.

Башня решена в виде 4-стоечной пространственной рамы. В нижней части расстояние между осями стоек 9,0 метра, в верхней части 3,6 метра. В средней части стойки идут наклонно, образуя усеченную пирамиду. В уровне этажей элементы конструкции башни отделены от основного здания осадочными швами. Внутри башни с уровня крыши здания до верха башни укреплены железные клепаные направляющие фермы, служащие для перемещения по ним железного клепаного шпиля, несущего на верхнем конце звезду.

На случай возможного в будущем капитального ремонта или смены его, шпиль можно опустить до уровня пола цокольного этажа. В перекрытиях цокольного и второго этажей предусмотрены на этот случай специальные отверстия. На верхнюю площадку башни ведут две железные крутые лестницы, – одна для подъема, другая для спуска людей.

Подъем по лестницам неутомителен, так как отдельные марши разделены достаточно длинными площадками. Кроме того, предусмотрены специальные площадки для отдыха посредине высоты башни, в стороне от основных потоков людей.

К статическим расчетам конструкций вокзала было приступлено в конце апреля 1936 года. 28 апреля 1936 года были выданы первые чертежи по фундаментам, в начале мая начались работы. 17 июля архитектурная и конструкторская бригады переехали на место постройки, во избежание задержки строительства чертежами. К Октябрьским торжествам были закончены стены и за малыми исключениями все железобетонные конструкции, включая и башню.

Таким образом, большое первоклассное здание с дорогой отделкой и целым комплексом весьма сложных работ было выполнено меньше чем в 1 год. Срок безусловно рекордный, и строители вокзала горды сознанием исполненного долга перед социалистической родиной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *