Просмотров: 43

Будасси Александр Владимирович (1878-1940)

Фамилия:Будасси
Имя: Александр
Отчество:Владимирович
Дата рождения:10 июня 1878 г.
Дата смерти:20 сентября 1940 г.
Статус во время работы на строительстве канала:
вольнонаёмный
работник НКВД
инженер
руководство

      Родился 10 июня 1878 года в селении Ингульская Каменка Александрийского уезда Херсонской губернии РИ, , (ныне – село Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области Украины), русский, из служилых дворян, б/п, образование – высшее.

Семья :

  • отец – Владимир Стефанович Будасси (????-????) – ?
  • мать – Софья Георгиевна Будасси (????-????) – ?
  • сестра – Софья Владимировна Будасси – (????-????) -?
  • жена – (с 1905г.) Зинаида Николаевна Чаева (????-06.09.1938) – дворянка, сестра видного предпринимателя и инженера-путейца Сергея Николаевича Чаева – эмигрировала во Францию, умерла в Медоне (Франция)
  • жена – (с 1920 года) Наталия Николаевна Будасси (Паренаго) (24.08.1895-????) – домохозяйка.
  • сын – Андрей Александрович Будасси (20.09.1921- 05.2007) – инженер-полковник, ветеран Великой Отечественной, военный конструктор, награждён многими орденами и медалями.
  • дочь – Ксения Александровна Будасси (20.09.1921 – ????) – ?

Окончил в 1903г. Санкт-Петербургский Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. Инженер-путеец.

Работа до строительства канала Москва-Волга.

С 1902 по 1906 год (ещё до окончания института) заведовал хозяйственными работами на 11-ом участке строительства Московской окружной железной дороги. С этого момента и до 1918 года работал как сотрудник и управляющий на крупных казённых подрядах своего шурина предпринимателя С.Н. Чаева.

29 апреля 1905 г. женился на З.Н.Чаевой, родной сестре сестра видного предпринимателя и инженера-путейца Сергея Николаевича Чаева

С 1906 по 1908 год строил шоссе через перевал Пятру (Пьятру) в Карпатах на границе Бессарабской губернии Российской империи и Румынии.

В 1909 году участвовал в постройке Аварийного дока в Севастополе.

С 1910 по 1913 год заведовал работами по орошению Голодной степи, участвовал в строительстве сети каналов.

В 1913-1917 гг. заведовал работами на постройке Семиреченской (Туркестано-Сибирской) железной дороги на I, II, IV и V административных участках (400 верст на участке Арысь – Верный (будущий Алматы)). Проект остался не завершён.

В 1918 – 1919 годах участвовал в строительстве железнодорожного моста через реку Оку на Курской железной дороге. (Проект остался не завершён.)

С сентября 1918 года работал главным инженером на строительстве железнодорожной ветки Овинище – Весьегонск – Суда. (В начале 1920 года строительство на участке Весьегонск – Суда было прекращено, на участке Овинище – Весьегонск завершено к 1926 году).

С 31 января 1920 года был назначен главным инженером управления строительства железнодорожной линии Александров Гай – Эмба, переустройству на широкую колею линии Красный Кут – Александров Гай и нефтепровода Эмба – Саратов (проект «Алгемба») с чрезвычайными личными полномочиями, полученными от В.И.Ленина.

В 1920 году в Саратове женился на дворянке Наталье Николаевне Паренаго, дочери отставного корнета Николая Васильевича Паренаго.

С 25 мая 1920 года особые полномочия были сильно ограничены, так как В.И. Ленин усомнился «в добросовестности» А.В.Будасси. (Проект был остановлен и заброшен). В августе 1921 года самовольно покидал стройку, уехав в Ташкент к жене. В сентябре 1921 года уволился со строительства.

20 сентября 1921 года в г.Ташкенте у А.В. Будасси и Н.Н.Паренаго родились дети Андрей и Ксения.

С конца 1921 года по август 1925 года работал старшим производителем земельно-скальных работ на строительстве Волховской ГЭС. Покинул стройку, завершив земельные работы.

С августа по декабрь 1925 года возглавлял строительное бюро при Строительном комитете строительства предполагавшейся тогда новой столицы КазССР города Кызыл-Орда (бывшая Ак-Мечеть). Местонахождение с декабря 1925г. по весну 1927г. года точно неизвестно, но вероятно Средняя Азия.

В 1927 году был приглашён на строительство города Алма-Ата, но его кандидатура была заблокирована профсоюзом рабочих.

С весны 1927 года по 18 мая 1928 года руководил земельно-скальным отделом «Днепростроя» (строительство Днепрогэса) в колонии Кичкас.

Арестован 18 мая 1928 года. Осуждён. Место отбытия наказания неизвестно.

Освобождён по истечению срока наказания 18 мая 1930 года.

В 1930 году устроился на работу в Средне-Азиатское управление водного хозяйства (Средазводхоз) в г. Ташкенте.

Арестован 10 января 1931 года. Осуждён.

В июне 1931 года начал отбывать наказание в Особом конструкторском бюро Беломорстроя (ОКБ БМС). Затем руководил работами Южного района строительства ББК (т.н. «Повенчанской лестнице» с 7-ю шлюзами). Во время строительства провёл крупную мошенническую операцию с завышением оплаченных объёмов поставки поделочного камня (диабаза) для нужд правительства Карелии, но по до конца не выясненным причинам наказания избежал.

