Закончилась великая и ужасная сталинская стройка канала Москва-Волга. Для пропаганды подвига советского народа и великого Сталина по каналу был организован рейс парохода «Алексей Стаханов» с 4 по 9 апреля 1937 года. На борту парохода разместились около тридцати фотографов, некоторые из которых на сегодняшний день стали классиками фотографии. Среди участников поездки были Юрий Ерёмин, Николай Андреев, Аркадий Шайхет, Михаил Прехнер, Наум Грановский, Н.Бирюков, Александр Хлебников, Андрей Телешев, Николай Кубеев, А. (или М.) Радин, А.Пархоменко, Роберт Диамент (Киев), В.Лебедь (Киев), Леонид Великжанин, Беляев, Наталья Бодэ, Козловский, Борис Козюк, Либерман, Солодовников, Стронько, Шалашов.

По результатам поездки в московском Доме печати была проведена выставка лучших работ в количестве около 120 фотоснимков. Есть сведения, что был выпущен каталог этой выставки, но, увы, пока разыскать его не удалось.


Журнал «Советское фото» № 9 Сентябрь 1937 г., С.1-2.
Автор: С. А.

Коллектив фотографов на канале Москва–Волга

Одного художника попросили как-то высказаться об искусстве фотографии. Он привел такой пример.

– Представим себе — сказал он, – что несколько художников, зрелых и опытных, решили написать один и тот же пейзаж, с одной и той же рабочей площадки. Результаты получатся неожиданные. Картины не будут повторять одна другую. Такова сущность искусства: каждый художник говорит своим языком. Пусть попробуют снять тот же пейзаж с одной точки в один момент несколько фотографов – получится ряд более или менее схожих снимков. В этом – разница искусства живописи от фотографии.

Наш художник вынужден был бы существенно изменить свое мнение, если бы просмотрел работы коллектива фотографов, совершивших 4–9 августа с. г. творческую поездку по каналу Москва–Волга. Около тридцати фоторепортеров, фотохудожников, работников прикладной фотографии и фотолюбителей участвовали в этой поучительной поездке, организованной оргбюро фото-секции ЦК союза кинофотоработников и Союзфото. Почти пять дней пробыли участники этой экскурсии на канале. Пароход «Алексей Стаханов» останавливался на всех участках трассы, заходил в водохранилища, причаливал к плотинам, водосбросам и – просто – к живописным берегам канала.

Казалось, что одновременная работа большого коллектива фотоработников, действительно, приведет к повторению одних и тех же кадров. Но даже первый беглый просмотр заснятого материала рассеял сомнения. Ни один из мастеров, обладающих своей творческой манерой, и в малой степени не почувствовал какого бы то ни было стеснения в необычных условиях работы и дал серию снимков, сохранив свой стиль, по-своему отразив замечательные сооружения. Буквально с одной точки снятые виды канала смотрятся, как оригинальные, не повторяющие один другого снимки. Многообразие художественных возможностей, заложенных в фотографии, раскрывается с большой убедительностью в сериях снимков участников поездки.

Перед нами работы Ю. Еремина. Это имя много лет на страницах наших журналов служило синонимом понятия о фотохудожнике, отображающем уходящее, далеком от советской тематики.

И вот Ю. Еремин – на трассе замечательного канала, воплощающего в себе мощь и славу молодой советской индустрии. В результате – блестящая серия снимков.

Можно было бы сделать упрек Ю. Еремину. Увлеченный богатством световых возможностей, он в ряде снимков канала свел свою работу к разрешению чисто формальных, этюдных задач. По серии Ю. Еремина трудно судить и о масштабах сооружения. Этот упрек был бы справедлив. Подобные недостатки не умаляют, однако, достоинств работ Еремина, сумевшего в своем творческом плане многообразно показать замечательнейший канал.

Другой автор – Н. Андреев. Пейзажист. Мастер мягкорисующей оптики, многие годы увлекавшийся «чистыми» пейзажами среднерусской полосы. Н. Андреев впервые на канале сталкивается с непривычными объектами – сооружениями строгих форм. Вместо стогов сена, березовых рощ, извилистых речек – на матовом стекле его испытанной «зеркалки» железобетонные конструкции, массивные ворота шлюзов башни и водосбросы.

Пожалуй, можно было бы ожидать от фотографа растерянности, неудачи? Нет. И у Н. Андреева оказалась отличная серия любовно обработанных, весьма интересных и цельных по своему замыслу снимков.

Можно, пожалуй, упрекнуть его в излишней склонности к темной тональной гамме и в попытке как бы растворить строгие и мощные формы сооружений в мягких тонах окружающего пейзажа. Старые художественные традиции Н. Андреева иногда, чувствуется, довлеют над автором. Они упрямы, эти традиции, и сопротивляются вторжению в пейзажи новых мотивов. В целом все же серия работ, сделанных Н. Андреевым на канале,– значительный творческий успех автора.

Совершенно в другом роде серия снимков А. Шайхета. С неутомимостью и упорством опытного фоторепортера он безошибочно выбирал верхние точки, позволившие наилучшим образом оттенить мощь, монументальность, простор канала – эти черты, характеризующие величайшее гидротехническое сооружение эпохи.

Сохранил своеобразие в подходе к съемке М. Прехнер. Стремление к лаконизму и экономии изобразительных средств, – ценное качество, свойственное методу работы этого фотографа, – сказалось и в его снимках канала.

Несколько сильных работ, отражающих архитектуру сооружений канала, хорошую технику обработки снимков показали Н. Грановский и Н. Бирюков, А. Хлебников и А. Телешев.

Трудным испытанием оказалось подобное творческое соревнование для группы участников поездки – фоторепортеров московских и киевских газет и Союзфото. Бесспорно, у многих из них, как, например, у Н. Кубеева, А. Радина, А. Пархоменко, киевских фоторепортеров тт. Диамента, Лебедя и др. – наметанный глаз, есть умение быстро построить кадр, правильно схватить главные черты, характерные для объекта.

Но достаточно ли этих качеств?

Работа фотографа-художника тем и отличается от работы ремесленника, что индивидуальность автора сказывается на всех стадиях его труда,– от продумывания замысла до окончательной отделки произведения. Подлинный художник еще при разработке замысла как бы видит уже перед собой будущее произведение. Фотохудожники – не исключение в этом смысле. Когда фотограф-художник еще намечает точку, с которой он снимет тот или иной объект, он сразу оценивает и световые, и тональные, и линейные особенности будущего кадра, оценивает задуманный кадр и в плане соответствия его общему замыслу, идее снимка или фотокартины. Он как бы мысленно доводит свою работу до конца, ясно представляя себе и особенности негативного и позитивного процессов. Весь комплекс труда, таким образом, учитывается художником еще в начальной стадии работы.

С большим или меньшим отклонением от этого творческого закона работают художники-живописцы. Целеустремленность, упорство, в одинаковой мере внимательное отношение к любому процессу создания снимка,– от выбора точки съемки до заделки пятен на позитиве,– этими чертами характеризуется и степень мастерства фотохудожника. Вот этих-то качеств и нет у многих фоторепортеров. Стоит ли удивляться поэтому, что в общем остроумные и свежие замыслы многих молодых участников творческой поездки на канал Москва–Волга оказывались иногда бесплодными, потому что результат труда – позитив – выходит из рук авторов слабым, дурно отделанным. Подобные изъяны проходят незамеченными, когда фотограф работает над вещью в одиночку. Эти же самые недочеты крепко бьют автора, когда ему приходится соревноваться с более сильными мастерами.

Неумение обработать негатив, пренебрежение к печати снимка, подмена сложного искусства фотографии «хваткой» практика, набившего руку, рано или поздно сказываются в работе фотографа, недостаточно строго относящегося к «себе.

Способный Н. Кубеев ее знает в достаточной мере позитивного процесса. Торопливость не дает возможности сосредоточиться А. Радину, Л. Великжанину, А. Пархоменко. Отсутствие замысла, руководящей идеи, погоня за внешним эффектом, за оригинальными «точками съемки» и привели менее опытных работников к повторению одних и тех же кадров.

Предположим, что пейзаж с одного места пишут не опытные живописцы, а ученики, еще не овладевшие мастерством. Нет сомнения, что их работы окажутся схожими. Каждый из них лишь более или менее удачно скопирует уголок природы. То же и с фотографами. Фотоаппарат в руках целеустремленного мастера-фотографа, как и кисть в руках зрелого живописца,– средство художественной, неповторимой передачи изображения; фотоаппарат в руках неискусного человека – механическое средство копировки.

Соревнование коллектива фотографов, участников поездки на канал Москва–Волга, блестяще подтверждает этот неопровержимый закон искусства.


ФОТОВЫСТАВКА «КАНАЛ МОСКВА-ВОЛГА»

В московском Доме печати 4 октября с. г. открылась выставка лучших работ из числа сделанных московскими и киевскими фотографами во время творческой экскурсии по каналу Москва–Волга. Экскурсия была организована Оргбюро фотосекции ЦК союза кинофотоработников и Союзфото 4–9 августа с. г.

На выставке представлено около 120 работ. В ней приняли участие тт. Андреев, Беляев, Бирюков, Бодэ, Великжанин, Диамент, Еремин, Грановский, Козловский, Козюк, Либерман, Лебедь, Прехнер, Солодовников, Стронько, Радин, Телешев, Хлебников, Шайхет и Шалашов.


 

По результатам этой поездки было выпущено несколько наборов открыток, в том числе и в 1937 году:

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите ваш комментарий
Введите своё имя