Досрочно освобождён в 1933 году за «энергичную работу», но по окончанию строительства награждён не был. Судимость не снята.

Вероятно в это же время или несколько ранее поступил на работу в качестве вольнонаёмного сотрудника в органы ОГПУ СССР.

Судимость

  • Арестован 18 мая 1928 года на Днепрострое и этапирован в Кзыл-Орду. В числе группы из 14 руководителей и сотрудников строительных организаций, участвовавших в строительстве Кзыл-Орды обвинён в многочисленных служебных злоупотреблениях, вредительских и контрреволюционных действиях. Виновным себя не признал.

1 ноября 1928г. решением выездной сессии верховного суда РСФСР осуждён по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) к 4 годам содержания в ИТЛ строгой изоляции. Срок наказания был снижен в 2 раза по применении амнистии в ознаменование 10-летия Октябрьской революции. Место отбытия наказания не известно. Освобождён 18 мая 1930 года.

  • Арестован 10 января 1931 года ПП ОГПУ по УзССР в составе группы инженеров-мелиораторов Средазводхоза. Обвинён в контрреволюционной и вредительской деятельности в составе разветвлённой преступной организации в области мелиорации.

23 декабря 1931 года был осуждён предположительно по ст.58 п.7 УК РСФСР (вредительство) к лишению свободы сроком на 10 лет. Отправлен на строительство Беломоро-Балтийского водного пути. Срок заключения впоследствии был снижен до 5 лет.

Досрочно освобождён в 1933 году за «энергичную работу».

Работа на строительстве канала Москва-Волга.

С августа 1933г. поступил в качестве вольнонаёмного сотрудника на строительство канала Москва-Волга. 19 августа 1933 года зачислен на должность начальника производственно-технической части (ПТЧ) VIII отделения Дмитлага ОГПУ СССР с окладом 700 руб. (приказ №133 по Дмитлагу от 20.08.33г.). Одновременно назначен начальником работ на Хлебниковском участке Москваволгостроя (участок русла канала, проходящий через две глубокие выемки, 2 автомобильных и 3 железнодорожных моста, трое заградительных ворот, несколько вспомогательных сооружений и предприятий). Организовал сложный механизированный комплекс работ по выемке, погрузке, вывозу и разгрузке большой массы (порядка 8 000 000 куб.м.) грунта при работах на Глубокой выемке, за что получил благодарность и денежную премию.

15 сентября 1935 года строительство т.н. Глубокой выемки было завершено.

4 ноября 1935 года завершено строительство железнодорожного моста Октябрьской железной дороги.

В марте 1936 году возглавил работы по постройке и эксплуатации камнеобрабатывающего завода в Хлебниковском районе строительства (приказ № 129 от 22 марта 1936г.).

В июле 1936г. назначен начальником сооружения по переустройству Октябрьской железной дороги в Завидовском районе Калининской области. (приказ №377 от 7 июля1936г.).

В августе 1936г. переназначен уже заместителем начальника работ всего Завидовского района строительства. (приказ № 172 от 29.08.36г.).

В ноябре 1936г. назначен заместителем начальника работ Сходненского участка строительства Хлебниковского района (приказ № 188 от 01.11.36г.).

По окончании строительства Канала постановлением ЦИК от 14 июля 1937 года награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Работа после строительства канала Москва-Волга.

     Предположительно, с августа 1937 года работал на строительстве сооружений военно-морской базы «Ручьи» и сооружении рокадной железной дороги Вейнман – Чудово – Будогошь – Тихвин (Cтроительство №200, Лужлаг) в Карелии в качестве одного из начальников работ.

     В конце 1939 года назначен начальником работ на строительстве железнодорожной ветки Ручьи Карельские – Алакуртти – Куолоярви (Строительство №105, Кандалакшский ИТЛ). По воспоминаниям соратников, выехал на строительство «сильно простуженным». Зимой 1939-1940 года строительство проходило в необжитой местности, в тяжёлых условиях, при очень низких температурах (до -500С), что способствовало прогрессированию болезни и осложнению.

   Умер 20 сентября 1940 года от туберкулёза лёгких.

     Похоронен в г. Москва, на Ваганьковском кладбище.

     Реабилитирован по второму делу Верховным судом УзССР 2.12.1957 года.

Награды и поощрения.

  • премия 1000 рублей за инициативу и осуществление гидравлического способа разгрузки грунта с железнодорожных платформ. (приказ №130 от 27 октября 1934г.)
  • благодарность за успешное и своевременное выполнение большой и ответственной работы по гражданскому строительству (приказ № 313 от 14 сентября 1935г.)
  • орден Трудового Красного Знамени за успешное завершение строительства канала Москва-Волга (постановление ЦИК СССР от 14 июля 1937г.)
  • знак «Строителю канала Москва-Волга» №289 – после февраля 1940 года.

 

Источники:

  • Кувырков И.В. Инженер Будасси. – М.: Эдитус, 2018. – 110 с.
  • Будасси Е.А., Дивинский В. «Трудился не за страх, а за совесть». Газета «Химкинские новости» №33 (2180) за 18.06.14г., стр. 8-9.
  • Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства1931–1934 гг. Под редакцией М. Горького,  Л. Авербаха, С. Фирина,

 




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *